Павел Фельгенгауэр
Политическое урегулирование конфликта кажется достижимым — все как-то слишком хорошо, чтобы быть правдой
Резолюция об уничтожении сирийского химоружия (ХО) утверждена в Совбезе ООН, и инспекторы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) прибыли для уточнения состояния сирийских запасов отравляющих веществ (ОВ). Утверждено расписание ускоренного хода уничтожения сирийского ХО.
Режим Башара Асада, который до самого недавнего времени отказывался признавать наличие арсенала ХО, теперь подчеркнуто старательно выполняет обязательства по разоружению. Объявлено, что в середине ноября в Женеве может собраться международная конференция по политическому урегулированию в Сирии, известная как Женева-2. Власти Дамаска и главный политический форум оппозиции — Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) — выразили готовность участвовать. Угроза американского ракетного удара рассеялась, сирийское ХО будет ликвидировано, политическое урегулирование конфликта кажется достижимым — все как-то слишком хорошо, чтобы быть до конца правдой.
По сведениям источников в сирийской оппозиции, на разработку, создание и поддержание в боеготовности ХО и разнообразных средств его доставки правящая больше 40 лет династия Асадов истратила 5 млрд долл. А теперь от ХО режим отказался, фактически без всяких предварительных условий. Западные дипломаты и политики полагают, что власти в Дамаске скоро начнут жульничать и уклоняться от разоружения, но пока этого не происходит. Так сошлось, что и Москва уговаривала Асада отказаться от опасного и не нужного в гражданской войне ХО, и Вашингтон угрожал, и химатака в Гуте (предместье Дамаска) провалилась: убили от 1400 до 1700 в основном гражданских, много детей, а правительственные войска не продвинулись ни на метр. Похоже, именно этот печальный результат привел Асада к решению отказаться от ХО.
В Москве официальные лица продолжают уперто утверждать, что химатаку в Гуте устроили повстанцы, что это «провокация». Совсем недавно с тем же упорством доказывали, что польских офицеров в Катыни расстреляли нацисты, а не советский НКВД, или что подлодку «Курск» потопили американцы. Нейтральные эксперты ООН под руководством шведа Оке Сельстрома установили, что в Гуте было применено более 350 л чистого зарина. По данным американской разведки, специалисты сирийских химвойск (в/ч 450) изготовили из прекурсоров (веществ-предшественников) использованный в Гуте промышленный объем зарина всего за 3 дня до атаки и заправили в системы доставки, поскольку на жаре зарин неустойчив. Эта версия звучит намного достоверней российских предположений о местном «кустарном производстве» или о контрабанде готового зарина из-за границы.
Эксперты ООН также установили, что зарин в Гуте был распылен с помощью штатных сирийских армейских ракетных систем доставки, и определили траекторию пуска химических снарядов из расположения правительственных войск. Нашли, в том числе, обломки ракеты калибра 140-мм советской системы залпового огня БМ-14. Именно такие ракеты до недавнего времени были в советском (российском) арсенале одним из штатных средств доставки зарина.
ОВ — оружие наступательное. Правительственные войска уже несколько месяцев пытаются выбить повстанцев из Гуты, чтобы прекратить минометный обстрел правительственного квартала в центре Дамаска. На прошлой неделе, кстати, повстанцы попали миной в российское посольство и ранили трех дипломатов. В предрассветные часы 21 августа войска Асада начали мощную артподготовку по пригородам Дамаска «обычными» боеприпасами и дополнили ее ракетами с зарином в глубину обороны противника. Те, кто выжил, когда аэрозоль зарина осел, начали снимать и вывешивать в соцсетях страшные кадры. Солдаты 4-й элитной мехдивизии, которые должны были штурмовать предместье после артподготовки, по словам дружественного сирийского корреспондента, увидели кадры и обеспокоились идти в зону применения ОВ. Солдатам, похоже, не разъяснили толком, что на августовской сирийской жаре зарин за пару часов оседает и разлагается до неопасных концентраций. Если пехота не желает идти вперед — заставить ее трудно. Наступление провалилось, а Асад решился отказаться от ХО.
Генсек ООН Пан Ги Мун справедливо назвал химатаку в Гуте «военным преступлением», но мало ли в сирийской войне было преступлений со всех участвующих сторон и фракций. Вашингтон и Запад в целом сейчас всерьез волнует только сирийское ХО, и пока Асад содействует его уничтожению — то может сидеть в своем бункере, не опасаясь американских крылатых ракет и бетонобойных бомб с GPS наведением. Другое дело, что не ясно, как организованно и безопасно ликвидировать арсенал ХО по ходу ожесточенной гражданской войны. Вашингтон всерьез надеялся уговорить Москву вывезти сирийскую отраву к себе для уничтожения, но наткнулся на отказ. В 97-м был принят, в частности, Федеральный закон 76-ФЗ «Об уничтожении ХО», который разрешает перевозку ХО только «в пределах территории субъекта РФ». Все объекты по уничтожению ХО в России находятся вблизи баз его хранения, очень далеко от любого порта. Везти ОВ через всю страну одновременно и опасно, и незаконно.
Американцы в свое время вывезли по морю значительные объемы боевых ОВ из ФРГ, Окинавы и Гуама на атолл Джонсон посреди Тихого океана, где все уничтожили (сожгли в специальных печах). Можно было бы вывезти туда ХО из Сирии, но в 2003-м этот объект сровняли с землей, и атолл Джонсон теперь необитаем. Вести сирийское ОВ на собственную территорию на действующие заводы уничтожения США вряд ли станут.
Остается или найти какое-то бедное небрезгливое государство, согласное принять сирийское ОВ, или уничтожать на месте. Предоставленные Дамаском в ОЗХО данные о химическом арсенале пока секретны, но, согласно утечкам из Вашингтона, из него только 300 т иприта заправлены в боеприпасы, а весь зарин и VX газ (всего до 700 т) хранятся в виде не заправленных в боеголовки прекурсоров — веществ хоть токсичных, но не таких, как готовые ОВ. Это упрощает задачу — для начала можно уничтожить специализированные установки по смешиванию прекурсоров, что по утвержденному плану надо сделать уже в ноябре. Можно также полностью уничтожить для начала весь запас лишь одного из необходимых прекурсоров и установки его производства. Тогда самый опасный компонент сирийского арсенала будет фактически дезактивирован.
С ипритом, системами доставки и всем остальным можно разбираться как-нибудь потом. Конечно, гражданская война в Сирии продолжится, даже если состоится Женева-2, будет утверждено на бумаге компромиссное коалиционное правительство и прекращение огня. Ведь радикальные джихадисты в Женеву все одно не поедут. Москва готова послать в Сирию своих солдат и специалистов охранять и уничтожать ХО, но Вашингтон своих пошлет вряд ли — Барак Обама обещал, что не будет американских сапог на сирийской земле. Нейтрализовав угрозу применения зарина и VX газа, Вашингтон с удовольствием умоет руки и оставит наших разбираться с древним ипритом и отбиваться от радикалов.
какой бред вы можете писать,вы видать какой то полевой командир из хим войск,что так детально все написали