РЕЦЕНЗИЯ на книгу доктора Анатолия Мучника «ПРЕДТЕЧИ СИОНИЗМА и ПОЛТАВЩИНА" (Израиль-2014)

 

11/26/2014   16:40:54

001Автор книги «Предтечи сионизма и Полтавщина» доктор Анатолий Мучник в своей книге заставляет нас, читателей, задуматься вместе с ним над сложными и важными вопросами отношения христианства к еврейской национальной идентичности с Землей Обетованной.

Касаясь непосредственно этого процесса, автор подчеркивает, что для многих христиан подобная связь остается загадкой, которую помогает объяснить заявление национальной конференции католических епископов США от 1975 года.

Главной мыслью этого заявления, подчеркивает А. Мучник, является призыв к христианам понять эту связь евреев с Землей, «как тоску по своей родине». Подчеркивая эту мысль, автор приводит подобное объяснение Всемирного совета церквей от 1982 года о том, что для евреев государство Израиль «составляет часть долгих исканий и борьбы за выживание, которые на протяжении веков были важнейшей задачей иудаизма».

Таким образом, отмечает автор, среди христиан можно наблюдать смесь разнообразных богословских, политических, моральных и культурных оснований для поддержки государства Израиль.

На этом фоне автор прослеживает зарождение сионистского движения ещё за долго до его создания Теодором Герцлем в 1897 году. Он справедливо отмечает, что этому предшествовало множество важных событий и публикаций, бесчисленные проекты, декларации и собрания.

Безусловным является тот факт, что тысячи евреев переселились в Палестину задолго до того, как Герцлю пришла в голову мысль о создании еврейского государства. Автор отмечает, что в различных странах и на разных уровнях происходила активная деятельность, подготовившая формирование сионизма. В этой связи невозможно не согласиться с доктором Мучником в том, что очень трудно её классифицировать, и почти невозможно привести к общему знаменателю. Эта деятельность, отмечает автор, включала в себя проекты британских и французских государственных деятелей по учреждению еврейского государства; манифесты, издававшиеся малоизвестными раввинами из Восточной Европы; публикации романтических новелл нееврейских писателей; общества, содействовавшие поселениям в Палестине и способствовавшие распространению еврейской культуры и возрождению национального самосознания. Автор справедливо подчеркивает, что термин «сионизм» появился только в 1890-х годах, но дело сионизма, идея Сиона, существовала на протяжении всей истории еврейского народа. «В будущем году в Иерусалиме!» — повторяли евреи из года в год и из века в век, садясь за пасхальную трапезу. Некоторые не удовлетворялись лишь повторением этого призыва. Поодиночке и группами евреи возвращались в Сион на протяжении всех долгих лет изгнания. Поэтому неудивительно, что пробуждение национально-освободительных движений в Европе XIX века затронуло также и евреев.

Автор делает акцент на том, что сионизм возник как движение за освобождение еврейского народа Израиля, а не Страны Израиля. Ожидания и надежды на восстановление опустошенной земли 002неизменно сопровождали евреев в странах диаспоры, но никогда не являлись эффективным мотивом массовой общественной деятельности. Пока евреи могли жить «на задворках» традиционного мира, дававшего им возможность скудного существования ценой унижений и готовности мириться с ними, надежда на Избавление ограничивалась ожиданием и являлась столпом тогдашнего самоопределения евреев. Но с момента, когда этот традиционный мир рассыпался в прах и перед евреями встала проблема самоопределения и существования в мире современном, пребывание в диаспоре было поставлено под сомнение и начались поиски нового решения. Естественным был вывод доктора Мучника, именно из этих сложившихся обстоятельств пришло осознание значения Эрец-Исраэль. Хотя сионизм мотивируется необходимостью освобождения еврейского народа, а не Страны Израиля и волей к этому освобождению, все же ясно, что, когда речь идет о еврейском самоопределении и еврей стремится быть самим собой, а не собственной тенью, покорной велениям чуждых культур, его самоопределение оказывается связанным с исторической колыбелью еврейского бытия — Эрец-Исраэль. Как мы увидим в ходе обсуждения вопроса, ряд мыслителей-сионистов приходит к такому выводу лишь после долгих колебаний; но в направлении этом заключена внутренняя необходимость. Ибо становится ясным, что еврей не может быть свободным и считать себя свободным, покуда он лишен Эрец-Исраэль.

GetAttachment.aspxшш

Доктор Анатолий Мучник

Автор отмечает заметный вклад в создание идеологического фундамента сионизма протестантов. Идеи национального возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль в разное время и в различной форме высказывали духовные руководители ряда протестантских организаций, писатели, религиозные и общественные деятели, такие как Л. Олифант и ближайший сподвижник Т. Герцля У.Г. Хехлер, полковник британской армии Дж. Голер, основавший в 1852 Ассоциацию развития еврейского поселенчества в Палестине, английский археолог Ч. Уоррен, итальянский философ и политик Б. Мусолино, основатель Международного Красного Креста Ж.-А. Дюнан, английская писательница М.Э. Аванс (псевдоним Джордж Элиот; роман «Даниэль Деронда»,1876), и мн. др.

И все же эти идеи, подчеркивает автор, не могли принести полного удовлетворения. Только Сион оставался истинной обителью святости. Сионистская идея, мечта о восстановленном еврейском государстве на земле Израиля в значительной степени (гораздо более значительной, чем принято считать) является и христианской мечтой. Христиане остро нуждаются в этой земле как материальном воплощении их теории окончательного спасения. Они сами не могут принять участие в осуществлении Божественного замысла, ибо их теологическая доктрина, образно говоря, ушла из земной сферы. Но, по их представлению, кто-то другой должен свидетельствовать об особой миссии Святой земли. Эта задача уготована «Израилю во плоти».

Идея возвращения евреев в Палестину с поразительным упорством повторяется в произведениях христианских богословов разных направлений вплоть до нашего времени. Ее высказывали такие выдающиеся ученые-теологи, как Джозеф Пристли, Исаак Ньютон, Уильям Коупер, а в середине девятнадцатого века эта идея стала приобретать реальные очертания в международной политике графа Шефтсбери, известного английского политического деятеля лорда Эшли-Купера. Он открыл консульское представительство Англии в Иерусалиме, чтобы помочь евреям заселять Святую землю.

На наш взгляд, утверждает доктор Мучник, настоящие предшественники сионизма появились в 80-х годах XIX века. До этого идея возвращения в Сион носила религиозный («стремление к Сиону») или филантропический характер (как у Ротшильда и Кремье), либо была результатом осознания того, что евреи — нация, а не только конфессия, к чему пришли некоторые еврейские интеллектуалы в 60-х годах XIX века (Перец Смоленский, Йеуда Лейб Гордон, Авраам Maпy и др.). Все вышеперечисленные деятели заведомо не были, пользуясь выражением Й. Каца, инициаторами движения в «реальном историческом» смысле.

Итак, утверждает автор, первыми проповедниками идеи восстановления еврейского государства в Палестине были христиане.

Все началось с того, что христиане стали задумываться о Божьем пророчестве о восстановлении Израиля.

Хотя в Англии после 1290 года не оставалось ни одного еврея, перевод Библии на английский язык возвестил возобновление доверия к священному Писанию. Пришло и духовное пробуждение среди христианских ученых и мирян, включающее новое понимание Божьих целей для еврейского народа и его исторической родины.

Один из парадоксов 17-18 веков состоял в том, что многие влиятельные евреи не верили, что они могут быть восстановлены на своей исторической родине, в то время как многие влиятельные христиане верили в это.

139fb6c83563b716978afa294d395887Артур Джеймс Бальфур

Доктор Мучник обращает внимание читателя на декларацию министра иностранных дел Великобритании Артура Джеймса Бальфура (1848-1930, которая была опубликована 2.11.1917 года, согласно которой британское правительство доброжелательно относится к созданию национального дома в Стране Израиля. Декларация Бальфура вселила новые надежды в сердце евреев. Автор так же приводит в этой связи выступление Бальфура на открытии университета на горе Скопус (1925 г.), придавая ему огромное значение:

«Национальный дом для еврейского народа.

Правительство Его величества сочувственно относится к основанию национального дома для еврейского народа в Стране Израиля, и оно сделает все возможное для того, чтобы облегчить достижение этой цели, при условии, что не будет совершено ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам нееврейского населения Страны Израиля, а также правам и политическому положению евреев в любой другой стране».

 

Некоторые российские христианские писатели, в частности, профессор-протоиерей Киевской духовной академии А. Глаголев, профессор Петербургской духовной академии И. Троицкий и др., с симпатией относились к политическому сионизму.

В книге автор сознательно подчеркивает абсурдную на первый взгляд мысль о том, что у черносотенцев-антисемитов России и сионистов были одинаковые цели. Черносотенная пресса откровенно писала: «Жидов надо поставить в такие условия, чтобы они постоянно вымирали». Но главной целью, отмечает

 

Анатолий Мучник, было возбудить «энергию евреев в собственное царство и обзаведения собственным хозяйством». В своих предвыборных программах черносотенцы обещали, что поднимут вопрос о создании еврейского государства и будут содействовать переселению туда евреев, «каких бы материальных жертв такое выселение не потребовало от русского народа».

Руководители черной сотни говорили, что сионистское движение «было бы весьма симпатичным, если бы оно преследовало только выселение евреев на отдельную территорию». Но при тотальном недоверии к евреям возобладало мнение, что «так называемый «сионизм», столь распространенный среди иудейской интеллигенции в России, имеет лишь внешним предлогом план переселения иудеев в Палестину, в сущности же является революционной организацией, сливающейся с иудейским «Бундом».

Автор книги подробно останавливается на христианском сионизме и его роли в возвращении и заселении евреями Палестины.

«Христианский сионизм имел религиозный характер, однако без миссионерского уклона (его представители никого не пытались обращать в свою веру), постепенно это движение привело к тому, что израильский народ снова загорелся идеей возрождения. В сионистское движение, которое уже начинало напоминать долину, усеянную мертвыми костями, вселились новый активный дух, сила, страсть и жизнь», — утверждает Анатолий Мучник.

Духовное брожение, тесно связанное с политическими событиями, пишет доктор Мучник, воспринималось определенными слоями еврейского сообщества различным образом — как в порядке реакции на предложения христианских кругов заселить Землю Израиля, так и в качестве восприятия «европейского» облика Палестины, соединенного с национальными чаяниями на фоне национального пробуждения европейских народов.

Существует совершенно особая параллель между милинаристским утверждением о том, что Земля Израиля превратилась в пустошь после изгнания из нее сынов Израиля, и традиционным еврейским утверждением, согласно которому «страна дает свои плоды только евреям». Оба утверждения диалектически переплетаются с представлениями европейской интеллигенции той эпохи, согласно которым восточные народы достигнут спасения, только если примут европейский путь развития.

«Евреем можешь ты не быть, но сионистом быть обязан»! Именно так, перефразируя известные строки Некрасова, можно сформулировать кредо части христиан, убежденных в том, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль и возрождение еврейского государства является исполнением пророчеств Священного писания. Христианские сионисты считают: Б-г обещал эту землю Аврааму, Он благословит тех, кто благословит евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их. Тем самым любовь Г-спода по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям.

Автор много внимания в книге уделяет анализу деятельности современных христианских объединений по организации помощи и поддержке Израиля на мировой арене, разъясняет сущность Христианского Сионизма.

В этой связи доктор Анатолий Мучник отмечает отличительные черты идеологии христианского сионизма:

— Буквальная трактовка Ветхого Завета в том, что касается богоизбранности евреев и их «божественного права» на «дарованную Богом землю» от Нила до Тигра и Ефрата.

— Вольное толкование Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Согласно этому толкованию, Конец Времен и Армагеддон «близ при дверях» — скоро настанет Второе Пришествие Иисуса. Он придет к евреям и они обратятся в христианство. Иисус установит Свое господство в созданном евреями государстве, из которого они будут осуществлять Его правление во всем мире. Помогающие евреям в строительстве этого государства спасутся, а не помогающие попадут в ад.

— Убежденность в том, что любые действия Израиля являются законными и оправданными его «божественной миссией».

— Вера в то, что Иерусалим является «вечной» и исключительно еврейской столицей: арабам в Святом Городе места нет.

— Вера в то, что евреи должны восстановить свой разрушенный храм. Восстановление этого храма является частью концепции «битвы за Иерусалим». В настоящее время на месте, где должен быть воздвигнут храм, находятся Мечеть Ал Акса (Al-Aqsa) и Каменный Купол (Dome of the Rock). Члены нескольких еврейских экстремистских организаций, включая «Институт Храма» (Temple Institute) и «Храм на Горе Веры» (Temple Mount Faithful) даже делали попытки разрушить эти мусульманские святыни. Христианские сионисты не осудили их за это, а по некоторым версиям даже поддержали. В 2000 году три христианских сиониста были депортированы из Израиля за попытку взорвать мечеть в Иерусалиме.

— Сопротивление любым действиям правительств и международных организаций, прежде всего ООН, направленным на то, чтобы убедить Израиль в соблюдении правовых норм в отношении палестинцев и 242-й Резолюции ООН, по которой Израиль должен оставить оккупированные территории. В октябре 2004 Пат Робертсон, на организованном им выездном ралли в Израиле произнес перед многотысячной аудиторией: «Только Бог решит, должен ли Израиль уступать земли, полученные им в результате войны 1967 года, включая Газу, Западный Берег и Восточный Иерусалим… Бог говорит: «Я буду судить тех, которые притязают на Западный Берег и Газу… Это Моя земля, руки прочь от нее!».

-Сильные анти мусульманские и антиарабские сантименты. Вслед за радикальными еврейскими сионистами, христианские сионисты верят, что арабы произошли от «дикого человека» Ишмаэля (Ishmael) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Христианские сионисты внесли значительный вклад в дегуманизацию арабов и в стремительно развивающуюся в США исламофобию.

На первый взгляд, пишет автор, нет прямой связи между событиями первой половины 19-го века и периодом Первой алии, но наличествует типологическая и идеологическая преемственность между идейным миром первых носителей национальной идеи тридцатых и сороковых годов и их отношением к Земле Израиля, с одной стороны, и отношением национальной идеи восьмидесятых годов к заселению Земли Израиля — с другой. В обоих случаях Земля Израиля приобретает значение элемента столь обязательного для национального самосознания европейцев — территории, где претворяется в жизнь особенность этнической группы, историческое существование предков. Более того, Земля Израиля становится идеальным полигоном для осуществления универсальной социальной мечты, основу которой составляют и идеи Просвещения, и его представления об идеальном традиционном обществе.

583267_600В данной книге Анатолий Мучник большое внимание уделяет «Конгрессу сионистов» в Базеле. Он начал свою работу 29 августа 1897 года.

Герцль, встреченный приветственными выкриками, рукоплесканиями, начал свою речь словами: «Мы хотим заложить краеугольный камень в основание дома, который когда-нибудь даст приют еврейской нации. Сионизм станет инструментом для решения еврейского вопроса. Сионизм — это возвращение к еврейству еще до возвращения на родину». Сионизм стремится к созданию для еврейского народа, обеспеченного правовыми гарантиями убежища в Палестине. После завершения дебатов был принят документ, вошедший в историю как «Базельская программа»:

1)         поощрение колонизации Палестины евреями-землепашцами, ремесленниками и рабочими;

2)         сплочение всего еврейства с помощью местных и международных организаций, устроенных в соответствии с местными законами;

3)         укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального самосознания;

4)         разработка мер для получения согласия правительства на осуществление целей сионизма

Главным органом сионистского движения стал Конгресс. Опасения, что при возрождении Палестины будут нарушены религиозные предписания, особенно в отношении святости субботы, были рассеяны Герцлем, что сионизм не предусматривает ничего такого, «что могло бы оскорбить религиозные убеждения какого-либо направления в среде еврейства».

«Как бы ни обстояло дело с перспективами этих планов, — писал «Бернский союз», подводя итоги Базельского конгресса, — это собрание выдающихся духовных представителей еврейства из всех стран было для стороннего взгляда в высшей степени интересным явлением, а для еврейской нации — событием, которое когда-нибудь будет отмечаться как момент всемирно-исторического значения».

Несомненно, утверждает автор, Герцлю удалось в Базеле сформировать из еврейского национального движения всемирную организацию, моральное значение которой заключалось в том, что она была политически признана государствами. В дискуссиях, развернувшихся в еврейской среде после базельского конгресса, все еще проявлялось сопротивление сионизму со стороны евреев — сторонников ассимиляции. В сионизме усматривали опасность для гражданского равноправия живущих в Европе евреев, которое было достигнуто именно за счет отказа от национальной надежды еврейства.

Ассимиляция — это обретение почвы и чести в той или иной стране, но именно эти попытки ассимиляции вызвали к жизни современный антисемитизм, поскольку сторонники ассимиляции не понимают, чего хочет сионизм, пишет доктор Мучник. Он полностью разделяет мнение Герцля, изложенное в статье «Вечный жид»: «Безземельный народ, который слишком многочисленен и достаточно силен, не может допустить бесконечных перемещений из одной страны в другую, не подвергаясь серьезному риску. Палестина — его единственное прибежище».

Сегодня, продолжает автор, когда государство Израиль стало реальностью, можно оценить прозорливость Т. Герцля, значение созданной им Сионистской организации, упорство и нравственную силу основателей сионистского движения.

Начиная с 1948-го года сионизм видит свою задачу в поощрении дальнейшего процесса «собирания диаспор», который порой требует чрезвычайного напряжения всех сил для спасения еврейских общин, находящихся под угрозой физической или духовной ликвидации. Сионизм отстаивает идею сохранения единства еврейского народа и продолжение его самобытного существования, а также стремится превратить Государство Израиль в центр мирового еврейства.

На протяжении веков стремление к воссоединению еврейского народа на Земле Израиля было нитью, связывающей еврейские общины всех стран. Евреи повсеместно восприняли идеи сионизма как непосредственное продолжение основополагающих постулатов иудаизма, поддерживали Государство Израиль как залог воплощения своих вековых устремлений и базу развития культурного, социального и духовного наследия Израиля — члена семьи народов и живого творческого воплощения еврейского духа.

После серьезного анализа «предтечи сионизма» в мировом масштабе, автор приступает к описанию участия в этом процессе своих земляков — уроженцев Полтавщины. Это – главная и основная часть данной краеведческой работы доктора Анатолия Мучника.

Автор подробно знакомит читателя с Пионерами Первой алии — членами союза «Билу» и движения «Ховевей Цион». Они репатриировались на родину предков — в Эрец Исраэль, чтобы основывать и развивать земледельческие поселения (мошавы), которые должны были стать первыми практическими шагами в деле укоренения еврейского народа на своей исторической родине. Всего на этой земле побывало 59 билуйцев. 27 из них жили и работали здесь до последнего своего дня, но значение билуйцев в истории заселения и освоения Эрец Исраэль важно не количеством людей, а их идеями и примером организованного переселения молодёжи.   Из первой группы билуйцев, которая насчитывала 14 человек, выделялись студенты Израиль Белкинд, Моше Минц, Яков Берлиавский, Йосеф Барон, Иегуда Сандомирский и другие, лишь трое не уехали отсюда, в том числе полтавчанин Элиягу Свердлов. Так было заложено основание Гедеры.

Союз «Билу», практически прекративший свое существование в 1884 году, способствовал развитию массового международного сионистского движения «Ховевей Цион».

Еще в январе 1882 года З. Левонтин основал в Кременчуге общество по репатриации евреев в Эрец Исраэль. Примеру кременчугских евреев последовали еврейские общины Харькова, Симферополя, Одессы, Екатеринослава и ряда других городов Украины.

Автор приводит интересную статистику. К 1884 году членами палестинофильских организаций и союзов были: в Елизаветграде — 565 человек, в Киеве — 1400, в Симферополе — 500, в Бердичеве -500, в Полтаве — 3380, в Харькове — 3978, в Кременчуге — 1010, в Николаеве — 400, в Екатеринославе — 404. В 1883 году созрели условия для объединения различных организаций и союзов в единое движение «Ховевей Цион» с единым центром, программой и уставом.   Движение «Ховевей Цион» сыграло важную роль в создании еврейского очага в Эрец Исраэль. Оно способствовало организации сельскохозяйственных поселений, развитию процесса репатриации евреев, распространению культуры и образования, подготовило почву для возникновения и развития всемирного сионистского движения.

З.Д.Левонтин еще в Кременчуге составил и разослал «Воззвание к евреям», которое было распространено среди еврейского населения городов юга Украины. Он призывал евреев покупать земельные участки в Палестине для создания мошавов. Левонтин хотел, чтобы в первой репатриации участвовало не менее двухсот евреев Украины. Однако его мечта, к сожалению, не осуществилась. Удалось организовать отъезд лишь одиннадцати еврейских семейств из Кременчуга, к которым присоединилось несколько семей из Харькова, Симферополя, Одессы, Елизаветграда и Полтавы.

По инициативе Левонтина в Эрец Исраэль был основан для инструктажа репатриантов в процессе адаптации институт под названием «Халуцей йесод ха-маале» («Пионеры-основатели подъема», т.е. алии). Устав института написал И.Пинес, но сам не вошел в состав руководства из-за разногласий с Левонтином. Пинес настаивал, чтобы институт находился в Иерусалиме, а Левонтин считал, что только в Яффе, ибо этот город был тогда первым пунктом приема репатриантов. Таким образом, первыми руководителями процесса репатриации стали И.Пинес, З.Левонтин и И. Файнберг.

 

Начали первую алию в 1882-1885 годах, как указывалось выше, молодые идеалисты, патриоты Эрец Исраэль. Это были, в основном, студенты и гимназисты. Несмотря на то, что их было мало, именно они были основателями халуцианского движения, которое в последующие годы стало массовым.

Доктор Анатолий Мучник подробно рассказывает читателю о первых основателях еврейского государства: Зееве Темкине,Иешуа Хенкине, Иегуде Лейб Хенкине, Залмане Давиде Левонтине и других ярких представителях Первой алии (1882-1904 годы) и Второй алии (1904 -1914 годы) Ицхаке Бен-Цви, , Александре Зайд, Исраэле Гильади, Исраэле Шохати многих других. Автор отмечает их огромный вклад в становление еврейского ишува.

Не мало внимания автор уделяет и деятельности Зеева Жаботинского, Пинхаса Рутенберга, Бен-Гуриона, Авраама Шапира, Ицхака Бен-Цви (Шимшилевича)

С особым интересом читатель знакомится с судьбами одиночек, которые, приехав в Палестину, принесли много пользы еврейскому ишуву. Подробно автор рассказывает о судьбе и деятельности Глеба Алексеевича Боклевский (, Арье Боевский), П. М. Боклевского.

Доктор Анатолий Мучник в данной книге отводит немаловажную роль теме: «ЕВРЕИ ПОЛТАВЩИНЫ и ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА ИВРИТ».

Он подробно рассказывает о деятельности ГРЕГУАРА д’АРБЕЛЕ /Ицхака Амчиславского/, родившегося в Кременчуге Полтавской губернии, и основавшего вместе с Э.Бен-Иегудой общество «Избранный язык».

imagesыпАвтор книги отмечает особую роль поэта и переводчика ШЛИОНСКОГО Аврагама (1900, Крюково Кременчугского у. Полтавской губ. — 1973, Тель-Авив). Основателя и соредактора лит. авангардного сб. «Ктувим» (1928-33). Автора десятков поэтических сб-ков. Пер. на иврит: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Лес» А.Н. Островского, «Цемент» Ф.В. Гладкова, «Французская революция» П.А. Кропоткина, «Гамлет» и «Король Лир» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, «Тартюф» Мольера и др. Чл. Акад. яз. иврит. Гос. пр. Израиля (1967).

 Аврагам ШЛИОНСКИЙ

Рахель Блувштейн

В книге автор рассказывает о жизни и творчестве поэтессы Рахель Блувштейн, проживавшей в Полтаве с 1900 по 1910 годы.Рахель-Блувштейн

Не остается без внимания автора жизненный и творческий путь ЯЛАН-ШТЕКЕЛИС Мирьям (фамилия Ялан по акрониму имени отца — Иехуда Лейб Нисан; урожденная Виленская, по мужу Штекелис; 1900, местечко Потоки близ Кременчуга, – 1984, Иерусалим), израильская детская писательница и поэтесса.

Доктор Мучник не оставляет без внимания и своих земляков, плодотворно трудившихся в прошлом, и трудящихся в настоящем, на литературной ниве Израиля. В этом списке:

 

ГОРЕЛИК Шмарье (1877, Лохвица, Полтавской губ. — 1943), публицист, переводчик, историк лит-ры. В возрасте 13 лет вместе с отцом приехал в Вильну, где потом был служащим, бухгалтером. Лит. деятельность начал в кон. 90-х гг. как рус. журналист (под пс. Постоянный) .

С 1933 в Эрец -Исраэль, где до конца жизни сотрудничал в евр. периодич. изд. на иврите и идише.

КОПШТЕЙН Броха (р. 1909, Прилуки Полтавской губ.), поэт. В 11 лет осталась сиротой, жила у деда в Кишинёве. С 1924 – в Канаде, в 1933 переехала в Нью-Йорк, работала, по вечерам училась. С 1949 – в Израиле.. Кн. стих. К. в пер. на иврит вышла в Тель-Авиве в 1959.

 

ОРПАЗ Ицхак (псевдоним; настоящая фамилия Авербух; родился в 1923 г., Зеньков, Полтавской области)-2011-(Израиль). Израильский писатель. Лауреат Государственной премии Израиля (2005). Вырос в хасидской семье. В 1938 г. переехал в Эрец-Исраэль в рамках алии молодежной. Жил в кибуце Шамир. В 1948–62 гг. был офицером кадровой службы. В 1960–62 гг. изучал литературу и философию в Тель-Авивском университете.

 

РАБИНОВИЧ Александр Зискинд (аббр. Азар: 1854, Ляды, Белоруссия, — 1945, Тель-Авив), писатель и публицист. Писал на нескольких языках, переводил на иврит. Родился в семье хасидов Хабада. но в юности увлекся идеями Хаскалы. Несколько лет прожил в Москве, где был связан с движением Хиббат-Цион и Бней-Цион. С 1888 работал школьным учителем в Полтаве.

Свои ранние статьи и фельетоны Рабинович писал по-русски. В Полтаве начал писать рассказы на иврите (реже на идиш).

РЕУВЕНИ Ахарон (Шимшелевич: 1886. Полтава. Украина. — 1971. Иерусалим), израильский писатель, младший брат И.Бен-Цви. Писал рассказы, сначала на идиш, а в 1923 перешел на иврит.

МИНЦ Израиль Борисович (1901, по др. данным 1904, Ромны Полтавской губ. — 1989, Тель-Авив), общественный деятель. В нач. 1920-х гг. чл. сионист. молодежной орг-ции «Ге-Халуц». В 1922 арестован, вскоре освобожден. В 1923 вновь арестован и выслан из СССР. С 1923 — в Э.-И. Вскоре вернулся в СССР, работал на стр-ве метро в Москве. В сер. 1930-х гг. арестован. После лагерей и ссылки в 1963 вернулся в Москву, активно участвовал в подпольном сионист. движении. М. переводил с иврита на рус. яз. для еврейского самиздата и преподавал иврит первым учителям иврита в Москве. С 1973 — в Израиле. Мн. публ. в израильских газ. на иврите и рус. яз. Занимался переводами. Автор мемуаров «Белая тюрьма» (Тель-Авив, 1982).

 

Автор книги делает важный вывод: «Смело можно заявлять — полтавчане стояли не только у истоков возрождения языка иврит, а и внесли огромный вклад в становление и развитие израильской литературы».

   Анатолий Мучник не оставляет без внимания в своей работе и изобразительное искусство. Он рассказывает читателям об известных людях, останавливаясь более подробно на их связи с Полтавщиной:

 

Иосиф Зарицкий — родился в 1891 году в городе Борисполь Полтавской губернии (ныне Киевская область в Украине), израильский художник, один из самых известных художников — сподвижников модернизма в Эрец-Исраэль, а затем в государстве Израиль. В 1948 году Зарицкий основал группу художников «Новые горизонты», создавших свои произведения на основе уникального израильского стиля абстрактного искусства. В 1959 году группа «Новые горизонты» стала лауреатом Премии Израиля в области живописи.

 

mane1МАНЕ-КАЦ (наст. фам. Кац) Мане Лейзерович (1894, Кременчуг Полтавской губ. — 1962, Тель-Авив), живописец, скульптор. . Для работ М.-К. характерна экспрессивность цветового преувеличения с тяжеловесной нарочитостью. Произв. М.-К. находятся во мн. музеях мира, в т. ч. в Люксембургском в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке, Музее Израиля в Иерусалиме. В Хайфе незадолго до смерти М.-К. был основан музей его имени, в к-рый М.-К. передал мн. свои работы.

МАНЕ-КАЦ

АРЬЕ ЭЛЬ-ХАНАНИ — ПАТРИАРХ ИЗРАИЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ   Арье Эль-Ханани (настоящее имя — Лев Сапожников) родился в 1898 году в Полтаве на Украине. Отец его был ювелиром и часовщиком, владельцем большого магазина, придерживался сионистских взглядов. В 1913-1918 годах Лев учился в Киевском художественном училище, где в те годы преподавание велось достаточно свободно от жестких академических рамок. Это была эпоха феерического расцвета авангардного искусства на Украине

 

Автор книги отмечает имена земляков в музыке:

 

СТУЧЕВСКИЙ Иоахим Калманович (Йехойахин, Иоахим Клементьевич) (1891, Ромны Полтавской губ. — 1982, Тель-Авив), виолончелист, композитор, музыковед.

 

ШЛОНСКИ Вергина (р. 1913, Кременчуг Полтавской губ.), композитор, пианистка. С 1967 преподавала в Академии Тель-Авива.

 

В науке:

 

БРЕСЛАВСКИЙ (Бреслави) Йосеф (1897, Ромны Полтавской губ. — 1972, Израиль), один из первых географов и краеведов Э.-И. С 1905 — в Э.-И. Выпускник г-зии «Герцлия». Получил высшее образование в ун-тах Вены и Берлина. Во время 1-й мир. войны был послан в офицерскую школу в Куште, позднее был переводчиком в турецкой армии. После войны был инструктором безопасности в Галилее, учителем. Много сил и времени уделял распространению знаний о природе страны, водил экскурсии по всей стране. Автор книг и исследований по географии и краеведению Э.-И.

 

ДВОРЕЦКИЙ Арье, математик, родился: 3 мая 1916 в Хороле, Полтавской области, умер: 8 мая 2008 года в Иерусалиме, Израиль. Дворецкий получил много наград за свой вклад в мировую науку.

ДИНУР (Динабург) Бен-Цион (1884, Хорол Полтавской губ. — 1973, Иерусалим), публицист, историк, общественный деятель. Учился в иешивах Кременчуга, Гомеля, Телза. В 1904 г. был одним из организаторов еврейской самообороны в России, участвовал в революционном движения.

 

АЗБЕЛЬ Марк Яковлевич (р. 1932, Полтава), физик-теоретик. С 1977 г. в Израиле, проф. Тель-Авивского ун-та (с 1973).

 

В экономике:

 

ЗАРХИН Александр Моисеевич (1897, Золотоноша Полтавской губ. – 1988, Тель-Авив), инженер-технолог, изобретатель. Окончил в 1931 Ленингр. технол. ин-т по специальности электрохимия. С 1947 в Э.-И. В 1950-52 работал в ин-те Вейцмана, в 1956—60 советник по технологии Мин-ва развития Израиля.

 

 

Автор с гордостью отмечает других уроженцев полтавщины, сыгравших важную роль в национально-освободительном движении еврейского народа, в укреплении и развитии государства Израиль.

 

imagesтроАРЛОЗОРОВ Хаим (Виктор)

АРЛОЗОРОВ Хаим (Виктор) (1899, Ромны Полтавской губ. — 1933, Тель-Авив), деятель сионист. рабочего движения. . Именем А. назван ряд поселений в Израиле. Собр. соч. А. (т. 1—7) (иврит) опубл. в 1934-35.

 

БОРОХОВ Бер (наст. имя Дов) (1881, Золотоноша Полтавской губ. — 1917, Киев), обществ, деятель, лингвист, литературовед, публицист. Б. был гл. идеологом и организатором движения Поалей Цион, одним из лидеров социалистич. сионизма. Неоднократно подвергался арестам за свою полит. деятельность.

 

ЗРУБАВЕЛ (наст. фам. Виткин) Яков (1886, Полтава — 1967, Тель-Авив),публицист,обществ.деятель. В Э.-И. был секр. поалей-сионист. орг-ции в Иерусалиме. В 1912 3. посетил Америку, Англию и Францию, где выступал с рефератами про Э.-И. В 1915 бежал в США от преследований турецких властей.С 1935 в Э.-И., жил в Тель-Авиве, где основал еженед. на идише «Най-велт», заведовал архивом партии и выпускал его бюллетень, вел парт. работу, занимался журналистикой.

 

 

КЛИБАНОВ Яаков (1887, Полтава – 1966 Хайфа), политический деятель, адвокат. Учился в ун-тах России, Германии, Швейцарии. В 1907—20 ред журн. «Рассвет», автор ряда ст. в «Еврейской энциклопедии» (т. 1—16. СПб., 1908-13). С. 1921 — в Э.-И., занимался частной адвокатской практикой, чл. правления Союза адвокатов Э.-И. Деп. Кнессета 2-го и 3-го созывов от партии «общих сионистов», зам. пред. Кнессета 2-го созыва.

 

КРАВИЦКИЙ Йосеф (1869, Березовка Полтавской губ. – 1939, Хайфа), общественный деятель. С 1925 — в Э.-И., возглавлял отд-ние движения Мизрахи в Хайфе.

 

РУБИНОВ Леон Моисеевич (1873, Беликовка Полтавской губ. — ?), писатель. Начал печататься в журн. «Восход» (1894–98), затем в журн. «Будущность» (1900-02), «Еврейская жизнь» (1904). Произв. Р. рисуют быт евреев юга России 70-х гг. 19 в., борьбу между сторонниками и противниками ассимиляции. Делегат мн. сионистких конгрессов.

 

ЧЕРИКОВЕР Элиэзер (1868, Полтава -1928, Иерусалим), сионистский деятель. В 1921 покинул Россию, с 1925 — в Э.-И.

 

ЧЛЕНОВ Иехиэль (Ефим Владимирович) (1863, Кременчуг Полтавской губ. — 1918, Лондон), общественный деятель. В 1912 — один из основателей Техниона (Хайфа). В 1917 возглавил Всерос. сионистскую орг-цию. Деп. сионистских конгрессов. Автор кн. по теории и истории сионизма. Умер во время переговоров, предшествующих принятию Декларации Бальфура. Перезахоронен в Израиле.

 

Автор книги доктор Анатолий Мучник делает глубокие выводы:

 

  1. Именно российские евреи добились того, что сионистский проект стал реализовываться в Палестине/Эрец-Исраэль, а не в Уганде или где бы то ни было еще. Именно семь членов Большого исполнительного комитета из России во главе с уроженцем Кременчуга Йехиэлем (Ефимом) Членовым (позднее – вице-президентом Всемирной сионистской организации) покинули в августе 1903 года зал заседаний Шестого Сионистского конгресса, в ходе которого Т. Герцль представил предложение проверить возможность создания еврейского государства в Восточной Африке.
  2. Реализация основной цели сионизма – (вос)создание еврейской государственности – была бы невозможной в принципе без массового участия евреев в переселенческом проекте, являвшемся непременным условием для формирования общества, которое могло бы претендовать на право на самоопределение. В критические для становления еврейской общины Палестины/Эрец-Исраэль годы – с конца XIX века до середины 1920-х годов, когда, собственно, и произошло международное признание сионизма, – подавляющее большинство прибывавших в страну переселенцев были именно российскими евреями. Без этой иммиграционной волны из России сионизм остался бы еще одной утопической идеологией.
  3. Сыграв центральную роль в формировании сионистской идеологии и организации структур сионистского движения в стране, которая была выбрана этим движением как площадка для реализации национальных чаяний, российские евреи оказались в авангарде переселенческого проекта, который, собственно, и позволил сформировать так называемый «новый ишув».
  4. На территории Российской империи родились почти все лидеры «второго поколения» социал-демократического сионизма, прибывшие в Палестину/Эрец-Исраэль в годы второй алии, а в 1920–1960-х годах сыгравшие ведущую роль в создании инфраструктуры независимого Государства Израиль
  5. Без деятельного участия российских евреев проект возрождения иврита был бы не более успешным, чем проект всеобщего перехода на эсперанто, за который примерно в то же время ратовал Людвиг (Лазарь) Заменгоф. Возрождение иврита в качестве разговорного языка заслуживает особого внимания, ибо это – едва ли не самое удивительное достижение сионистского движения, не имеющее прецедентов в истории мировой социолингвистики. И здесь ключевую роль сыграли именно российские евреи.

 

И МЫ, ПОЛТАВЧАНЕ, ГОРДИМСЯ ТЕМ, ЧТО В ЭТОМ ЕСТЬ И ВКЛАД НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ-УРОЖЕНЦЕВ ПОЛТАВЩИНЫ, ЕВРЕЕВ С УКРАИНЫ.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERAДоктор Анатолий Мучник на могиле основателя партии «Поалей Цион» Бер Борохова

 

С этими выводами трудно не согласиться. Анатолий Мучник занимает достойное место среди известных краеведов Полтавщины в частности и Украины в целом, в прошлом – один из лидеров еврейской общины города Полтавы. Его работа «Предтечи сионизма и Полтавщина» отличается глубиной анализа проблем, поднимаемых в книге. Речь автора проста для понимания читателя и, в то же время, лаконична и научна. В данной работе подняты очень серьезные темы, которые продолжают оставаться актуальными и сегодня не только в Израиле, но и в мире.

Очень важным является тот факт, что автор раскрывает созревание и становление сионизма, как политического движения на примерах конкретной местности – Полтавской губернии в Украине. Эта связь делает исследование очень близким не только читателю, проживающему или проживавшему в этой местности, но и другим русскоязычным читателям во всем мире. Эта работа послужит примером для краеведов других областей Украины, России, республик бывшего СССР и стран, входивших когда-либо в Российскую империю. Пожелаем доктору Анатолию Мучнику новых творческих и научных успехов.

 

303325_378224712209312_519266353_nАнатолий Петровецкий

Главный редактор сайта «Ришоним»

 

 

 

 

Посмотреть также...

Как складывается судьба актера Кирилла Сафонова и почему ушла из жизни его первая жена

04/13/2021  13:07:53 Редко, когда актера запоминают с первой роли в кино. Но именно таким свойством …

Один комментарий

  1. Наверное оценивать рецензию,не прочитав книги, не совсем верно.
    Но позволю себе это сделать, так как сама рецензия — серьезная работа, написанная доступным языком и, главное, представляет книгу так, что хочется ознакомиться непосредственно с ее содержанием.
    Поэтому было бы целесообразно, если у автора книги не возникнет возражений, некоторые разделы из книги опубликовать на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *