Реклама
Реклама

НАЧАЛО. Главы из книги Бориса Шепетовского "Иерусалим в Украине".

Реклама

Боря

Май 27, 2014   5:46:27 PM

I

Обычно возникновение городских еврейских общин, и не только в Российской империи, являлось следствием постоянной миграции евреев. В поисках приюта по одному, либо малыми группами, евреи прибывали в тот или иной город и, если находили его подходящим для проживания, там оседали. С течением времени, благодаря вновь прибывавшим а также естественному приросту, их число постепенно увеличивалось и по мере этого зарождалась и развивалась в том городе еврейская общинная жизнь. 

В Кременчуге же формирование еврейской общины произошло совершенно иначе. В нем она возникла практически сразу, минуя долгий этап становления. Причиной столь нехарактерного явления послужило желание Екатерины II заселить недавно образованную на территории Северного Причерноморья Новороссийскую губернию, в которой Кременчуг был не только административным центром, но и единственным городом.

Решение допустить евреев в страну далось императрице непросто. Вначале своего правления она, продолжая политику своей предшественницы Елизаветы, категорически возражала, чтобы евреи проживали в России. Однако необходимость освоить пустынную Новороссию, куда переезжать из российских граждан особо никто не хотел, заставила ее изменить подход к данному вопросу. И поэтому, когда во время войны с Турцией 1768 – 1774 годов из армии в числе пленных стали присылать евреев, в 1769 году издала указ, которым запрет на их проживание в пределах государства сняла, но с одной принципиальной оговоркой. Селиться евреям было дозволено только в Новороссийской губернии.

Таким образом, Новороссийская губерния стала первым местом в Российской империи, где евреи, спустя более 40 лет со времени царствования Екатерины I1, получили право на постоянное жительство, а возникшая в Кременчуге еврейская община стала первой городской общиной, вновь образованной на территории страны.

 

II

Увы, но данные, которые бы конкретно указывали на дату прибытия первых еврейских поселенцев в Кременчуг безвозвратно утеряны. Однако, с учетом сказанного выше, вполне логично предположить, что в городе они появились около 1769 года, а именно после упомянутого указа Екатерины II.

Дошедшие же до нас самые ранние свидетельства о пребывании евреев в Кременчуге датированы одиннадцатью годами позже и относятся только к 1780-му году. В «Памятной адресной книжке Кременчуга на 1875 год», в частности, сказано:

 

«Еврейский элемент, составляющий в настоящее время едва ли не  большую половину населения Кременчуга, как видно из сохранившихся сведений, в минувшем столетии населял Кременчуг уже «в немалом числе» и в 1780 году евреи имели здесь недвижимое имущество и особый свой госпиталь, переименованный в 1801 году в больницу».

 

Если историю проживания евреев в городе условно разделить на отдельные периоды и начальный из них ограничить первыми годами 19-го века, то в дополнение к указанным в цитате фактам можно добавить всего лишь несколько:

— в 1795 году в Кременчуге проживали 336 евреев мужского пола.

Тогда же двух евреев избрали в словесные судьи. Однако привели их к присяге и ввели в должность только через несколько лет особым постановлением местной Думы после того, как те подали жалобу в городской магистрат.

— по «Топографическому описанию Малороссийской губернии 1798 – 1800 годов», единственном сохранившемся документе, где указываются названия всех 14-ти кременчугских улиц, имеется улица Еврейская.

— в 1801 году в Кременчуге вместе с уездом числилось 454 еврея-плательщика налогов, а еврейском госпитале призревалось 25 человек.

— в 1804 в городе проживали 502 еврея, из них купцов 3-ей гильдии 20  и мещан 482.

Среди городских сапожников было 11 евреев, а среди портных – 20.

Еврейские купеческие капиталы составляли в Кременчуге – 10055 руб., а процентные с их капитала – 226 руб. 232/7 коп.

— в 1806-ом еврейское население составляло в Кременчуге 457 человек или 11.6%. Из них купцов третьей гильдии  – 21 и мещан 436.

Тогда же «предполагалось быть устроенным» каменное ремесленное еврейское училище и уже существовала «еврейская деревянная в доме одного из евреев школа».

И, наконец, интересный вывод следует из официальных данных о самых крупных еврейских общинах Российской империи конца 18-го – начала 19-го веков, приведенных в Еврейской электронной энциклопедии (статья «Россия. Демография еврейского населения Российской империи (1772 – 1917)», таблица 8). Согласно им молодая община Кременчуга по своей численности  (около 500 человек) входила в первую их десятку. Более многочисленными на тот момент являлись лишь издавна существовавшие общины бывших польских городов, которые Россия присоединила в последней трети 18-го века в результате разделов Польши.

Для точности отметим, что в то время:

— во-первых, статистика учитывала только мужское население

и

— во-вторых, официальные данные о численности евреев власть, как правило, занижала.

Стало быть с определенной долей вероятности можно говорить, что на рубеже 18-го – 19-го веков общее количество евреев (мужского и женского пола) составляло в Кременчуге порядка 1000 человек.

 

 

1 В апреле 1727 года императрица Екатерина издала указ о немедленной высылке евреев из пределов России.

 

 книга 1

 

Реклама

Посмотреть также...

Хромая Тува с улицы Лилиенблюм и настоящая любовь

07/26/2021  13:02:40 АВТОР: АЛЕКСАНДР НЕПОМНЯЩИЙ  Вторую половину двадцатых годов прошлого века в Тель-Авиве иногда называют …

2 комментария

  1. Молодец,Борис! Бэацлаха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама