Победа идиота над империей

Theater photography

11/15/2014   21:06:06

Юрий Моор-Мурадов

Фото: Жерар Алон

Я стараюсь попасть на все премьеры в национальном театре «Габима», но комедию «Бравый солдат Швейк» мог бы пропустить без больших угрызений совести. Книгу Ярослава Гашека читал еще подростком, восхитился в свое время замечательным фильмом, видел пару спектаклей по ней. Что нового мне может открыть «Габима» об этом добродушном, никогда не унывающем, наивном до идиотизма герое с нескончаемым чувством юмора?

 

Но тут получил сообщение на свой телефон из театра «Габима» с предложением, которое невозможно отвергнуть: билет на их «Швейка» за полцены да вдобавок – кружку пива бесплатно в театральном буфете. Я глянул на календарь – выходит, что свои приключения Швейк начал ровно сто лет назад – летом 1914 года, с объявлением войны, позже названной Первой мировой; кроме того вспомнил, что любимый напиток Швейка – как раз пиво, и решил пойти на спектакль.

 

Книга Ярослава Гашека – многогранная, есть в ней несколько центральных идей, которые можно продвигать со сцены. До поднятия занавеса ломал себе голову: на какой из них остановится театр? Ведь нельзя объять необъятное.

 

Сквозной пафос книги – пацифизм. И оно понятно, начинали войну – веселились, потом подсчитали – прослезились: 20 миллионов погибших из-за авантюризма нескольких европейских лидеров. Это проходит красной  нитью через все произведение великого чешского писателя.

 

Но найдет ли отклик тема пацифизма в сердцах сегодняшних израильских зрителей? Можно ли внушать «непротивленчество» народу, не оправившемуся от операции «Несокрушимая скала», которую почти все считают войной вынужденной? А кроме того – ушли в прошлое те времена, когда правители объявляли войны, насильно призывали в армию подданных, а потом лучшие писатели создавали романы, в которых клеймили правителей и осуждали войны. Недавние события в Израиле показали, что мы живем в эпоху, когда вожди не спешат двигать в бой танки и пушки, и именно граждане и СМИ заставляют их действовать. Сколько времени ушло на то, чтобы наше правительство под давлением народа ввело войска в Газу! И вывело оттуда так быстро, что ни один лауреат Нобелевской премии по мирной литературе не успел бы даже рассказ антивоенный написать, не то что – роман. А сколько еще усилий придется приложить мировой общественности и прессе, пока Барак Обама начнет, наконец, всерьез воевать с боевиками ИГ!

 

И я подумал: «Если «Габима» будет привычно впаривать нам пацифизм – публика ее не поймет». Видимо, к этому же мнению пришел и театр: спектакль не стал акцентировать свое внимание на главной идее книги Гашека. Никакого пацифизма не чувствовалось. И хорошо.

 

Вторая по важности идея в книге о Швейке: Кайзер и его чиновники гнали чехов (славян) воевать с Россией, страной славянской и близкой им по духу. Что внесло свой вклад в поражение Австро-венгерской империи и в ее распад. Эта идея могла бы лечь в основу спектакля в «Габиме», если бы в Израиле было принято гнать арабское население на войну с их палестинскими братьями. Но это же не так.

 

И все же театр не остался без идеи, поскольку в этой замечательной книге их масса. И одна из них – противостояние рядового человека и высшей власти, с огромной бездушной бюрократической машиной, которая требует, чтобы человек был маленьким послушным винтиком. Машина, которая может легко перемолоть человека, даже не заметив этого.

 

Швейк по замыслу Гашека – маленький человек, которому удается одержать победу над монстром, и делает он это, не восставая против властей, а послушно выполняя все требования – даже самые нелепые, доводя их до крайности и тем самым показывая их полный идиотизм.

 

«Габима» взяла на вооружение эту тему, и передала нам мысль Гашека замечательным образом. Ави Кушнир играет Швейка со свойственным ему мягким юмором. Природное обаяние, кажущаяся простота, знакомая израильскому зрителю по другим его работам в театре и на телевидении – благодаря всему этому Кушнир идеально подходит на эту особенную роль. В определенный момент у меня мелькнула мысль, что стоило «Швейка» ставить хотя бы ради того, чтобы позволить актеру раскрыть свои таланты в создании этого столь необычного и особенного образа.

 

«Вот он я – говорит герой Кушнира, — идеальный человек с точки зрения системы, который воспринял все лозунги властей, безоговорочно согласился со всеми требованиями, даже с самыми дикими. И если из-за меня все вокруг ломается, портится, идет в тартарары – то не по моей вине; это вы создали такие правила игры». И улыбается своей знаменитой идиотской и пленяющей улыбкой.

 

Образ Швейка далеко не однозначен. С одной стороны – он положительный герой, но в то же время он мелкий жулик, крадет собак, мошенничает, о нравственности имеет довольно смутное понятие. И все равно Кушниру удается вызвать симпатию к своему далеко не идеальному герою.

 

Созданию атмосферы полного абсурда, неразберихи, способствуют своей замечательной игрой Натан Равиц (который блистал в роли трагического бонвивана капитана Лукаша) Шимон Коэн («сопровождающий»), Джесан Аббас (судья), Ури Гохман (пастор-еврей) и другие. Нужно похвалить декорации, которые позволяют легко переносить действие из одного места в другое, из страны в страну, из тыла на фронт (декорации Эрана Ацмона). Костюмы Офры Конфино помогают оказаться во временах Первой мировой войны. Только позволю себе одну придирку: Швейк не может пить свое любимое пиво из бутылки! Он пил только из кружки. Достаточно посмотреть на его скульптуры в разных городах Восточной Европы.

 

Кстати, пиво в буфете «Габимы» было отличным, нисколько не уступало тому, которое мы пили месяц назад во время поездки в Прагу.

 

 

На иврите статья – здесь:

 

http://www.nrg.co.il/online/47/ART2/638/043.html?hp=47&cat=306&loc=98

 

yuramedia@gmail.com

 

Посмотреть также...

Как складывается судьба актера Кирилла Сафонова и почему ушла из жизни его первая жена

04/13/2021  13:07:53 Редко, когда актера запоминают с первой роли в кино. Но именно таким свойством …

Один комментарий

  1. Даже и не знаю,что сказать… Ибо,»Осмелюсь доложить,я и есть тот самый Швейк…» — с восьмого класса,когда впервые стал читать… Швейк буквально влетел мне в голову,многое помню наизусть. Он научил меня «прикидываться идиотом» в нужное время и в нужном месте(особенно в армии),да и после — в различных,порой относительно непростых ситуациях.Визжа от восторга,много раз смотрел «баррандовские» «Бравый солдат Швейк» и «Швейк на фронте» (1958 год), а на «Большой дороге» чуть не помер — от хохота…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *