Главный художник Мосада

620x260_53ba3bbbde87aaee9e802bfd919d32bf_c

05/08/2015   13:34:18

Это был человек, прошедший все круги ада и постоянно говоривший разными словами, что ему хорошо. Одна из его книг так и называется «Ему хорошо». Читая о нем, я все думала, сколько же всего может вместить одна человеческая жизнь? Как долго в нечеловеческих условиях человек может оставаться человеком и еще помогать другим при этом?

О себе и своей жизни он написал много, включая жизнеутверждающую, полную черного юмора книгу о годах в концлагере.

Родился в 1920 году в Кракове и в 1938 году пошел учиться на скульптора в Краковский университет. Уже учась в университете, вдруг увлекся готическими шрифтами, которые в дальнейшем… спасли ему жизнь. А он-то ходил на эти занятия один со всего курса. Так вот иногда судьба поворачивается к нам то лицом, то спиной.

В 1939 году всех краковских евреев отправили в гетто, и молодой Йосеф ухитрился вывесить в окне текст, написанный готическим шрифтом на немецком. Мать была уверена, что за это их убьют, но оказалось, что наоборот — готический шрифт принес Йосефу работу.

В гетто Йосеф занимался подделкой документов и тем спас множество жизней. С этими документами у евреев был шанс сбежать из гетто. Но себе он не сделал фальшивые документы. Когда его спросили почему, он ответил, что если он уйдет, то кто же будет других спасать?

С помощью его документов из гетто спаслось по одним источникам 400 человек, а по другим — 1000.

Одна из дочерей вспоминала, что однажды, уже в Израиле, к ней пришел незнакомый человек и сказал, что он здесь из-за ее отца. И она спросила Йосефа, что это значит, но Йосеф очень рассердился и закричал: «Тихо, молчи!» Только после его смерти ей стало известно о фальшивых документах, которые он делал во время войны и после нее.

Раздача супа

Из гетто он попал в концлагерь Плашов, где благодаря умению писать готическим шрифтом, занимался написанием текстов на ящиках, которые немцы отправляли из концлагеря в Германию. О том, что было в этих ящиках, можно только догадываться. Он также рисовал плакаты и планы концлагерей.

Йосеф — тот самый человек из фильма «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, который женится в концлагере. Но на самом деле, история свадьбы Йосефа и Ривки Бау в лагере была совсем не такая. Все было гораздо страшнее.

Ривка и Йосеф познакомились в концлагере Плашов, где мужчин и женщин держали отдельно. Им было запрещено не то что прикасаться, даже разговаривать с друг с другом. Все каралось смертной казнью на месте. Благодаря тому, что Йосеф работал при лагерной канцелярии, у него было больше возможностей ходить по территории. И однажды, ожидая солнца для копирования чертежа, он увидел Ривку. Весь их «роман» проходил в концлагере, и они рисковали каждую минуту, находясь вместе. В какой-то момент влюбленная пара решила сыграть свадьбу…

Свадьба проходила в женском бараке, куда Йосеф пробрался, переодевшись женщиной. Разница между заключенными мужчинами и женщинами была только в головном уборе. У мужчин была полосатая шапка на бритой голове, а у женщин — белый платок на бритой голове. Йосеф всегда носил в кармане белый платок, который был его входным билетом в женскую часть лагеря.

Если бы его там поймали, то сразу бы убили. В отличие от героев картины, у Йосефа и Ривки не было хупы, не было гостей, не было салата с майонезом, и не было даже электрической лампочки, которую вместо стакана жених по традиции разбивает. Благословение прочитала мать Йосефа.

Были чудом сделанные кольца из чудом добытой Йосефом серебряной ложки — он выменял ее на свои пайки хлеба, которые собирал несколько дней.

Когда Йосеф находился в женском бараке, туда пришли с проверкой надзиратели, и подруги Ривки просто закрыли его своими телами и всякими тряпками, которые валялись на нарах. Йосеф обязан был вернутся в мужской барак к поверке, иначе, не обнаружив его на поверке, его бы разыскали и убили. Время было позднее и ворота к мужскому бараку были закрыты.

Между бараками были заграждения из колючей проволоки под током. И Йосеф, попрощавшись с жизнью и молодой женой, просто бросился на проволоку, на которой умерло уже много людей. Позже, вспоминая этот момент, шутил: «Если бы меня ударило током и я бы погиб, утром все мужчины завидовали бы мне, увидев, как я повис на заборе с женской стороны».

Но ему удалось вернуться в барак, только порвав лагерные штаны. А поверку в этот день отменили. Как говорится, жизнь его была полна чудес.

Свадьба, которая состоялась в концлагере, была символом для всех заключенных — доказательством, что у жизни есть продолжение…

В список Шиндлера Йосеф попал благодаря Ривке. Она делала педикюр немцам-надзирателям и имела некоторый блат. Она попросила внести в список имя Йосефа вместо своего, так как считала, что сумеет выжить в тяжелых условиях, ведь была сиротой и привыкла заботится о себе. Она понимала, что Йосеф не умеет выживать и надо ему помочь.

Таким образом, из Плашова Ривка попала в Освенцим, а Йосеф — на завод Шиндлера.

Вот так выглядит список Шиндлера, вернее один из списков. Я сфотографировала его в Архиве Музея Яд Вашем.

Так Йосеф изобразил Освенцим. Вход в ворота, выход через трубу…

Сам Йосеф говорил, что выжить в концлагере ему помог юмор. Он рассказывал анекдоты, и даже самые отчаявшиеся чувствовали облегчение. Он рисовал игральные карты, чтобы его товарищи могли играть. Он говорил, что самое важное — это смех.

В концлагере многие заключенные кончали с собой, так как не могли больше выносить происходящее. Они просто бросались на электрифицированный забор. Йосеф со своими картами приходил к этому забору и ждал там.

Если приходил кто-то из потенциальных самоубийц, он предлагал ему поиграть в карты. И начинал рассказывать неприличные, грубые анекдоты. И вдруг человек начинал смеяться, и жизнь к нему возвращалась…

Всего Йосеф провел в гетто и в концлагере 5 лет.

После войны Йосеф и Ривка встретились в госпитале в Чехии, куда Ривка попала после транспортной аварии. И эта их встреча была из разряда чудес…

Не зря про чудо Хануки Йосеф говорил: «Того, кто видел тысячи чудес, одним чудом не удивишь».
Уже после войны у Йосефа спросили, откуда он брал силы, чтобы смешить людей в концлагере, чтобы пережить все, что он пережил. Йосеф ответил, что сила — это неправильное слово. Правильное — любовь.

Уже после окончания войны в Кракове состоялась настоящая свадьба — с хупой и фото молодоженов.

Но так как Йосеф хотел, чтобы была бы фотография их свадьбы в концлагере, он пририсовал к этой фотографии концлагерную одежду.

В Израиле были опубликованы рисунки Йосефа, сделанные в концлагере и чудом сохранившиеся.

Он написал книгу «Шнот Тарцах» — игра слов на иврите, в приблизительном переводе — «годы убийства». Она проиллюстрирована этими рисунками. Книга написана с черным юмором, Йосеф сказал, что без юмора такое никто не будет читать… Про эту книгу Йосеф сказал, что это — горькая конфета в шоколадной оболочке.

В концлагере друзья говорили ему: «Ты — художник, рисуй, что видишь. Потом никто не поверит нам, что такое было». Фотоаппаратов там не было, и он был вместо…

Рисунки Йосефа — единственное свидетельство о концлагере Плашов, который нацисты полностью уничтожили.

В книге вклеено удостоверение личности матери Йосефа, Цили Бау, изготовленное Йосефом, и это единственная вещь, которая от нее осталась.

Йосеф и Ривка считали, что это книга не о Катастрофе, а о философии жизни. Адаса, одна из дочерей Йосефа и Ривки, рассказала, что люди звонят им после того, как прочитали это книгу, и говорят, что теперь понимают, что такое счастье.

«Был ли ты когда-нибудь голоден, Господи?» — под этим названием книга вышла в переводе на английский.

После войны Йосеф закончил обучение в Краковском университете, но жить в Польше они не смогли и в 1950 году репатриировались в Израиль.

Он прошел все трудности алии и абсорбции. Чтобы лучше изучить иврит, он иллюстрировал слова и понятия.

Он даже выпустил книгу «Брит-миля» игра слов на иврите. Не обрезание, как обычно переводят это словосочетание, а «союз со словом». В книге он стремился заразить читателя свой любовью и интересом к изучению иврита.

Мы — страна алии (подъема), посвящено слову «алия»

«Не вкушай хлеба недоброжелателя…» (Мишлэй 22-23:6) Посвящено слову «хлеб»

В Израиле Йосеф зарабатывал деньги, работая промышленным графиком и тут он был один из первых.

Пример рисованной инструкции: «Быстро помой посуду и получай удовольствия», видимо инструкция для посудомоек

Он создал множество разнообразных плакатов.

Мусор, иди в мусорный бак! Но мусор он нехороший, сам в бак не пойдет.

Этот плакат я бы сейчас напечатала миллионным тиражом и развесила бы по всей стране.

Макет плаката, как я понимаю, для военной авиации «Родина тебя ждет».

Реклама эскимо-лимон

Теперь я буду осторожен

«Осторожное вождение зимой»

Он придумывал шрифты для израильских фильмов, и у каждого фильма был свой шрифт.

Он создал очень интересные графические работы, и естественно, с юмором.

Надпись среди цветов «Пожалуйста, не рвите цветы». Под изображением надпись: «Скажи, ты не умеешь читать на иврите?»

«Тихо! Только без нервов!»

Такое надо вешать у зубных врачей, чтобы больные понимали, как им повезло с современным оборудованием:)

«После двух тысяч лет ночь за ночью»

Йосеф не подписывал свои работы. Ривка очень сердилась на него из-за этого. «Зачем тебе моя подпись? Рисунок готов, я только мешаю», — отвечал Йосеф. Все-таки она его уговорила, и он придумал эту подпись, которая на первый взгляд похожа на лебедя…

…но если ее повернуть, то можно прочитать «Бау» на иврите.

Каждый день, возвращаясь домой, Йосеф рассказывал Ривке новый анекдот. Иногда весьма грубый… И она смеялась громко-громко. По утверждению ее дочерей, ни у кого не было такого веселого и громкого смеха, как у нее.

И только после его смерти в 2002 году стало известно, почему Йосеф не подписывал свои работы и как художник был совершенно неизвестен. Он работал в израильской разведке Мосад и делал фальшивые документы для израильских разведчиков. Даже любимая жена и дочери не знали, что он этим занимается. Если дочери приходили к нему в мастерскую в неудачное время, то он давал им деньги просил сходить в ближайший магазин и купить продукты. А сам в это время принимал «заказчиков» из Мосада.

Он был главным графиком Мосада. Он начал работать на него сразу по приезду в Израиль.

Йосеф очень волновался, когда стало известно, что задержали израильского разведчика Эли Коэна, так как думал, вдруг что-то не так с документами, которые он делал. Адаса рассказала, что, узнав об аресте, он прямо затрясся и почернел. И так продолжалось целый день… Потом ему сообщили, что его вины нет.
Он также делал фальшивые документы тем, кто привез в Израиль Эхмана.

Именно из-за работы на Мосад Йосеф остался практически неизвестным как художник.

Своим дочерям Йосеф говорил: «Неважно какая ситуация, счастье оно сейчас!»

Наверно, Йосеф мог бы стать очень богатым человеком. Ему предлагали делать фальшивые деньги, но он почему-то не согласился… Видимо, все-таки было известно, что он умеет заниматься подделками…

Он был художником, графиком, писателем, поэтом, философом, одним из первых израильских мультипликаторов. Из всяких находок на помойках и вещах, купленных на блошином рынке, он создал рабочее место мультипликатора.

Он построил место для съемки и сконструировал специальный киноаппарат для показа.

Свои мультфильмы он делал полностью — от начала и до конца. Он придумывал сюжеты, образы, все рисовал и снимал.

У Йосефа был и маленький экран для просмотра снятого. Экран настолько маленький, что его могли бы занести в Книгу рекордов Гинесса. Но дочери не стали этим заниматься, так как за участие в Книге Гинесса надо заплатить большие деньги.

Желающие могут посмотреть мультфильмы Йосефа Бау.

Йосеф и Ривка, как никто, умели ценить жизнь, каждый ее день. Они много рассказывали о пережитом во время Катастрофы, в отличии от многих выживших. Йосей и Ривка считали, что если не рассказывать, то это пойдет на пользу нацистам.

В этой мастерской Бау проработал более 40 лет.

Стол, за которым Йосеф работал

Раковина в мастерской. Йосеф просил, чтобы в мешочке всегда было 2 кусочка мыла:)

Дочери Йосефа и Ривки Адаса и Цлила создали музей отца в его мастерской. К сожалению, квартира, в которой находится мастерская, в свое время не была куплена, а была снята на всю жизнь съемщика (дмей-мафтеах).

Теперь хозяева дома хотят получить квартиру обратно, и дочери Йосефа судятся с ними уже много лет, чтобы сохранить музей. Как раз сейчас в очердной раз стоит вопрос о закрытии музея Бау.

Плакат при входе в музей. Центр Тель-Авива, улица Бердичевски 9.

В музее можно купить графические работы Йосефа Бау, деньги пойдут на содержание музея.

Музей принимает только группы, по договоренности.

Адаса и Цлила объездили много стран с передвижной выставкой, рассказывающей об их отце.

Пройдя в молодости все круги ада, Бау был необыкновенно веселым человеком. Он любил сам сочинял анекдоты и рассказывал их.

Вот один:

К брачному посреднику приходит девушка и жалуется, что никак не может выйти замуж. Он спрашивает:

— Почему?

— Мое тело пахнет луком, и все юноши, с которыми я знакомлюсь, от меня убегают, — ответила девушка.

— О, какое счастье, — воскликнул посредник. — Как раз вчера ко мне приходил парень, который не чувствует запахи. Вы будете чудесной парой!

Познакомились молодые люди, поженились.

Через несколько месяцев посредник встречает юношу и спрашивает:

— Ну как, вы счастливы?

— Да, очень… но мы разводимся, — ответил парень.

— Как? Почему? — удивился посредний.

— Она чудесная девушка, но как только я к ней приближаюсь, я начинаю плакать!

Еще один:

Пара празднует 30 лет совместной жизни. Идут в ресторан отмечать вдвоем. И тут муж спрашивает жену:

— Скажи, за эти годы ты мне ни разу не изменила?

— Всего три раза, — отвечает она. — Первый раз помнишь, тебе не давали ссуду в банке, а потом раз, и тамошний начальник согласился? Это было исключительно ради тебя… Второй раз помнишь, тебе никак не отпускали с военных сборов на наше семейное торжество и вдруг Дуду согласился замерить тебя? Это было исключительно ради тебя… Третий раз, помнишь, ты хотел, чтобы тебя выбрали в руководство партии и тебе необходимы были только тысяча голосов? Это было исключительно ради тебя… 

Говорят, что анекдот про местную линию к Б-гу тоже придумал Йосеф Бау… Только я думаю, что у него самого такая линия точно была.

Виртуальный музей Йосефа Бау.

Сайт, рассказывающий о реальном музее Йосефа Бау.

Экскурсия была организована экскурсоводом Инной Чернявской

Источник: dona-anna.livejournal.com

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/glavniy_hudozhnik_mosada

Посмотреть также...

«Фанатизм свел ортодоксов с ума»

03/03/2021  11:03:44 Кушнир Алекс «Иудаизм проходящих гиюр в армии ребят и девушек в сто крат …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *