Корни. Воспоминания о далеком и близком. (Продолжение)

303325_378224712209312_519266353_n

Сентябрь 21, 2014   6:22:36 PM

Продолжение. Начало начало https://rishonim.info/municip-archive/absorb-integer/78868    и     https://rishonim.info/municip-archive/absorb-integer/79013

Религия

Мы понимали, что людям, кроме гуманитарной и культурологической помощи очень важна и духовная жизнь. Особенно старшему поколению, которое стремилось к возрождению в городе национальной религии и традиции. С первых дней нашего существования на общих собраниях по пятницам звучала молитва. Молодой и очень увлеченный юноша Борис Бабилуа прекрасным голосом пел молитвы, которые многие слышали впервые. Он был поглощен религией и музыкой. Но о музыке немного позже. С религиозными традициями Борис Бабилуа познакомился еще в детстве. Вот как он об этом вспоминает.   Статья Б. Бабилуа «Они были…» в газете «Лехаим» 5 за март 1995 года:   «В эти предпасхальные дни память меня возвращает в детство. Детство, которое так ярко вырисовывает картинки предпраздничной суеты и неподдельного веселья.   Песах приходил в наш дом зримо. К нему готовились заранее. И пусть встречали нетрадиционно, не звучала молитва, и не было рассказов из агады, но дедушка всегда был наряден, торжественно сосредоточен, бабушка возилась на кухне, а когда последнее блюдо было приготовлено, все садились к столу. Помню я незабываемый вкус фаршированной рыбы, других блюд.   Звучали пожелания здоровья, мира, долгой жизни…   Ушли из жизни мои близкие люди — бабушка, дедушка, дядя. Остались вдвоем с мамой…   На похоронах бабушки пел старичок. Невзрачный такой. И откуда мне было знать, что судьба сведет меня с этим человеком на долгие годы, что он оставит в моей жизни такой яркий след.   Ветеран войны, дядя Наум Гофман стал мне близким и дорогим человеком. Я помню, как он утешал мою мать, какими мудрыми были его слова, как проникновенно звучали слова из Торы.   Он подарил мне тогда маленький молитвенник, рассказал о Едином Боге-Творце и поведал многое из еврейской истории. Этот человек первым зажег в моем сердце огонек осознания еврейства. И хотя я ничего не понимал тогда и не мог читать на идиш и на иврите, но я уже знал, что Бог избрал еврейский народ для определенной цели.   Дядя Наум много рассказывал об Израиле — древнем и современном. Однажды он предложил мне посетить собрание на квартире старого Аврума Циперштейна, где собирались тогда евреи на молитву. Это, помнится, было на праздник Рош-hашана. И я пошел. На меня смотрел седобородый мудрец в ермолке и талесе. Смотрел пристально, изучающе. Затем спросил, чей я внук и сын. Улыбнувшись, указал мне на стул.   Собравшихся тогда на праздничную молитву было немало — женщины и мужчины. Старики. Мне тогда было 16 лет. Разговаривали между собой на идиш, указывали на меня пальцами, долго говорили о моих родителях…   Затем началась молитва. Я ничего не понимал, но было так приятно ощущать себя частичкой народа с таким богатым и ярким историческим прошлым. Это было начало моего становления. Благодаря старому Авруму, дяде Науму, я стал изучать еврейский язык и приобщаться к Торе.   Прошло время. Эти люди были первыми. Их уже нет среди нас, но как мечтали они видеть возрождение еврейства в нашем городе. Как хочется вспомнить всех их поименно: Аврум Циперштейн, Наум Гофман, Борис Державец, Михаил Штейн, Фаня Ниренберг и др. Не забудем их — они были до нас!»   Пятницы! Как изменили они жизнь многих людей! Как много они дали нам — организаторам общины! Помню, с каким усердием готовили зал для встреч первые активисты «Лехаима» Михаил Фастовский и Руслан Херсонский. На протяжении нескольких лет, до своего отъезда на постоянное место жительства в Израиль, они   занимались хозяйственными делами общества «Лехаим», что, несомненно, способствовало улучшению ее работы.   Пятницы! Это не просто очередной день недели. Для многих они стали откровением, возвратом к истокам, открытием собственной национальной идентификации.   Из газеты «Лехаим» за октябрь 1994 года:   «Вот уже второй год каждую пятницу в помещении общества «Лехаим» проходит встреча субботы. Звучит молитва, с трепетом в душе девочки зажигают субботние свечи и произносят молитву. Для Лены Кац, Иры Резницкой, Виты Залиган, Маши Шепетовской, Наташи Ленчицкой, Светы Подорожанской — это откровение в их недолгой жизни, трудно сравнимое с чем-либо.   Встреча субботы непременно сопровождаются интересными рассказами о еврейской традиции, обрядах, праздниках. Звучат незабвенные страницы еврейской истории, поэзии, прозы. Эти вечера с особой любовью готовят Б. Шепетовский, Б. Бабилуа, Б. Володарский, А. Карлин, З. Захарьин, Б. Белозерцева, Л. Евселевский, В. Бердичевский, Г. Милявская, А. Заславский, Н. Пантелеева, А. Шейнкман и многие другие».   Возраст посетителей «пятниц Петровецкого» (по аналогии »
пятниц Петрашевского») был настолько различен (от 4 лет маленького, верного и самого последовательного «лехаимовца» Димы Шепетовского до восьмидесяти с различными хвостиками лет многих членов общества), что это не могло не вселять уверенность в том, что община и ее деятельность интересна кременчугским евреям различных возрастов.   Немного отвлекусь и несколько слов скажу о молодежи. Нет, о первом молодежном клубе и их первых шагах сегодня вспоминает Света Пантелеева, проживающая в Израиле более десяти лет:   «Сначала наши молодежные «тусовки» были стихийными, неорганизованными. Кто-то посещал воскресную школу, кто-то изучал иврит в ульпанах, открытых при «Сохнуте» и воскресной школе, многие побывали в еврейских молодежных лагерях отдыха, действующих на территории Украины и Израиля, знакомились и общались на общегородских праздничных мероприятиях (Ханука, Песах и т.д.), на концертах, организованных обществом еврейской культуры «Лехаим». Постепенно круг подростков, которых объединяла не только национальность, но уже и какие-то общие интересы, расширился. Появилась потребность в постоянном общении — так возник молодежный клуб, который я и возглавила. Но надо сказать, что ребята подобрались все такие активные. Каждый из них мог бы по праву быть лидером, поэтому никто из них даже и не пытался взвалить на меня весь груз обязанностей. Наоборот, каждый что-то предлагал свое, и делали мы все сообща, поэтому нам было вместе легко и весело.   Следует назвать имена наиболее ярких и активных ребят: Артур Фрумсон, Лена Кац, Света Година, Илона Шифрина, Лена Петровецкая, Виталик Златопольский, Лера Мишунина, Стас Пантелеев, Эдик Заславский, Саша Беленький.   Первое, с чего мы начали — это, конечно, встречи субботы. Многие из нас тогда впервые услышали слова, связанные с ритуалом освящения субботы: шабат, кидуш, хала…   Наступал вечер и наш клуб превращался в некое святилище: зажигались свечи, читалась молитва, легкая трапеза с шабатним сладким вином из серебряного красивого бокала. Мы дружно распевали песни, которые являются неотъемлемой частью каждого шабата в Израиле. Но это обычное дело в Израиле, а для нас все было новым, необычным, значимым, как будто совершалось некое таинство… А потом — игры, привезенные из лагерей, танцы.   И, конечно, без нас не обходился ни один праздник, ни один концерт. Приятно было осознавать свою причастность к большому и важному делу. И это чувство иногда находило свое выражение самым неожиданным образом: во время концерта, поддавшись царившему в зале настроению от веселой еврейской мелодии, ребята один за другим выскакивали на сцену и устраивали своеобразную «подтанцовку». Стало уже даже традицией — танцевать на сцене под исполнение песен. И все это было так естественно, задорно и воспринималось зрителями «на ура» — это же наши дети, внуки, наша культура, и мы — вместе.   Но работа моя заключалась не только в организации досуга ребят. Как координатору «Сохнута» мне приходилось принимать представителей различных молодежных программ из Израиля: «НААЛЕ-16», «Селла», «Ульпан-кибуц» и другие, предназначенные для молодежи, которая готовится к поступлению в университеты. По одной из них выехал в 1996 году и мой брат Пантелеев Стас. В этом же году репатриировалась и я.   Но что интересно, со многими ребятами из нашего первого клуба мы общаемся до сих пор. И не просто общаемся, а встречаемся по случаю каких-то особых событий. Например, гуляли на свадьбе Златопольского Виталика, а он приезжал на мой юбилей. Постоянно приезжает в гости (уже с мужем и дочкой) Илона Шифрина. Она преподает математику в одном из кибуцов. С Лерой Мишуниной обмениваемся фотографиями, следим за творчеством Артура Фрумсона, — он руководит музыкальной группой, пишет песни, Света Година живет с родителями в Германии (общаемся через интернет). Этот список можно продолжать и продолжать.   Думаю, что такой неразрывной связи способствует то, что мы были первыми!»   И все же встречи субботы у молодежи носили светский характер. А нам хотелось по-настоящему возродить религиозную традицию в городе. Мы понимали — то, что общество еврейской культуры «Лехаим» делает вместе с Борисом Бабилуа для достижения поставленной цели в городе Кременчуге, не может полностью удовлетворить верующих евреев. Именно эту задачу должна была выполнять религиозная община «Хаим», которую мы зарегистрировали по всем правилам в областном отделе по делам религии.   Каждую субботу в помещении «Лехаима» собиралось более 50 человек на утреннюю молитву. В зал приносили свиток Торы, ч


Посмотреть также...

СПИВАК: Стало очень грустно, когда Зеленский вышел на брифинг сам после встречи с Макроном НАШ 16.04

04/16/2021  22:11:36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *