Актеры и судьбы. «Ну и что?! Я такая, какая есть!». Наталья Гундарева.

natalia-gundareva-small

Сентябрь 21, 2013   1:04:32 PM

Актриса Любовь РУДЕНКО: «Наташа очень любила бриллианты, но купить не могла, и когда, увидев однажды на пальце у нее невероятной красоты перстень, я спросила: «Что это?», она зарделась и ответила: «Миша подарил — машину продал».

28 августа 2013 года Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет

Будущая звезда театра и кино родилась в рабочей семье. Отец прошел путь от простого рабочего до инженера малолитражных автомобилей. Мать всю жизнь проработала в конструкторском бюро инженером-проектировщиком, а в свободное от работы время играла в самодеятельном театре. Стоит ли удивляться, что любовь к театру передалась ее дочери? Почти каждый день после школы Наташа бежала в Дом пионеров, где занималась в кружке художественного слова. В восьмом классе она записалась в ТЮМ (Театр юных москвичей) при городском Дворце пионеров, где сыграла свои первые роли.

Пожалуй, больше всего страданий ей доставляла полнота. В Щукинском училище Наташа, обмотавшись полиэтиленовой пленкой и надев — для верности! — три шерстяных спортивных костюма, по словам мастера ее курса Юрия Васильевича Катина-Ярцева, «до седьмого пота гоняла свою персону по спортзалу». К счастью, похудеть ей так и не удалось. Внешность стала ее актерской фишкой — фирменным отличием от многочисленных красоток-худышек, лица которых, увидев сегодня, назавтра и не вспомнишь.

У Гундаревой нет ни одной проходной роли, а названия фильмов, в которых она сыграла, говорят сами за себя: «Сладкая женщина», «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Дульсинея Тобосская», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Зимний вечер в Гаграх», «Небеса обетованные». В то время как все вокруг восторгались ее талантом, сама Наталья Георгиевна считала, что просто на совесть делает свое дело. «Если бы я не была актрисой, а мыла бы раковины, то сделала бы все, чтобы именно мои раковины были самыми чистыми», — говорила она.В последние годы Гундарева играла очень мало — ни в театре, ни в кино ей почти не предлагали ролей. Актриса переживала из-за творческой невостребованности. Депрессию усиливали и мысли о возрасте: перешагнув 50-летний рубеж, Наталья Георгиевна отчаянно не хотела стареть и решила «поработать» над собой — она сделала подтяжку лица и резко похудела. Возможно, эти радикальные меры и подвели ее и без того истощенный тяжелой работой организм к критической черте.

 

Любовь Руденко: «Наташа была человеком редкой души»

После инсульта, случившегося у нее жарким летом 2001-го, актриса на неделю впала в кому, но все-таки пришла в себя. Год она восстанавливалась — заново училась говорить и двигаться, но к прежней жизни уже не вернулась. Работать Гундарева не могла, зато могла и хотела заниматься благотворительностью: акция, в которой она участвовала, называлась «Во имя здоровья».

С Петром Щербаковым в мелодраме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», 1983 год

В конце 2002 года во время прогулки Наталья Георгиевна поскользнулась и упала, в результате она снова попала в больницу, из которой уже не вышла. Одна из самых ярких советских актрис скончалась 15 мая 2005 года, ей было всего 56 лет…О Наталье Гундаревой рассказывает заслуженная артистка России Любовь Руденко.


«УВИДЕТЬ НАТАШУ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ БЫЛО ВЫШЕ МОИХ СИЛ»

 

— Любовь Николаевна, почему вы постоянно подчеркиваете, что не осмеливаетесь называть себя подругой Натальи Гундаревой, скорее, приятельницей?

 

 

 

В роли Анны Доброхотовой с Олегом Янковским, «Сладкая женщина», 1976 год

 

— Близкие подруги — это те, к кому ходишь в гости, о ком знаешь всю подноготную, и такие друзья у Наташи были. Но и в моей жизни она сыграла важную роль. Я училась у художественного руководителя Театра имени Маяковского Андрея Александровича Гончарова, который обожал Наталью Георгиевну. В то время она уже начала активно сниматься (график в кино у нее был расписан на год вперед), и Гончаров, который ревниво относился к кинематографу, очень боялся, что его прима вообще уйдет из театра. Он не мог этого допустить — Наташа была уникальной актрисой, безудержно остроумной и невероятно трагедийной.

В роли Веры Голубевой с Александром Михайловым в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», 1983 год

Она столько всего придумывала для каждой своей роли, что Гончарову на репетиции оставалось только наслаж­даться и радостно с ней соглашаться: «Да-да! Замечательно!». 

После окончания института меня взяли в Театр имени Маяковского. И поскольку по фактуре я была очень похожа на Гундареву, на сборе труппы она при всех сказала: «Вот, Андрей Александрович, классная мне замена!». Гончаров испугался ужасно и долгое время вообще не давал мне никаких ролей.

«Лицо мое горит, ни снег, ни ветер не остудит, помехой счастью нам застенчивость не будет…». В роли Смеральдины с Константином Райкиным, «Труффальдино из Бергамо», 1977 год

 

— Выходит, вместо того чтобы начинающей актрисе помочь, Наталья Георгиевна затормозила вашу карьеру?

 

— Но она же сама все исправила. Как-то мне позвонил ее муж, актер нашего театра Михаил Иванович Филиппов: «Любочка, Наташа заболела, а сегодня «Клим Самгин». Сыграй, пожалуйста, Белошвейку». Роль я знала назубок, репетировала ее, еще будучи студенткой, так что ввестись могла моментально. «Но как же Андрей Александрович?» — только и спросила я. «А Наташа ему уже позвонила, — ответил Филиппов, — ему некуда было деваться, не отменять же спектакль».

В роли Надежды Кругловой с Виктором Проскуриным, «Однажды двадцать лет спустя», 1980 год

В шесть вечера у меня была репетиция, а в семь я уже играла Белошвейку.Постепенно Андрей Александрович понял, что меня можно выпускать на большую сцену, и начал давать мне роли. Со временем я была уже занята во всех его спектаклях.

 

— Вы только дублировали Гундареву или были заняты с ней в одних спектаклях?

 

— В «Виктории…», где Наташа играла леди Гамильтон, мне досталась роль ее служанки-наперсницы Франчески, которой героиня Гундаревой поверяла самые сокровенные тайны. Видимо, это на нас сильно подействовало. К тому же во время репетиций мы так много времени проводили вместе на сцене, что отношения в спектакле стали и нашими отношениями в жизни. 

С Евгением Евстигнеевым в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», 1985 год. В образе певицы Мельниковой, блестяще сыгранной Гундаревой, явно угадывается Алла Пугачева, а один из эпизодов с участием Мельниковой даже имел место на самом деле

Мы быстро перешли на ты. Когда я в очередной раз назвала ее Натальей Георгиевной, она возмутилась: «С ума сошла?! Я старше всего на 10 лет и для тебя просто Наташа!».Ну а закрепили наши отношения съемки в фильме «Жизнь Клима Самгина», мы вместе ездили в экспедиции в Питер и Таллинн и все свободное время проводили вместе. Это были минуты редких душевных откровений, Наташа доверяла мне какие-то свои тайны, мечты, интимные подробности. Я их и сейчас храню, поскольку не могу спросить у нее разрешения об этом рассказать.

 

В роли Зины со Стасом Садальским в исторической ленте Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год

— Она была счастлива в семейной жизни?

 

— Таких нежных и трогательных отношений между супругами я больше не встречала. Один пример.

У Наташи была вполне понятная для женщины страсть к бриллиантам, она их очень любила, но купить не могла. Во-первых, ее гонораров на них не хватало, во-вторых, бриллианты обязательно нужно получать в подарок — без этого они теряют свою магическую силу. Где-нибудь на съемках или гастролях Гундарева часто звала меня в ювелирный магазин: «Пойдем, бриллианты померяем!». Мы с ней шли, примеряли все, что было на витрине, но уходили ни с чем.

 

Катя, «Вас ожидает гражданка Никанорова», 1978 год

А однажды во время спектакля заходим мы на сцене за ширму, и я вижу на пальце у Наташи невероятной красоты перстень с изумрудом и бриллиантом. «Что это?» — спрашиваю. Наташа зарделась: «Миша подарил». — «Откуда такие деньги?!» — удивилась я. Тут она покраснела еще больше: «Машину продал».

 

— Мужской поступок!

 

— Именно так она это и оценила. Вы не представляете, как Наташа была счастлива! Мужчину ведь надо оценивать не по словам, а по поступкам. Если он каждую минуту говорит о том, как тебя любит, но ничего не делает, чтобы подтвердить слова, грош цена его чувствам.

Михаил Иванович доказывал Наташе свою любовь делами.

Каждый вечер после спектакля он встречал ее с цветами, а зимой — с разогретой уже машиной, чтобы она ни минуты не стояла на холоде. Когда мы выходили из театра, я всегда видела ее ищущий взгляд. Убедившись, что муж ждет, она расцветала и не шла, а буквально летела к нему навстречу. 

 

— Но ведь Михаил Филиппов тоже актер. Неужели он никогда не ревновал жену к ее успеху?

 

С Эльдаром Рязановым, 2004 год

— Михаил Иванович — интеллигентнейший, умнейший и тончайший человек с уникальным чувством юмора, чуждый самовлюбленности и фанаберии. Сейчас, в новом браке, он ведет себя предельно деликатно. Наташа была с ним очень счастлива. Когда она лежала в больнице, он приезжал к ней каждый божий день. Даже не знаю, какой еще мужчина мог бы это выдержать.

Каюсь — за все пять лет, что она болела, я так и не смогла пересилить себя и приехать к ней. Наташа всегда казалась стеной, за которую можно спрятаться и попросить и помощи, и поддержки. Увидеть ее в беспомощном состоянии было выше моих сил. Я понимала, что, скорее всего, не сдержусь и у меня начнется истерика. Если же мне и удастся сдержаться, меня выдадут глаза: какой бы хорошей актрисой ты ни была, есть вещи, которые скрыть и сыграть невозможно. И для меня, и для нее это было бы травмой.

С Сергеем Шакуровым, «Собачий пир», 1990 год

Поэтому я передавала ей какие-то вещи — например, напольный вентилятор, когда было жарко, но сама встретиться с ней так и не отважилась. 

«РАБОТАЯ В ГОСДУМЕ, ГУНДАРЕВА НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧИЛА ПРИЧИТАЮЩУЮСЯ ЕЙ ЗАРПЛАТУ — ПЕРЕЧИСЛЯЛА ДЕНЬГИ В ФОНД НЕИМУЩИХ АКТЕРОВ»

 

— Наталья Георгиевна переживала из-за того, что так и не смогла родить ребенка?

 

— Выйдя замуж в первый раз, Наташа забеременела, но выносить ребенка не смогла. Она была уверена, что виной всему ее психологическая несовместимость с отцом ребенка. У нее тогда был ужасный токсикоз: от дома до театра доехать не могла, около каждой урны останавливалась.

Со вторым мужем у нее в этом смысле тоже ничего не получилось. Когда же Наташа встретилась с Михаилом Ивановичем, ей было уже за 40 и рожать она не рискнула. К тому же начались проблемы со здоровьем. Как-то на съемках в Питере мы с Наташей пошли в кино, и ей стало плохо прямо во время сеанса: она стала задыхаться, пришлось выйти на улицу. Когда мы пришли в гостиницу, она легла и попросила: «Не уходи, побудь со мной, если станет хуже, надо будет вызвать «скорую».

С Олегом Басилашвили в философской комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», 1979 год

Дело в том, что Наташа была редкостным трудоголиком и выдерживала невероятную нагрузку, у нее было огромное количество репетиций, съемок, поездок, встреч со зрителями. Неудивительно, что организм истощился. Помню, как однажды в 11 часов вечера, отыграв тяжелейший спектакль и падая с ног от усталости, Наташа села за руль своей красной «пятерки» и поехала куда-то в Подмосковье на ночную съемку.

Была зима, метель, гололед. На вопрос, почему за ней не прислали машину, она ответила: «У меня же есть своя, зачем людям лишние заботы доставлять? К тому же за рулем я отдыхаю».

С первым мужем театральным режиссером Леонидом Хейфецем Гундарева познакомилась во время работы над телевизионным спектаклем «Обрыв» — через шесть лет брак распался

В этой фразе вся Наташа. Со своими проблемами она всегда справлялась сама, ей неудобно было кого-то о чем-то для себя просить. А людям, к которым она направлялась, было не стыдно заставлять актрису полтора часа ехать ночью по скользкой дороге. 

 

— Когда ее избрали в Государственную Думу, она как-то изменилась?

 

— Нисколько. Все так же рвалась всем помогать. Кстати, в Думе Наташа ни разу не получила причитающуюся ей зарплату — перечисляла деньги в фонд неимущих актеров. Об этом я узнала от человека, который видел ведомость, где напротив фамилии Гундаревой стояла соответствующая отметка. Сама Наташа никому об этом не рассказывала.

Я уже не говорю о том, скольким актерам она выбивала квартиры — например, Роман Мадянов именно ей обязан своим первым московским жильем. Он с женой и маленьким ребенком обитал в крохотной квартирке в подмосковном Дедовске, на работу добирался долго. Чтобы Рома успел на последнюю электричку, мы иногда даже спектакль играли быстрее.

Вторым супругом Натальи стал актер Виктор Корешков — ее партнер по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда»

И вот долгожданная радость: Мадянову выделили небольшую квартиру — правда, в Новогирееве. Но когда Рома с женой, взяв ордер, поехали смотреть свое новое жилье, оказалось, что там уже живут другие люди. Так бывает: дескать, мы квартиру выделили, а дальше разбирайтесь сами.

Рома позвонил Наташе, которая была на даче. Представьте себе, ровно через час она была около театра при полном параде — в классическом строгом костюме, с гладко зачесанными назад волосами. Они с Ромой сели в Наташину машину и поехали к начальству — разбираться. На следующий день Мадянову дали квартиру. Он сам мне об этом рассказывал — Наташа так и не призналась, что сделала очередное доброе дело.

 

Актер Театра Маяковского Михаил Филиппов и Наталья Гундарева были давними знакомыми и в 1986 году поженились. «Таких нежных и трогательных отношений между супругами больше я не встречала»

— На себя у нее хватало времени и денег или, как всегда, сапожник без сапог?

 

— Помню, как они с Михаилом Ивановичем обставляли свою новую пятикомнатную квартиру своеобразной — круглой — планировки: в центре находилась гостиная, а вокруг — все остальные помещения. Стандартная мебель туда не подходила, поэтому гарнитур для гостиной они заказывали где-то за границей. Сегодня актер куда меньшего масштаба, чем Гундарева, может заработать на него за один съемочный день, а Наташе пришлось пахать почти месяц — чтобы накопить нужную сумму, она колесила по городам и весям, выступая на концертах и встречах со зрителями.


«ПРЕССА НАПИСАЛА, ЧТО ОНА СДЕЛАЛА СЕБЕ ЛИПОСАКЦИЮ, НО ЭТО НЕ ТАК»

 

— Незадолго до рокового инсульта Наталья Георгиевна очень похудела…

 

С Людмилой Зайцевой в картине «Здравствуй и прощай», 1972 год

— …и пресса тут же написала, что она сделала себе липосакцию, но это не так. Дело в том, что Наташе предложили роль в сериале «Любовь.ru», где ее партнером должен был быть настоящий мачо — Анатолий Васильев. В сценарии были прописаны откровенные сцены, в которых Наташа представала полуобнаженной. Она очень из-за этого переживала: «Понимаешь, мне надо как-то подобраться. Лишние килограммы можно скрыть в театре, в костюмах, но не на экране, когда на тебе к тому же ничего нет. Я старше моей героини, поэтому мне нужно что-то сделать, чтобы не стесняться откровенных сцен».

Вот и начала худеть. Прошло два месяца театрального отпуска, мы пришли на сбор труппы и ахнули: Наташа похудела килограммов на 20 и выглядела блестяще — на сцену вышла стройная миниатюрная женщина, она ведь была невысокого роста. Все стали говорить, что Гундарева сделала пластику, что-то себе откачала. Но все было гораздо проще, она открыла мне секрет: «Я после шести вечера не ем». Это очень действенное средство. К тому же Наташа носила утягивающее белье — я сама видела, как она в гримерной надевала корсет. Заметив мой удивленный взгляд, сказала: «Ну а как иначе, надо выглядеть на все сто».

 

— Говорят, именно резкое похудение и стало причиной инсульта.

 

— У нее всегда были проблемы с сосудами — всю жизнь мучилась с пониженным давлением. Когда играла «Леди Макбет Мценского уезда» — очень сложный в психологическом отношении спектакль, — оно у нее скакало постоянно. Наташа выбегала со сцены за кулисы, задирала юбку, и помреж Леночка, которая до этого работала медсестрой, профессиональным движением делала ей повышающий давление укол, и Наташа снова бежала на сцену.

А на гастролях в Киеве Гундарева вообще чуть не умерла. В тот день было очень жарко, и когда я приехала в театр, она пожаловалась, что плохо себя чувствует. «А ты давление померила?» — спрашиваю. У нее был такой приборчик, который надевался на палец, — быстро и удобно. «Да не успела, — услышала в ответ, — гримироваться надо было».

Наталья Георгиевна с третьим супругом Михаилом Филипповым и матерью Еленой Михайловной, 2001 год

И вот в начале второго акта, стоя с ней рядом на сцене, я увидела, что она начинает оседать и заваливаться назад. Вдвоем с Михаилом Ивановичем мы успели ее подхватить и унести в гримерку. Костюмерша, которая умела энергетическими способами повышать давление, тут же начала массировать Наташе пальцы, потом руку, начался прилив крови — это помогло продержаться до приезда врачей. Когда прибыла «скорая», давление у нее было 60 на 30. Врачи сказали, что еще не­мно­го, и мы бы ее потеряли. Но Наташа, лежа на кушетке, все просила: «Сделайте мне укол, и я доиграю, люди ни в чем не виноваты».

Публике объявили, что в связи с неожиданным ухудшением здоровья Натальи Гундаревой спектакль продолжать не будут, всем желающим предлагали сдать билеты. После этих слов зрители долго аплодировали, и ни один билет в кассу сдан не был.

 

— Многие актеры о такой народной любви могут только мечтать!

 

— Наташа ее заслужила, ведь и сама она всегда с любовью относилась к своим зрителям. Как-то в Сочи мы с ней и моим сыном Толей пошли на пляж. А надо сказать, что в жизни она никогда не красилась, говорила: «Грима мне хватает на работе, пусть лицо отдыхает». И вот стоит она на берегу почти неузнаваемая — закутанная в полотенце, на голове косыночка. И тут женщина с девочкой, которая проходила мимо, ошеломленно спрашивает: «Это вы?!». — «Я!» — радостно отвечает Наташа. «Ой, — говорит жен­щина, — можно мне сфотографировать вас с моей дочерью?». — «Конечно!» — улыбается Наташа.

 

 

Я видела, что матери тоже очень хочется сфотографироваться с любимой актрисой, и предложила: «Становитесь все втроем, я вас сниму». Вы бы видели счастье этой женщины! Она нам рассказала, что приехала с Севера, что ее за хорошую работу премировали путевкой в Сочи. Когда они ушли, Наташа мне, тогда еще молодой актрисе, сказала: «Запомни, никогда не отказывай людям в автографе и просьбе сфотографироваться, для тебя это мелочь, а для людей — радость».

Забавная история произошла с Наташей и как-то на гастролях. Мы с ней только вышли из гостиницы, как ей буквально под ноги бросилась женщина с чемоданом: «Наталья Георгиевна, подождите!».

Оказалось, что она притащила книги, которые собирала всю жизнь, чтобы подарить любимой актрисе (в то время книги были дефицитом, мы с трудом их доставали, даже из-за границы привозили — я сама как-то тащила целый чемодан из Болгарии, где хороших книг на русском языке было очень много).

Я распахнутыми глазами смотрела на неподъемный чемодан, а Наташа как-то очень проникновенно сказала: «Спасибо вам большое! Конечно, я возьму ваш подарок». Когда счастливая поклонница ушла, я спросила: «Ну и что ты с этаки­­­­м грузом делать будешь?». — «Отдам в театральную библиотеку, — сказала Наташа, — там всегда книги нужны. Если бы я их не взяла, оскорбила бы человека в лучших чувствах». Наташа была человеком редкой души…

 

источник- Людмила ГРАБЕНКО  http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/35/521d11389f1d3/

 

 

 

Трактирщица (1975) (фильм-спектакль)

Режиссер: Александр Белинский Сценарист: Александр Белинский Оператор: Борис Лазарев Художник: Владимир Лыков Производство: Гл. ред. лит-драм программ Год: 1975 Актеры: Наталья Гундарева, Евгений Лазарев, Никита Подгорный, Юрий Каюров, Олег Вавилов, Владимир Сальников

 

 

 

 

 

Посмотреть также...

Хочется сказать власти: Вы что там, идиоты все? Дмитрий Спивак в ток-шоу «Пульс» на 112, 26.01.21

01/26/2021  18:50:11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *