Актеры и судьбы. Татьяна Лиознова — женщина с мужским складом ума.

lioznova-240_23235

Ноябрь 10, 2013   10:27:34 PM

 

Все актеры были уверены, что у Татьяна Михайловна  обладает абсолютно мужским складом ума. А как еще может быть в режиссерской профессии, в которой трудятся сплошь мужчины?Почему же хрупкая женщина выбрала столь трудную профессию? «Почему? — размышляла в одном из своих последних интервью Татьяна Михайловна. — Наверное, потому, что в моей жизни всегда не хватало мужского присутствия. У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Папа отвоевал на фронтах Первой мировой и после ранения плохо слышал, его не должны были призывать, но он записался в добровольцы и погиб в 1941-м… Знаете, тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана». Именно поэтому фильмы о войне у Лиозновой настолько честны…

Татьяна Лиознова была одним из самых успешных режиссеров, хотя и сняла всего девять фильмов, большая часть который стала культовыми. Девять шедевров, созданных за несоразмеримо короткие сроки. Никому даже из мужчин-режиссеров такое не удавалось. Именно поэтому Татьяну Михайловну называли «стремительным» режиссером… А ведь многие ее картины уже много лет считаются классикой кино – это и «Карнавал», и те же «Три тополя», и, конечно, легендарные «Семнадцать мгновений весны»… Мы уже не можем представить себе наш кинематограф без Ирины Муравьевой с озорными «хвостами», и Штирлица-Тихонова, который «проснется ровно через 20 минут», и, конечно, берущей за душу песни «Нежность» в исполнении Татьяны Дорониной в «Трех тополях на Плющихе»…

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

Каждый ее фильм — это история, находившая отголоски в людских душах. Леонид Броневой отметил в одном из своих интервью: «Я думаю, если бы она сняла только один фильм «Три тополя на Плющихе», она могла бы ничего уже не снимать. Если бы она жила на Западе, то она, ее внуки и правнуки были бы обеспечены только за одну эту работу». А после показа «Семнадцати мгновений весны» по советскому телевидению Татьяна Лиознова получила от зрителей двенадцать мешков писем и  прочитала все письма до единого! Кроме того, эта картина стала настолько популярна, что первый повтор на телевидении состоялся уже через три месяца после премьеры. 

Все картины Татьяны Михайловны были сняты в рекордные сроки. Лиознова снимала быстро, даже стремительно — одной камерой по 200 метров в смену, хотя все режиссеры утверждали тогда, что больше 20 метров за смену снять нельзя. «В одной из последних серий мы с Тихоновым 300 метров отыграли, что можно занести в Книгу Гиннеса. Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», — вспоминает Леонид Броневой. Но при этом режиссер Лиознова была настолько профессиональна, и она так хорошо понимала, что происходит у нее на съемочной площадке, что откуда и в какую секунду должно появиться и в какой момент исчезнуть, она могла видеть картину целиком – даже 12-серийный фильм о Штирлице.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» А, к примеру, фильм «Мы, нижеподписавшиеся», режиссер пообещала снять за два месяца, а в результате, собрав актерский состав на собрание, волевым решением сократила этот срок до одного месяца! Даже озвучку, которая обычно занимает огромное количество времени, Лиознова старалась делать сразу – во время съемок. К примеру, Доронина исполняла песню «Нежность» сразу, в такси. А для того, чтобы шум поливальной машины, которая поливала такси героя Олега Ефремова «струями дождя» не заглушал голос актрисы, пришлось обложить автомобиль кусками поролона. Вот и все спецэффекты на тот момент!

Да, в те годы спецэффектами были исключительно талант режиссера и актеров, а также подручные средства… Режиссер никогда не боялась экспериментов. Чего стоит ее 6-минутная сцена молчания в кафе, где Штирлиц встречается со своей женой. Ведь в ней никакой динамики – только музыка и эмоции… До сих пор другие кинорежиссеры и актеры с удивлением замечают: и как Лиозновой удалось сделать немыслимое – шесть минут молчания в фильме – это нонсенс! Такое не удавалось ни одному советскому режиссеру… Сегодня ленты Лиозновой изучают в киношколах как пример режиссерского мастерства. А особое внимание уделяется именно этой упомянутой сцене свидания в берлинском кафе.

Кстати, как и полагается, актеры, даже суперизвестные, побаивались Татьяну Михайловну, называя ее за глаза «железной леди». И правда, Лиознова была требовательна как не всякий мужчина-режиссер, но в то же время она настолько бережно относилась к актерам, играющим в ее фильмах, что любой из них мечтал сыграть в картине Татьяны Михайловны хотя бы маленькую роль. «К актерам относилась, как Бог. Но, когда нужно, она была железным канцлером», — вспоминает Василий Лановой.

Как режиссер Лиознова всегда предпочитала приглашать в свои фильмы только звезд, даже на небольшие роли. Но всегда старалась сделать так, чтобы актер в ее картине раскрывался с непривычной стороны и открывал в себе новые грани актерского таланта… Хотя были исключения: например, на ключевую роль Мюллера Лиознова пригласила тогда не особо известного театрального актера Леонида Броневого. Сначала она не хотела утверждать его на роль, так как он был совершенно не похож на свой прототип. Да и лицо у Броневого, по мнению Лиозновой, было слишком доброе. Так что актеру пришлось полтора месяца «репетировать грозный взгляд». «Она любила репетировать и репетировала долго, мне за это время удалось выучить не только весь свой текст, но и текст Тихонова. Лиознова очень тонкий художник, настоящий суперпрофессионал, который прошла огромный путь в кинематографе, занимая практически все должности от самой низшей до режиссера, поэтому она приходила на съемки, зная все, где пауза, где поворот, где встать, и атмосфера на съемках была напряженно, да она и не могла быть другой», — рассказал Броневой в одном из своих интервью.

А вот Леонида Куравлева режиссер пригласила сначала на роль… Гитлера. Причем заранее зная, что фюрера актер играть не будет, а ему будет отдана роль офицера Айсмана. Актер вообще не верил в то, что Лиознова действительно готова его пригласить в свой фильм – после его предыдущих ролей – веселых разбитных парней типа Афони. А тут – вдруг Гитлер! Куравлев действительно долго репетировал эту роль, пока ее не отдали другому актеру. Но зато взамен получил офицера Айсмана…

Свой последний фильм «Конец света с последующим симпозиумом» легендарная Татьяна Михайловна сняла в 1986-м году. Как говорила кинорежиссер, потом она перестала снимать кино, так как в России начались серьезные изменения, и ее новые герои стали никому не нужны… Режиссеру много раз задавали вопрос о том, не хотела бы она что-то изменить в своих старых картинах или снять продолжение, например, «Трех тополей на Плющихе», но Татьяна Михайловна неизменно отвечала: «Нет, меня все устраивает. Так что продолжения не будет». Но вот в «перекраске» черно-белых «Семнадцати мгновений весны» Лиознова приняла самое активное участие и следила, чтобы ни один кадр не был испорчен или сделан неверно…

В 2000-м году режиссера наградили специальным призом президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

 

 

http://www.km.ru/kino/2011/09/30/kino-v-rossii/tatyana-lioznova-zhenshchina-s-muzhskim-skladom-uma

 

 

 

Документальное кино: Моя «железная леди». Татьяна Лиознова


1986, 1987Конец света с последующим симпозиумом
1981Мы, нижеподписавшиеся
1981Карнавал
1973Семнадцать мгновений весны
1967Три тополя на Плющихе
1965Рано утром
1963Им покоряется небо
1961Евдокия
1958Память сердца

ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА ВСКОРМИЛА ШТИРЛИЦА С ЛОЖЕЧКИ

Старые милицейские волки утверждают, что успех того или иного телефильма можно определить по количеству не совершенных во время его показа преступлений. В этом смысле фильму «Семнадцать мгновений весны» не было конкурентов. Не только у нас Один теледеятель посетил как-то Венгрию и, видимо после дружеского ужина спросил потихоньку венгерского пограничника, не бегут ли венгры в соседнюю благополучную Австрию. «Сейчас нет,- ответил венгр со всей уверенностью. — Сейчас по нашему телевидению идут «Семнадцать мгновений»…Прошло двадцать лет и два года. Все стало другим: Венгрия, Россия, Германия «наша» и «не наша», строй, государство, мы сами. Если бы представить себе «Мгновения» в виде долгоживущего спектакля, то наши чуткие актеры давно бы поменяли интонации… Но фильм, слава Богу, — это действительно картина. Не замазать, не примазать. Как есть, так есть.

В некотором смысле профессия режиссера скорее женская, чем мужская. Но режиссеров-женщин в кино — раз, два и обчелся. Хотя каждая из них — «номер раз». Например, Лиознова.

— Татьяна Михайловна, начнем с того, что я спрошу вас: а куда вы пропали?

— Я из тех режиссеров, которые вообще редко снимали картины. Для меня был более важен другой вопрос: насколько моя картина войдет в плотные слои моего народа, моего зрителя, чтобы это дало вспышки в их умах и сердцах. После «Семнадцати мгновений» я вообще черт-те сколько молчала. Потом были только «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся». «Конец света» с последующим симпозиумом. Это объясняется совершенно не модной сейчас причиной. Объясняется только тем, что я или хотела ставить, или не хотела. А я всегда ставила только то, что хотела.

А молчание… Я промолчала даже тогда, когда недавно был какой-то юбилей «Семнадцати мгновений»…

— Двадцать лет.

— Да. Ну подумаешь, народный праздник. Картины стареют, это их свойство.

— Но не «Мгновения», наверное?

— И они тоже. Я предвидела и знала, что фильм будет иначе восприниматься при каждом новом показе. Ибо это тоже вошло в плоть моей профессии: соизмерять свои желания с тем, как это будет воспринято зрителями.

— Что именно вы предвидели, что будет не так смотреться?

— Главное обстоятельство -страницы войны. Хроника. Я сидела почти полгода в фильмохранилище, выбирая совершенно точно по дням документальные кадры, и к ним Приплюсовывала «Мгновения». Я хотела и сделала все-таки не то, что у Юлиана Семенова, а то, что есть часть моей собственной жизни, — это фильм о войне, которую мы выстояли. Штирлиц — один из нас. Просто у него другая работа.

Я вообще все время делаю кино про человека, делающего свое дело честно и до конца. И если бы я делала «перестройку», то именно с этого бы и начала, сделала бы ставку на таких людей… Меня как человека, как гражданина эти военные кадры не перестают волновать и вышибать сердцебиение и слезы. Потому что, скажем, в нашей семье, как почти в каждой другой, ну просто все мужчины перебиты, включая моего отца. Никто не вернулся с войны. Неизвестно, где могилы. Все женщины остались в одиночку.

Кстати, к вопросу о застое, о том, что мы «на боку лежали», «лентяи», «совки» — кто мог сказать такое слово про свою Родину? Про своих соотечественников? Кто это придумал? Боже мой… Все женщины, которые остались без мужей, своих детей «дотянули», и кончили они школы, и получили высшее образование -это что? Где могло это еще произойти, в какой другой стране?

Почему я молчу?.. Мне уже не набрать сил,чтобы снова встать в рост и сказать свое слово. Видите, даже те, кто здоровее меня, моложе, — они предпочитают рассказывать про «интердевочек» и другие постели, и голые тела, нежели про вещи, которые касаются жизни народной. А я от этого не откажусь никогда.

— Вы сказали о жизни народной. Для меня всегда было загадкой, почему фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый как бы в рамках другой страны, — почему он такой русский, такой свой? Почему он всем близок? В чем соль?

— Так было задумано: чтобы любым зрителем фильм был понят и принят.

Главная идея — работать так, чтобы Родина победила, — воплощена в Штирлице. Все работало на это: начиная с выбора актеров, включая музыку, включая кадры хроники, которые Штирлиц не мог видеть, но я как художник наделила его неким чутьём, знанием, памятью, которые давали ему возможность вспомнить подробности и Сталинградской битвы, и блокады Ленинграда — того, что составляло кровавые и в то же время поразительные картины прожитой народом жизни.

— Как Вы подбирали наших актеров? Почему Табаков? Главное: почему — Тихонов, откуда вы его взяли? А Броневой — ну какой он фашист, а поди ж ты.- По каким критериям они проходили?

— Все дело в образе мышления. Для меня главное в работе с актером — расшевелить его, разбудить фантазию, чтобы мысль двигалась именно так, как я ее задумала.

Картине обычно предшествуют кинопробы, как вы знаете. «Семнадцать мгновений»,., сделаны без единой кинопробы. Это ведь так обидно бывает для тех, кто пробуется и не проходит…

— Актеры удивлялись этому?

— Они не удивлялись, потому что очень долго перед этим репетировали. С разными партнерами. Весь выбор — это тайна моей внутренней жизни. И бесконечного погружения в сцены будущего фильма. Проигрывание в уме всей картины с разным сочетанием актеров.

-У каждого свой любимый момент в вашем фильме. Для многих, особенно женщин, — это встреча главного героя с женой… Как она придумалась? Были ли реальные прототипы, точнее, «протоистории»?

— Во-первых, как была подобрана актриса… И я все время говорила — мне такую надо, чтобы русское лицо было, ясное и простое. И вот привезли. Это была актриса Шашкова из театра имени Вахтангова.

…Таких историй было много. Чтобы, придумать сцену встречи с женой, мне нужно было знать их как можно больше. Но как? Разведчик так просто ничего не расскажет, с ним надо пуд соли съесть… Так что эта драма составлена из нескольких.

Ближе всех к экранной стояла история одного нашего генерала.

Во время нашей с ним поездки он показал мне конспиративные квартиры, мы меняли номера, как положено… Потом он рассказал о своих редких встречах с женой. Вообще им иногда устраивали свидания в гостиницах: двойные номера, ключи заранее заготовлены, чтобы у портье не брать, одна ночь, и все. А однажды разведчик должен был оказаться на одной станции в чужой стране, далекой от нас,а она ехать в поезде в таком-то вагоне…

В этой «цене, о которой мы так много говорим, — оправдание еще одной ситуации. Я Га-би посадила за тот стол, где сидела жена. Поэтому… он с ней и переспал бы, может, сто раз, но вот… она сидит на том месте, где сидела его жена. Я больше всего боялась замечаний по этому поводу: Штирлиц обязан был иметь женщину, ибо, если б ее не было, это привлекло бы внимание. Что он -гомосексуалист или что еще? Стали бы копать и докопали бы до чеготнибудь… Представьте себе, разведчики это поняли, сказали: «Мы благодарны вам за то, что вы так приподняли и так вдохновенно рассказали об этой, в общем-то, жуткой жизни, которой приходится нам жить. «В этой сцене должен был быть еще и ребенок….Потом я отказалась от мысли снимать ребенка. Если иметь в виду правду, отец, не отрываясь, смотрел бы только на него. И я бы потеряла многое.

Потеряла бы Габи. Помните замечательную сцену? Она печатает, он подходит сзади: «Наши войска, как всегда, одерживают победу…», потом вопрос — ответ о фрау Зайферт, а потом: «Хотите, сыграем в шахматы?..» Славка ни в одной картине не сыграл мужика на сто процентов, как вот здесь. Но для этого нужно было сформировать мужчину, от которого потом были без ума миллионы женщин.

— Вашу главную картину, кроме вас, Тихонова, Семенова, Таривер-диева и многих, многих других замечательных людей, сделал еще и Ефим Копелян, который читает авторский текст. Без его голоса картину невозможно представить…

— О, Копелян — это… подарок. Умный, веселый, талантливый, наивный и чрезвычайно дисциплинированный человек. Я мечтала пригласить его на роль. А получилось -только на авторский текст. Позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит.

— Как раз хотела сказать вам о том, что весь фильм «Семнадцать мгновений весны» отмечен потрясающим вкусом. Откуда у вас все это?

— Многие приложили руку, и прежде всего моя мама, у которой было три класса образования и которая «образовывав лась», оставшись без мужа, вместе со мной. Тогда начались наши совместные слушания музыки. У меня было много записей.

Откуда что?.. У меня был замечательный учитель. Герасимов. Сергей Агатолинарьевич был для меня непререкаемым авторитетом. Кто у него учился, тот знает силу его обаяния. Ведь он некрасив был — но неотразим.

Что касается именно «Семнадцати мгновений весны», то тут, по словам Лиозновой, у нее были консультантами талантливейшие люди из КГБ и разведки. И так ей бывает горько, когда «сукины дети» сыплют на них грязь и камни: «Уж хуже этой работы ничего нету».

Одну из этих историй (которые, как можно догадаться, легли в основу многих режиссерских решений «Мгновений») перескажу своими словами. История и впрямь жуткая. Разведчица А. вместе с мужем, тоже разведчиком, перешла границу с Китаем, будучи беременной. Первый мальчик родился у них в Китае й сначала научился есть палочками, а потом ложкой. Потом они двенадцать лет жили в Южной Америке, там родилось еще двое детей. Глава семьи стал настоящим дельцом, он зарабатывал деньги, к нему приходили за деньгами наши люди. Раз в неделю он выходил на связь. М. был полковник, Аня — подполковник.

Они хорошо внедрились, дети естественным образом стали католиками, говорили только на языке той страны, где они жили… Именно это и помогло семье впоследствии оттуда удрать: разведчики испугались, что у них «погибают» дети. Они оставили соседям все, что у них было, даже корм для попугаев. И уехали все вместе. Недели полторы их возили по всему свету, чтобы запутать следы. Детям сказали, что отец едет по делам и берет их с собой прокатиться. Когда поезд Будапешт — Москва пересек границу, М. закрыл купе: «Сидите, дети, мне надо с вами поговорить. Дети, мы с вами русские. Мы — советские. Мы едем домой.1 Мальчик Джонни, самый маленький, три месяца после этого ни с кем не разговаривал: он не мог примириться с мыслью, что его всю жизнь обманывали. К тому же родителей прямо с вокзала развезли по госпиталям: ее с инфарктом, а его с инсультом. А детей отправили в «Артек».

Когда они еще были «дома», в Южной Америке (для детей это был дом без какого- либо намека на кавычки), маленький Джонни сказал как-то утром (а он спал с родителями): «Мама, ты что ночью кричала:»Пожар, пожар!» Мать потом рассказывала: «У меня за все время впервые просто ноги отнялись.» Пришлось сделать вид, что эти слова на незнакомом мальчику языке ему послышались.

— Тут много горечи, о которой я никогда не говорю… У меня профессия — режиссер, я обязана, как говорится, «съесть и пойти дальше . А та семья… Дети оказались искалечены, один уже умер (тот, кто в Китае родился)… У них игры странные были, у А. и М., — он ножбм так вот бросал, вокруг, как в этой картине, потом становился он, и она бросала. Так они руку оттачивали.

… Был один рабочий просмотр. Шел материал сырой аде, и консультанты позвали, кого хотели. Актеры пригласили жен. Мы же там все пропадали, моя мама меня просто не видела. И первый раз, когда птицы полетели, я увидела — в зале замелькали платки. Я ничего не Поняла — весь зал был белым от платков! А уж про сцену с женой, и говорить нечего — все плакали. Потом один.очень крупный разведчик мне сказал: «Как вы угадали, что птицы для разведчика -невозможная вещь? Смотреть нельзя». А мне никто не рассказывал, все по наитию. ..Нет, все-таки кино — это упоение!..

Хитроумные телевизионщики, из тех, что руководят и не бедствуют, так и не удосужились придумать методику подсчета зрителей, смотрящих ту или иную картину.

Но и без компьютера ясно, что «кассовей» «Семнадцати мгновений весны» нет и не было у нас телефильма Ни копейки за повторы режиссер не получила.

Лиознова давно продала автомобиль, без которого друзья её и не мыслили. Пенсии едва хватает на квартплату. Кофе — почти роскошь. Однажды Татьяна Михайловна хотела купить килограмм киви, уже вытащила деньги, но выяснилось, что цена проставлена за штуку. Так и ушла.

-А ностальгия-то — штука вовсе не географическая….

 

 

Татьяна Корсакова. http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?id=1143

 

 

 

 

 

Посмотреть также...

США — делегации Израиля: «Приезжайте, если вам нужно, но наше мнение уже составлено»

05/06/2021  18:23:04 HUGH FITZGERALD, 2 мая 2021 г. Пока Роберт Малли отправлял через посредников свои …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *