(1915 — 1981)
Апрель 12, 2014 7:27:35 PM
В конце 60-х начале 80-х годов в Советском Союзе имя этого генерала было у всех на слуху. Оно упоминалось и в средствах массовой информации, и в знаменитых разговорах на кухнях, и в произведениях фольклора — в песнях, легендах, анекдотах. Имя этого генерала — Моше Даян…
Его изображали как символ «международного сионизма и израильской военщины». Жесткое лицо, черная повязка на левом глазу делали Даяна идеальным отрицательным героем.
Моше Даян — представитель поколения «сабра» (евреи, родившиеся в Израиле), военачальник, принесший Израилю победы в войнах 1956 и 1967 годов. Старшее поколение израильтян помнит его успехи в войне за Независимость в 1948 году.
Моше Даян и Абдулла эль-Телл
достигли соглашения о прекращении огня,
Иерусалим, 30 ноября 1948
Он известен как хладнокровный, решительный руководитель, упорно отстаивавший свои взгляды, мужественный и жесткий воин.
Моше Даян родился в 1915 г. в Дгании, первом, а вырос в Нахалале, в первом мошаве.
Моше Даян с родителями
Его отец -Шмуэль Даян (Китайгородский) приехал в 1908 г. в Палестину из Украины во время второй алии. Он относился к числу лидеров партии Хапоэль («Молодой рабочий»), а потом Мапай, также социалистической партии, которую возглавил в 1930 г. Бен-Гурион. Мать Даяна — Дебора (в девичестве — Затуловская) приехала в Палестину из России. В 1915 году Дебора вышла замуж за Шмуэля Даяна. И только после свадьбы пара была принята в киббуц Дгания, где в том же году родился Моше. Он был первым ребенком, родившимся в этом первом израильском киббуце.
Еще подростком Даян стал активным членом Хаганы (в переводе с иврита — «оборона») — еврейских вооруженных отрядов в период действия в Палестине британского мандата. В 12 лет он участвовал в охране поселений от набегов бедуинов, в четырнадцать — ходил в ночные дозоры.
Хагана представляла собой нелегальное, подпольное вооруженное формирование, хотя его члены вместе с англичанами противостояли арабам во время восстания. Даян служил в специальных еврейских охранных подразделениях, взаимодействовавших с английскими патрулями вдоль жизненно важного нефтепровода иракской компании, который проходил через Палестину к нефтеперегонным заводам Хайфы.
В 1938 году шотландский офицер капитан артиллерии Чарльз Орд Уингейт получил разрешение набрать группу добровольцев из Хаганы и использовать их на северной границе против арабских вооруженных отрядов, которые проникали с территории Ливана. Даян и другие будущие военачальники Израиля получили неоценимые уроки в ночных дозорах: находчивость, внезапность, засады, скорость и передвижение в темноте.
В октябре 1939 года после начала Второй мировой войны Даян был одним из 43 бойцов Хаганы, арестованных мандатными властями за организацию обучения отрядов самообороны обращению с недозволенными видами оружия.
В феврале 1941 года 43 узника были освобождены. А три месяца спустя Даян получил приказ сформировать и возглавить группу из 31 добровольца Хаганы. Задача — проведение разведки в Сирии с целью подготовки вторжения англичан. Члены группы должны были стать проводниками для войск. 8 июля 1941 года Даян перешел границу с небольшой авангардной группой. Они захватили полицейский пост, но попали под тяжелый обстрел с французской стороны. Даян искал с крыши дома огневую точку, используя бинокль убитого французского офицера. Пуля разбила линзу, и осколки попали в левый глаз. Только через шесть часов его смогли эвакуировать и доставить в госпиталь в Хайфе. Хирурги извлекли остатки стекла и металла, а глазное отверстие зашили. Так появилась черная повязка, ставшая затем знаменитой во всем мире. Своего рода символом воинственного Израиля и характерной деталью для карикатур.
Даян, Ицхак Саде и Игаль Алон, 1938
После выхода из госпиталя Даян был направлен на штабную работу. Вместе с Ицхаком Саде, первым командиром Хаганы, он занимался вопросами подготовки еврейского населения Палестины к обороне против возможного вторжения гитлеровской армии через Египет. Ему принадлежала идея создания подпольной радиосети, независимой от командования Хаганы, которую намечалось использовать в случае немецкой оккупации Палестины.
В мае 1948 года, когда в начале первой арабо-израильской войны сирийцы осадили Дганию, на Даяна (по его просьбе) было возложено командование оборонявшимися подразделениями. Он отразил атаки сирийцев и положил конец их вылазкам в этом районе. Из Дгании он возвратился на центральный фронт и командовал подразделениями, захватившими Рамле и Лидду.
В январе 1949 году Даян участвовал в переговорах с королём Иордании Абдаллой, принимал участие в переговорах на острове Родос о мире с Египтом, Ливаном, Иорданией и Сирией.
В 1950–1953 годах Моше Даян командовал Южным, затем Северным военным округом Израиля, учится в высшей офицерской школе в Великобритании, возглавляет оперативный отдел Генштаба.
С членами 890 военно-воздушным батальоном, ноябрь 1955
С 1953 по 1958 — начальник Генштаба Цахала. На этом посту сыграл ключевую роль в планировании операции «Кадеш» (Суэцкий кризис), завершившейся блестящим успехом.
24 ноября 1967, Израиль
В 1959 году избран депутатом Кнессета (парламента) от правящей партии МАПАЙ, занимал пост министра сельского хозяйства в 1959–1964. В 1966 году был военным корреспондентом в Южном Вьетнаме во время Вьетнамской войны. В 1967–1974 годах — министр обороны Израиля.
Даян и Никсон
Как министр обороны во время Войны Судного дня (октябрь 1973 г.) Даян был одним из главных объектов критики за упущения и неудачи израильской армии на первом этапе войны. Даян занимал пост министра обороны в правительстве Голды Меир и после выборов в Кнесет восьмого созыва (март 1974 г.), но не был включен в состав правительства, сформированного И. Рабином (июнь 1974 г.), когда Г. Меир вышла в отставку.
Моше Даян и Голда Меир
В реальности, Даян не успел оказать большого влияния на планирование и ход Шестидневной Войны. Комиссия Аграната, расследовав причины неудач начального периода Войны Судного дня, сочла нужным провести грань между парламентской ответственностью министра и личной ответственностью государственного работника. В силу этого разграничения обвинение в личной ответственности было с Даяна снято.
Моше Даян с женой
Несмотря на воинственную репутацию, многие действия Даяна были направлены на умиротворение арабов — передача Храмовой Горы под контроль ВАКФ, возвращение Синая Египту в обмен на мирный договор, поддержка идеи отступления с территорий Самарии, Иудеи и Газы. В 1978–1979 — министр иностранных дел, участвовал в выработке Кемп-Девидских соглашений.
Моше Даян умер от рака 18 числа месяца «тишрей» (16 октября 1981 года) в возрасте 66 лет. Государственный секретарь США Генри Киссинджер писал: «Война была призванием Даяна, мир — его стремлением…»
Могила Моше Даяна.
Кладбище в мошаве Нахалаль, Изреельская долина.