Томас Графтон, арестованный по подозрению в пяти эпизодах покушения на убийство и одном эпизоде незаконного проникновения в чужое жилище, настаивает на своей непричастности к событиям в доме хасидского раввина Хаима Ротенберга в Гарлеме.
Два дня назад, на исходе субботы, мужчина с лицом, закутанным в шарф, вооружившись мачете, проник в дом почтенного раввина, где собралось большое общество на зажигание ханукальных свеч. Он нанес ранения пятерым евреям (одному очень серьезные), затем вышел из дома и уехал на автомобиле.
Нападавшему не повезло – случайный прохожий на улице заметил номер отъезжающего автомобиля, по которому преступника и вычислили. Томаса Графтона задержали спустя два часа в Гарлеме. Он отрицает все обвинения, но материалы дела уже переданы в суд.
Из обвинительного акта американские журналисты узнали некоторые сведения о личности Графтона и о двигавших им побуждениях. Он вел дневниковые записи, указывающие на антисемитские настроения, причем не из исламских и не «черно-расистских» соображений, как зачастую свойственно негритянскому населению США, а больше из тех, что свойственны как раз неонацистам европейского склада.
Он рисовал свастику рядом с магендавидом, выписывал красивыми печатными буквами имя Адольфа Гитлера и надписи типа «Культ нацизма». Он неоднократно проводил в интернете поиск по фразам типа «за что Гитлер ненавидел евреев», «самый известный еврейский бизнес в Америке», «еврейские церкви в округе» и проч.
Поэтому все эпизоды, инкриминируемые отрицающими вину Графтону, предъявлены в отягчающей версии, с добавлением формулировки «на почве расовой ненависти».
Выбор Монси был с его стороны вполне естественным — этот городок, расположенный в двух часах езды от Нью-Йорка, считается «самым еврейским городом Америки». 80% из 14 тысяч горожан — евреи. В этом населенном пункте больше 100 синагого и около 50 ешив. Там живут в основном ультраортодоксы, включая хасидов, литваков-«миснагедов», сектантов из «Нетурей-карты». В городке Монси нижайший уровень преступности, там практически не запирают дверей, евреи ходят друг к другу в гости без звонка. И там, в какой дом ни войдешь, практически наверняка попадешь к религиозным иудеям.
Как отмечают обозреватели, традиционно негритянское население в США не нападает на евреев, и американские иудеи больше опасаются белых националистов. Американские негры и евреи на протяжении новейшей американской истории даже были солидарны между собой на фоне противостояния с «Ку-клукс-кланом», ненавидевшим и тех и других – обе этих «народности» испытывали своего рода комплекс неполноценности перед «истинными американцами», потомками европейских покорителей материка.
Кроме того, американские негры, еще со времен рабства, отождествляют себя с евреями из Ветхого завета, находившимися в египетском рабстве и вавилонском плену.
И хотя в последние десятилетия чернокожая Америка стремительно заражается исламом, пиетет перед евреями остается в силе, хотя и в изрядно ослабевшем виде. Многие «афроактивисты», видя в мощном еврейском лобби своего рода власть, раздувают среди своей паствы антисемитские настроения из разряда «евреи захватили Америку» и «богатенькие евреи заседают в верхах и грабят народ». Однако это не увязывалось с религиозными общинами и практически не отражалось «на местности» – практически все антисемитские нападения совершаются, как правило, адептами «белой силы».
Но в последнее время эта тенденция переломилась. Несколько дней назад всю Америку взбудоражила видеосъемка, на которой 30-летняя «афроамериканка» бьет по лицу еврейских женщин в Бруклине.
До этого негритянская банда устроила стрельбу в кошерном супермаркете в Джерси-Сити, и, по данным следствия, они оказались там не случайно.
В последнее время, на фоне обострившегося противостояния между «традиционной Америкой» и новыми поколениями «униженных и оскорбленных» – латиноамериканцами и чернокожими, усиливается и пропаганда с обеих сторон.
При этом евреи снова оказались меж двух огней – их ненавидят как белые нацисты, так и черные расисты. Первые – за то, что евреи подрывают традиционные американские устои, захватывая позиции во власти, вторые – за то, что евреи стали символом благополучной «белой» Америки, в которой негры видят источник своего унижения и неблагополучия.
Радикальное крыло «Демократической партии» становится все более авторитетным в молодежных кругах латиноамериканцев и чернокожих. Старые авторитеты, принадлежавшие ко все той же «благополучной белой Америке» сходят со сцены – те, чьи интересы они раньше защищали, берут власть в партии в собственные руки.
Все это тревожит американских евреев, традиционно поддерживающих демократов – они уже не понимают, с какой стороны ожидать большей опасности и могут ли они по-прежнему считать Демпартию своим домом – в ней становится не слишком уютно.
Похожие процессы происходят в Европе, где евреи не понимают, кто теперь большее зло – белые националисты, зачастую поддерживающие Израиль, националистический характер которого им близок, и ненавидящие арабских мигрантов, либо сами мусульманские мигранты, наводнившие Европу, и поддерживающие их либералы, практикующие антиизраильскую риторику, во многих случаях перерастающую в откровенно антисемитскую.