Корни. Воспоминания о далеком и близком. (Продолжение)

303325_378224712209312_519266353_n

Продолжение. Начало начало https://rishonim.info/municip-archive/absorb-integer/78868    и    

https://rishonim.info/municip-archive/absorb-integer/79013

Анатолий Петровецкий

Сентябрь 24, 2014   1:19:00 PM

Школа

1994 год… Я стоял на пепелище совсем еще недавно добротного дореволюционного здания, имевшего, несомненно, архитектурную ценность, среди обгоревших стен и зияющими дырами вместо окон, держал в руках обгоревший молитвенник и окончательно понял: деятельность еврейской общины необходимо развивать в двух направлениях. Первое — прежнее. Создать в городе крепкую еврейскую общину для тех, кто не хочет или не может репатриироваться в Израиль.   Второе — немедленно усилить и до этого работающие отделения общины по подготовке и организации репатриации желающих уехать евреев в Израиль.   Для решения этой задачи необходимо было активизировать наши отношения с Посольством Израиля в Украине, Израильскими центрами и, конечно же, Сохнутом.   Еще никому из председателей еврейских общин различных городов не удавалось плодотворно сотрудничать с Джойнтом, Сохнутом, религиозными организациями, израильскими центрами, Посольством и местными властями одновременно.   Нам в городе Кременчуге это удалось.   Прежде всего, необходимо было дать детям и взрослым первичные знания о стране, ее традициях, литературе и культуре, в которую они собрались ехать на постоянное место жительства. Возникла острая необходимость усиливать деятельность еврейской воскресной школы, которая у нас начала работать практически с первых месяцев создания общества еврейской культуры «Лехаим». Для меня это было близким и привычным. Да и в истории городской еврейской общины образование занимало немаловажное место.   Евреи — народ Книги. Они всегда отличались стремлением к образованию и очень заботились о воспитании и обучении своих детей.   Историческая справка по материалам газеты «Лехаим»:   «В начале XIX века все дети евреев Кременчуга учились в религиозных низших учебных заведениях — хедерах, где изучали еврейский язык, Тору т Талмуд, арифметику.   В конце XIX века в городе уже работало девять мужских общеобразовательных училищ и восемь женских.   В общественном училище Талмуд-Тора преподавали 10 учителей. При нем работало начальное ремесленное училище. Заведовал училищем Янкель Айзикович Гельман, а детей учили Гилель Янкелевич Гуревич, Зелен Менделевич Гуревич и другие.   При еврейских школах создавались столярно-токарные цеха. Дети получали завтраки за копейки. Бедных кормили бесплатно. Учащимся бесплатно выдавали одежду и учебники.   Богатые евреи обучали своих детей дома. В то время евреев в гимназии не принимали.   В 1916 году А. Фрейденберг открыл еврейскую мужскую гимназию, которая стала центром еврейской национально-просветительской работы. Замечу, в конце 90-х годов XX века небольшая еврейская воскресная школа уже в совершенно иных условиях общественно-политической жизни смогла сделать то же самое для евреев Кременчуга. И направление их деятельности, как в начале века, так и в конце было одно — сионистское.   При гимназии А. Фрейденберга действовал тайный ученический союз.   После февральской революции летом 1917 года ученический союз активизировал свою работу и начал подготовку к Всероссийскому съезду учащихся-евреев. Съезд начал работу в Москве 26 августа 1917 года. Среди 150 делегатов 85% поддерживало сионистов, 2% — были сторонниками «Бунда», а 4% поддерживали партию «Поалей Цион».   После окончания съезда Кременчугский ученический союз выступил с инициативой о расширении изучения дисциплин на еврейском языке и введении курсов по истории и культуре еврейского народа.   В гимназии к 1918 году уже обучалось 445 мальчиков. Работала библиотека, в которой насчитывалось 600 книг на русском языке и 150 на еврейских языках.   Преподавательский состав из 15 человек: 11 евреев, 2 украинцев, немца и француза.   В 1917 году по инициативе Кисельмана и Бирмана была создана женская гимназия, в которой обучалась 301 ученица.   О еврейской гимназии мечтали и мы в конце XX века. Думали открыть дневную школу с большим количеством детей, а затем поняли, что у этой школы не будет будущего. Дети вместе с родителями уедут, и останется еврейская школа для украинских детей и одного-двух еврейских».   С первых месяцев существования общества «Лехаим» нами была открыта группа по изучению истории, традиции, культуры еврейского народа. Мы с гордостью ее называли воскресной школой, прекрасно понимая, что школой нашу группу еще трудно назвать. В сентябре 1992 года школу зарегистрировали в Крюковском районо города Кременчуга, получив мизерное финансирование. Первым директором была Татьяна Чернявская. Преподавали в ней Галина Милявская и Татьяна Иванова.   Но произошло т

Посмотреть также...

Как в Израиле отменяли идиш

04/16/2021  22:58:17 В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор коммунистической газеты «Коль ха-Ам» Меир Вильнер …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *