Самиздат, или реквием по книге

51bc266a0f7f6

10/24/2014   09:17:50
Еврейскому Самиздату принадлежит значительная роль в становлении самосознания советского еврейства, лишенного институтов национальной культуры и общественной жизни.

Евреи, составлявшие значительную и активную часть образованного слоя советского общества, принимали заметное участие в Самиздате как авторы, составители и распространители. Еще в 1944 приговоренному к расстрелу А.Белинкову (расстрел был заменен длительным заключением) инкриминировали не только написание антисоветского романа «Черновик чувств», но и организацию группы обсуждавшей неопубликованные произведения. За написание и распространение стихов, направленных против И.Сталина и тоталитаризма, в 1947г. был арестован и осужден Н.Коржавин. В 1949 г., за стихи, признанные контрреволюционными, был заключен в психиатр, лечебницу математик и поэт А.Есенин-Вольпин (р. 1924; сын знаменитого русского поэта С.Есенина и матери-еврейки, переводчицы Надежды Вольпин; р. 1900г.). сыгравший особую роль в становлении правозащитного движения в Советском Союзе: он одним из первых стал требовать от должностных лиц точного (а не произвольно толкуемого) исполнения существующих законов.

В середине 1950-х гг. и позднее в Самиздате наряду с произведениями А.Ахматовой. М.Цветаевой. А.Платонова и др. неугодных властям русских писателей, распространялись стихи и очерки О.Мандельштама. стихи Б.Пастернака и его роман «Доктор Живаго» (фотокопии с тамиздата), повесть В.Троссмана «Все течет…». Широкое распространение в Самиздате получили стихи С.Липкина, Ю.Иофе (р. 1928. с 1973 в эмиграции), Г.Сапгира (р. 1928), В.Гершуни (р. 1950), Е.Рейна. И.Габая (1935-73). Натальи Горбачевской (р. 1936, отец — еврей). А.Наймана (р. 1936). И.Бродского, И.Бокштейна (р. 1937; с 1972 в Израиле), А.Волохонского (р. 1936). И.Губермана (р. 1936; с 1988 в Израиле), роман И.Богораза (1898-?) «Отщепенец» и его повесть «Наседка», роман А.Бека (1903-74) «Новое назначение», повести Лидии Чуковской (р. 1907; дочь известного русского писателя К.Чуковского и матери-еврейки) «Софья Петровна» и «Спуск под воду», роман Л.Халифа (р. 1930; в эмиграции с 1974) «Молчаливый пилот», его повести «Декабристы», «ЦДЛ», роман А. (1925-91) и Б. (р. 1933) Стругацких «Гадкие лебеди», проза Г.Владимова (р. 1931; мать — еврейка). А.Гладилина (р. 1935; мать — еврейка), в частности, повесть «Прогноз на завтра», «лагерная» повесть Б.Хазанова (Г.Файбусовича) «Глухой неведомой тайгою», сатирические романы В.Войновича (р. 1932; мать — еврейка) «Иванькиада» и «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина», повесть В.Аксенова (р. 1932; мать — Евгения Гинзбург) «Остров Крым», повести С.Каледина (р. 1948; отец — еврей).

В Самиздатах публиковались воспоминания о сталинских лагерях Галины Серебряковой (1905-80) «Смерч». Широкое распространение получили мемуарная повесть Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». «Воспоминания» Надежды Мандельштам и записки «Детство в тюрьме» правозащитника П.Якира 11923-84) После смерти Б.Ямпольского в неподцензурной печати появились его мемуары, в частности, о В.Гроссмане.

По каналам С. шли к читателю также переводные произведения: афоризмы С.Е.Леца. роман А.Кёстлера о сталинских процессах «Тьма в полдень» (изд. в Сов.Союзе под назв. «Слепящая тьма» только в 1988) и мн. др.
Все более популярным становился «магнитофонный» С. представленный, в частности, записями песен А.Галича, Ю.Алешковского (р. 1930), Е.Клячкина (1934-94).

Значителен вклад евреев в антитоталитарную публицистику. В самом нач. 1960-х гг. за очерк «Палата № 7». изобличающий нравы сов. карательной психиатрии, был арестован В.Тарсис (р. 1906; выслан из Сов. Союза в 1966). Одно из первых правозащитных произведений, получивших широкую огласку, — запись суда над И.Бродским (1964), сделанная Фридой Вигдоровой. Тогда же распространялись протесты против преследования поэта, направленные в государственные и судебные инстанции Советского Союза Л.Копелевым (р. 1912), Е.Эткиндом. В.Адмони. С 1965 активным самиздатским публицистом стала Лариса Богораз (р. 1929). протестовавшая против ареста мужа — Ю.Даниэля (ум. 1992): она выступала также в защиту др. преследуемых, против сов. вторжения в Чехословакию и т.п. В 1966 в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского выступили В.Левич (1917-?), А.Якобсон (1935—78. с 1973 жил в Израиле), В.Меникер (р. 1935; с 1971 в Израиле), Лидия Чуковская. И.Голомшток (р. 1929) и мн. др. Особенно большой резонанс вызвала «Белая книга» — сб. документов и материалов о процессе над писателями, подготовленный А.Гинзбургом (р. 1942; отец — еврей). В 1967 к публицистам-самиздатчикам присоединился В.»Каверин («Речь, не произнесенная на 4-м съезде советских писателей»), в 1968 — писатель Г.Свирский (р. 1921), физик П.Литвинов: Р.Медведев (1925: мать — еврейка) выпустил в Самиздат исследование о сталинских репрессиях «К суду истории».

Правозащитное направление Самиздата продолжили статьи И.Габая и Наталии Горбачевской, А.Лавута (р. 1929). М.Дейча, в частности, о защите нац. меньшинств, обращения к властям физика А.Твердохлебова (р. 1929. мать — еврейка), трактат Ж.Медведева (брат-близнец Р.Медведева) «О положении в биологической науке» (нач. 1970-х гг.), очерки В.Альбрехта (р. 1933. мать — еврейка) «Как вести себя при обыске», «Как быть свидетелем», «Кислый ломтик жизни моей» (1980-е гг.) и др. Н.Горбаневская написала также докум. повесть «Полдень» (1968), А.Подрабинек (р. 1953) — исследование «Карательная медицина» (1978). В Самиздатах распространялись судебные речи адвоката Дины Каминской, защитницы диссидентов, сборник судебных документов Ю.Телесина (р. 1933; с 1970 в Израиле: математик и поэт, сын еврейских поэтов З.Телесина и Рахели Баумволь) «14 последних слов» (1968). антитоталитарные статьи Б.Шрагина, очерки и публицистика Н.Эйдельмана (1930-90: «Серно»), 1966; переписка с В.Астафьевым, 1986); сказки А.Белинкова, «Печальная и трогательная поэма о взаимоотношениях Скорпиона и Жабы», нач. 1970-х гг. и др.), язвительные фельетоны З.Паперного (р. 1919: «Чего же он хочет?», 1970. и др.). Популярным эссеистом либерально-демократического Самиздата становится Г.Померанц (р. 1918: «Квадрильон», 1966; «Кто же совратил Калибана?», 1967: «Сны Земли». 1970; и др.). Пропаганде модернизированного социализма («с человеческим лицом») посвящены статьи А.Парташникова (Н.Прат: р. 1935, в Израиле с 1971) «Социализм и сталинизм», «Марксизм и еврейский вопрос» (обе — 1956. обсуждались в киевской подпольной группе), кн. В.Ронкина (р. 1936; совместно с А.Хахаевым) «От диктатуры бюрократии к диктатуре пролетариата». 1965), Е.Варги «Российский путь перехода к социализму и его результаты» (распространялся в Самиздатах с 1967, после смерти автора), П.Абовина-Егидеса (р. 1917) и П.Подрабинека (р. 1918. отец А.Подрабинека) «Принципы социализма» (1978).

Авторы-евреи участвовали и в православном С. Так. в 1960-80-х гг. широко распространялись проповеди Ал.Меня: книги А.Левитина-Краснова (р. 1915: отец — еврей) «Мое возвращение» (1971), «Строматы» (1972), «Закат обновленчества», «Очерки по истории церковной смуты»; исследование Л.Регельсона (р. 1939) о сталинских репрессиях «Трагедия русской церкви». В православном Самиздате распространялся сб. священника С.Меерсона-Аксенова (р. 1947. отец — еврей) «Иудейско-христианский диалог», трактат Ф.Светова «Отверзи ми двери» (1978). В.Пореш редактировал христианский журнал «Община», подчеркивавший универсалистские аспекты христианства. В русском С. национального направления сотрудничал М.Агурский (1933-91: в Израиле с 1975; сб. «Из-под глыб». 1974). Э.Финкельштейн (р. 1942) публиковал статьи в литовском национальном Самиздате («Старые надежды и новые течения в сегодняшней Литве», 1977) и т.п.

Авторство в С. грозило самыми серьезными последствиями и в послесталинский период. В 1965 г. В.Ронкин за написание и распространение самиздатской книги был осужден на семь лет лагерей и три года ссылки. В 1968 г. ленинградский студент Б.Шилькрот (р. 1946. с 1974 в Израиле) был осужден за то, что написал и распространял брошюры, в к-рых выражался протест против преследований диссидентов. В 1974 за написание предисловия к готовившемуся (но неосуществленному) изданию собрания стих. И.Бродского был осужден М.Хейфец (р.1934. с 1980 в Израиле). Однако репрессии не смогли остановить распространения Самиздат.

Значителен вклад евреев в развитие самиздатской периодики, с особым рвением преследовавшейся режимом. В 1960 был арестован А.Гинзбург, издававший журнал «Синтаксис» (тираж более 200 экз.). В 1961 был репрессирован Э.Кузнецов (р. 1939. отец — еврей, ныне в Израиле), выпускавший журнал «Феникс» (впоследствии —один из гл. обвиняемых по «самолетному делу» 1970). С 1964 по 1970 Р.Медведев и Раиса Лерт (1906-85) собирали и ежемесячно распространяли материалы, назв. впоследствии «Политический дневник», которые включали хроникальные заметки, документы и аналитические статьи. Основным изданием движения за демократические перемены в Советском Союзе стал информационный бюллетень «Хроника текущих событий». В нем постоянно фиксировались факты нарушения гражданских прав в стране, давалась информация о правозащитных выступлениях: редакция принципиально воздерживалась от анализа и оценок. Бюллетень начал выходить в апреле 1968 и, несмотря на постоянные репрессии, регулярно выпускался вплоть до реализации в Советском Союзе принципа свободы печати, когда он стал легальным изданием. Первым редактором «Хроники» была Н.Горбаневская, а после ее ареста (в том же 1968) и до 1972 — А.Якобсон. К выпуску бюллетеня были причастны П.Якир, его дочь Ирина, Ю.Телесин, И.Габай, Ирина Каплун (1950-80), Ирина Белогородская (р. 1938), Татьяна Великанова (р. 1932: мать — еврейка), Ю.Шиханович (р. 1933) и мн. др. В самиздатском сборнике либерально-демократического направления «Русское слово» (1966) участвовал Н.Эйдельман. Самиздат сер. 1970 выходит православный журнал «Надежда», редактируемый Зоей Крахмальниковой (р. 1929). В 1974-75 в Москве издавался правозащитный журнал «Международная амнистия», одним из редакторов его был А.Твердохлебов. В 1977-81 московско-петрозаводская неомарксистская группа, в которую входили М.Ривкин (р. 1950. с 1988 в Израиле), В.Чернецкий (р. 1949), Ю.Хавкин (р. 1950). А.Фадин (p. 1954). Б.Кагарлнцкий (p. 1937), издавала социалистическим, журнал «Варианты», в 1979-81. параллельно с ним — теоретический журнал «Левый поворот» (в 1981 назв. изменено на «Социализм и будущее»). В 1982 группа была разгромлена органами КГБ, а М.Ривкин. отказавшийся от «раскаяния» и сотрудничества со следствием, был осужден. В 1978 вышел неподцензурный альманах «Метрополь», среди авторов которого были С.Липкин. Е.Рейн. Инна Лиснянская (р. 1928: отец — еврей), В.Аксенов. В 1979 в Москве стал издаваться общественно-политический журнал «Поиски»: членов его редколлегии были Раиса Лерт, П.Абовин-Егидес и В.Гершуни. В «Сахаровском сборникеке» (1980) публиковались Г.Померанц, Г.Владимов, В.Войнович, Л.Чуковская и др. В 1982 за издание Информационного бюллетеня Свободного межотраслевого объединения трудящихся (СМОТ) были арестованы В.Сендеров (р. 1945; отец — еврей; автор ряда работ о дискриминации евреев в Сов. Союзе). В.Гершуни. И.Гельцер.

Среди тех, кто подвергся преследованиям за участие в распространении и хранении самиздатской лит-ры. также было немало евреев. Активным распространителем (и автором) С. был бывший узник сталинских лагерей дипломат Е.А.Гнедин-Гельфанд. Одним из наиболее известных в среде моек, диссидентов хранителей и распространителей С. был Ю.Телесин, носивший в кон. 1960-х гг. почетное прозвище Принц Самиздатский. Преследования не останавливали распространение Самиздата и в городах, удаленных от центра. В 1970 в «Одессе была арестована Рейза Палатник (р, 1937, с 1972 в Израиле), которой инкриминировали, среди прочего, распространение произведений О.Мандельштама и открытых писем Лидии Чуковской. В 1971 в Саратове за участие в распространении Самиздата были арестованы художник Б.Ямпольский и преподаватель В.Нульман. В 1973 в Киеве за распространение украинским националистам. Самиздат осудили А.Фельдмана (р. 1937, с 1977 в Израиле), инкриминировав ему уголовное преступление. За участие в грузин, национальном и правозащитном движении, в т.ч. за распространение Самиздата в 1977 в Тбилиси был арестован Г.Гольдштейн. В 1981 в Москве арестовали Л.Буля (р. 1949), участвовавшего в выпуске и распространении «Хроники текущих событий». В 1983 в Ленинграде за хранение и распространение нелегальной литературы был приговорен к длительному сроку заключения ленингр. историк М.Мейлах (р. 1945. отец — еврей) и т.д.

Еврейский вопрос в публикациях общедемократического Самиздата в кругу тем, разрабатывавшихся демократический Самиздат, еврейский вопрос не занимал сколько-нибудь значительное место, однако, обращаясь к страницам истории преступлений сталинского периода, неподцензурная печать упоминала и травлю «космополитов», и «врачей дело», и убийство членов «Антифашистского к-та еврейского, и замалчивание «Катастрофы. Среди прочих актуальных проблем правозащитники обращались к фактам дискриминации евреев, культурного геноцида (в частности, отсутствия еврейских школ), ограничения права на репатриацию. Однако эта тематика оставалась второстепенной, ей отведено лишь несколько строк в программных документах демократии, оппозиции: «Компонентах социализма» М.Богина (1967). «Размышлениях о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Д.Сахарова (1968). в анонимной «Программе демократического движения в Советском Союзе» (1969).

Освещение еврейского вопроса в публикациях нееврейского религиозного и национального Самиздата, в отличие от демократической неподцензурной печати (в основном филосемитской направленности) был представлен широкий спектр мнений по еврейскому вопросу — от выражения симпатии гонимым до самых крайних форм юдофобии [КЕЭ, с. 627 — 633].

Самиздат был не просто интеллектуальной, духовной, моральной основой сопртивления, но и главнейшей, наиболее структурированной формой его существования, Самиздат был местом и способом «бунта» шестидесятников против тоталитарного режима.

Участие в Самиздате сурово каралось властями. Самиздатские произведения составляли немалую часть нелегальной литературы, изымавшейся при обысках сотрудниками государственной безопасности и милиции (наряду с т.наз. тамиздатом — книгами и журналами, изданными за границей). Советские суды по указке КГБ и партийных органов осуждали на многолетнее заключение и ссылку тех, кто занимался изготовлением, хранением и распространением произведений Самиздата. И все же Самиздат был популярен в кругах советской интеллигенции (преимущественно в больших городах) и способствовал подготовке так называемой перестройки и гласности, разрушив миф о «морально-политическом единстве» советского общества.

Самиздат — это не санкционированные властями Советского Союза издание и распространение (часто и написание или перевод) литературно-художественных и публицистических произведений. Самиздатом называли также продукцию этой издательской деятельности — самодельные книги, брошюры, журналы, газеты, бюллетени. Термин возник в 1966 г. и применяется по отношению к неподцензурной литературе, появившейся после 2-й мировой войны, особенно часто — к литературе 1960-80-х гг. Произведения Самиздата представляли собой отпечатанные на пишущей машинке или переписанные от руки скрепленные листы. Использовалась также фототехника, позволявшая размножать уменьшенные изображения печатных страниц на фотобумаге; с начала 1980-х гг. стала применяться копировальная техника, а в конце их — подготовка текстов на компьютере.

Самиздат начинался с поэзии. И на это были причины. Главными из них, на наш взгляд, было три.Во-первых,поэзия понятна многим даже без полного единения политических или национальных взглядов между читателями и авторами; во-вторых поэзию из-за небольшого объёма и «мобильности жанра» наиболее легко распрстранять и тиражировать, а можно даже выучить наизусть; в третьих, просто хотелось что то почитать « для души», без намёка на классовость и идеологичность литературы. Поэзия стала единственной формой пртеста, она заполняла собой пустующую нишу души советского человека, жаждущую информации и правды.

Писатель Леонид Финкель, размышляя о месте русской литературы в истории говорил:»Литература не соревнование. Здесь важен не момент соперничества. А диалог. Момент эха. С пушкинских времён в России важна диалогичность культур, которая породила перекличку с дальними или даже отсутствующими. Сама поэзия была понята как диалог поэтов, в котором стремление высказаться сочетается со стремлением быть услышанным, с необходимостью вслушаться в сказанное другим, ибо только тогда твоё слово вовремя и к месту; а читатель допущен ко всему этому в меру своей подготовленности и готовности к внутреннему усилию слушать, слышать, сочувствовать, сомыслить. И в этом смысле поэт для поэтов — тавтология, а поэт для народа — пошлость…

Сегодня, когда в мировом масштабе дело Ленина проиграно, хочется особенно понять взаимоотношение писателя и власти…Обычно, недоданное социально — возмещается поэтически. Когда этим занимается Толстой или Достоевский — общественное дело становится делом национальным. Гений выдаёт за коренное свойство народа такие черты, которые ему менее всего присущи, но более всего необходимы. У поэта и государства совершенно разные задачи и они их должны решать подальше друг от друга. Поэт может только мечтать, чтоб совершенство строки порождало жажду совершенства мира (Леонид Финкель.»ЮГ» 2008 Ашкелон №7 -с.11,14).

Но поэтический Самиздат воплотил эту мечту в реальность. Всё талантливое,что отбрасывалось цензурой, обязательно появлялось в рукописях и магнитофонных записях. Преимущественно произведения шестидесятников издавались за рубежом без согласия самих авторов, что часто очень вредило им на родине.

«Если в 1967-1969 гг. каналами распространения в СССР информации о деятельности движения были вещавшие на русском языке зарубежные радиостанции и общедиссидентский Самиздат, то с 1970 г. в СССР появился еврейский периодический Самиздат, ядро которого, в отличие от прежних еврейских неофициальных изданий, составляли оригинальные материалы. Самиздат подобного рода быстро превратился не только в основной источник информации о движении, но и в главное средство связи между его участниками» ( Прайсман и др. История евреев России. «Лехаим», 2007. -с.625).

Украинский активист диссидентского движения Иосиф Зисельц говорит: «Чем больше я вдумываюсь в термин «еврейский самиздат», тем больше он кажется мне неверным, так же как и понятия «еврейское искусство» или «еврейское кино». Они на самом деле не отражают ни суть явления, ни даже формы, потому что очень трудно, особенно в те годы (60-80-е), было провести грань, между еврейским и общедемократическим самиздатом.

Конечно, имелись более четкие различия между еврейским и, скажем, литовским самиздатом, поскольку в последнем преобладали материалы, фактически полностью направленные на защиту и восстановление прав литовской католической церкви. Но еврейский и общедемократический самиздат очень сильно переплетались: одни и те же авторы очень часто принимали участие как в одном, так и в другом ответвлении самиздата. То есть мы с достаточно большой степенью уверенности можем сказать, что еврейский самиздат это часть общедемократического самиздата, но имеющая национальную окраску и занимающаяся определенными вопросами.

Но в самом сосуществовании еврейского и общедемократического самиздата крылся некоторый конфликт… это малоизвестные факты и отношения, в том числе и потому, что феномен самиздата еще очень слабо изучен. Однако прожившие то время хорошо помнят, что он означал тогда в условиях жесткой цензуры, подавления всех проявлений художественной, политической, публицистической мысли, выходящей за официально разрешенные пределы. Для нас самиздат был отдушиной или даже окном, через которое можно было дышать ( Иосиф Зисельс. Если не сейчас… Статьи, интервью, выступления. 1989 – 2006 гг. «Дух і Літера» — с.274,279).

Евреи, составлявшие значительную и активную часть образованного слоя советского общества, принимали заметное участие в Самиздате как авторы, составители и распространители.»Изготовлением и распространением «самиздата» занимались в Москве Т. Бродецкая, М. Гельфонд, Ш. Гоберман, Д. Драбкин. Ш. Жидовецкий, Э. Левина, К. Малкин, М. и Н. Маргулис, М. Ревзин, Б. и С. Резниковы, В. Свечинский, А. и Б. Фингарет, Д. Хавкин…

В Ленинграде — Б. Азерников, В. Богуславский, Г. Бутман. С. Дрейзнер, Н. и Ф. Иоффе, Л. Каминский. Л. Коренблит, В. Могилевер, Л. Ягман. В Риге — Р. Александрович, А. Альтман. М, Блюм, Д. и М. Гарбер, И. Залмансон, С. Залмансон, П. Каплан. Б. Мафцер, И. Менделевии, Э. Русинек, Б. и Л. Словины, Д. Таубин, Г. Фейгин, М. Шепшелович, Д. Шперлинг, А. Шпильберг. Ш. Цейтлин…

В Киеве — Е. Бухина, А. Геренрот, Н. Рутина; в Ростове-на-Дону A. и Р. Рабиновичи; в Одессе — И. Авербух, А. и М. Мерхер, Г. Шапиро; в Минске — Л. Гринблат. А. Каплан, Г. Орвуцкий; в Омске B.Цукерман; в Вильнюсе, Харькове, Томске, Тбилиси, Баку, Свердловске, Новосибирске… — всех упомянуть невозможно» (Феликс Кандель. Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (1945 — 1970) т. 6., М., Мосты культуры 2007,Гешарим 5767. – с.388).

Все эти активисты, в том числе ветераны-отказники, такие, как Владимир Слепак и Александр Лернер, не только боролись с советской политикой запрета на выезд. Они сделали нечто большее: вместе со своими соратниками и последователями своей непреклонностью и стойкостью обнажили слабость режима, и, предав международной огласке творившиеся в стране беззакония, в сущности, бросили вызов самой сути советского строя.И сними всегда была Книга!

Выдающийся поэт XX века Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции (1987 г.) высказал на первый взгляд довольно-таки парадоксальную мысль, имеющую вместе с тем прямое отношение к нашей теме.

В частности, он заявил: «Я не призываю к замене государства библиотекой — хотя мысль эта неоднократно меня посещала — но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не основании их политических программ, на земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому, я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего». Хорошее, умное и возвышенное суждение. И справедливость оного не вызывала бы сомнений, если бы выбирающие своих властителей в свою очередь стремились читать шедевры мировой литературы, оказались способными их осмыслить и проявили бы склонность воспринимать окружающий мир посредством своего читательского опыта, который по определению притом исключал бы бездушность, бездумность и массовое истребление соотечественников.

А вместе с тем, судя по истории страны, из которой Бродский был столь нещадно изгнан, круг читательского интереса основной массы ее населения ограничивался преимущественно печатной продукцией, призывающей к классовой, идеологической, религиозной и этической ненависти. В противном случае ни при каких обстоятельствах, на территории СССР не разразилась бы та трагедия, в результате которой, по заключению того же автора, «количество людей, сгинувших в сталинских лагерях, далеко превосходит количество сгинувших в немецких». И скажите на милость: как же должен был в поте лица своего трудиться советский народ, кого должен был предпочитать в качестве своих вождей, чтобы достигнуть подобного ужасающего результата? Когда же при таком трудоемком процессе было читать Стендаля, Диккенса и Достоевского? Судя по всему читали по естественным потребностям, а убивали по общественным возможностям. Может быть, сей трагический опыт советской империи преподал человечеству открытый урок: государство начинается не с государственных символов, государственного языка и государственных тайн, а с книги, чтения, откровенного общения и чистосердечного отношения людей друг к другу. И если по вопросу о том, начинается ли театр с вешалки можно долго спорить, то утверждение о том, что государство начинается с библиотеки, наверняка, должно стать прописной истиной для всего цивилизованного человечества. Неудивительно, что еще древние пришли к убеждению: «Продай все, чем обладаешь, и накупи книг, ибо как говорят мудрецы, преобретающий книги — преобретает мудрость». Книги, которые стали частью души людей являются самой первой гарантией того, что они не сотворят себе кумира из потерявшего рассудок диктатора и кровавого палача. Стань сие положение естественной потребностью большинства граждан советской державы, они создали бы не империю ала, а государство, свято чтящее естественные права человека.

Итак, книги могут оказать решающее влияние на формирование менталитета людей. И в этом обстоятельстве – жизненная спасительная сила любого народа. Здесь же коренится ключ к развитию любого государства ( А.Г. Мучник. Философия достоинства, свободы и прав человека. К. Парламентское издательство 2009 – с.477-478).

Известный еврейский общественный деятель и украинский правозащитник Иосиф Зисельц в последнем слове подсудимого сказал: «Сегодня опять перед судом предстали книги. В каждую из них автор вложил часть своей души, опыта жизни, и хотел только одного — отдать книгу людям, следовательно, судят сегодня не только книги, по их авторов, издателей и читателей.Историю человечества можно рассматривать и как историю отношения человека и общества к книге. Во все времена были люди, которые любили книгу, и были люди, которые ненавидели и уничтожали книгу. Человек, уничтоживший хотя бы одну книгу, не может оправдать себя тем, что он прочитал и поставил себе на полку тысячи книг. Он все равно остается палачом книги. История приводит два типа примеров нетерпимого отношения к книге: первый — это открытое, явное уничтожение книг на площадях, которое было во времена инквизиции и фашизма, второй — тихое, тайное, лицемерное запрещение и изъятие книг. И только в крайнем случае — предание книг, закрытому суду, как сегодня. Между этими типами уничтожения есть некоторая разница, но для человека, любящего книгу, она несущественна.Если отношение к книгам при их уничтожении и отличается чем-либо, то отношение к авторам всегда и всюду одинаковое. Их объявляют сумасшедшими, как Радищева и Чаадаева, Наума Коржавина и Жореса Медведева, или судят, как Достоевского и Короленко, Даниеля и Синявского, их убивают, как Пушкина и Лермонтова, Гумилева и Мандельштама, Бабеля и Артема Веселого, изгоняют, ссылают, но прежде лепят на них ярлыки врагов народа, агентов заграничных спецслужб, морально разложившихся и политически безграмотных.Как сказал замечательный русский писатель Михаил Булгаков словами одного из своих героев: «Рукописи не горят.» С одной стороны — сверхдержава, со всеми присущими ей атрибутами насилия, идеологии и пропаганды, с другой- всего несколько листков бумаги. А результат поединка предрешен: книга всегда побеждает. В самые тяжелые времена люди сохранят, сберегут, рискуя свободой, а иногда и жизнью, хотя бы один экземпляр книги, и она вновь оживет, ее будут переписывать, передавать по памяти, но она все равно выживет, потому что книги, которые берегут, несут людям извечные, бессмертные, все те же дорогие и желанные ценности — истину, добро и красоту.Люди, которые любят книги, не делят их на официально изданные и самиздат. Для них граница между хорошими и плохими книгами проходит не здесь, а между истиной и ложью, добром и злом, красотой и уродством. Наша история уже не раз доказывала, что те книги, которые еще вчера объявлялись антисоветскими и идейно вредными, сегодня издаются. Такова судьба книг Ремизова и Пильняка, Ахматовой, Цветаевой, Бабеля, Мандельштама, Булгакова, Артема Веселого и многих других. Такая же судьба ожидает книги и рукописи, лежащие сегодня на судебном столе в качестве вещественных доказательств. Все эти книги и имена их авторов всегда будут помнить люди с любовью и благодарностью.Люди, любящие и берегущие книги, выступают, таким образом, против насилия и лжи, которых еще так много на нашей земле. Эли люди разделены границами, но их объединяет общее противостояние лжи и насилию, независимо от того, чьи интересы защищает политическая ложь и политическое насилие. Эти люди протестуют сегодня пролив политических репрессий, в какой бы стране они не происходили ( Иосиф Зисельс. Если не сейчас… Статьи, интервью, выступления. 1989 – 2006 гг. «Дух і Літера» -с.290-292).

Да, евреи — «народ Книги», но не Книга создала этот народ, а он сам ее написал. Это его национальный характер приводил беременных евреек к стенам иешив, чтобы пропитать еще не рожденных детей духом учености, организовывал бесплатное обучение малолеток в общине, расходовал значительную часть семейного бюджета на учебу подростков, становящихся, по наблюдениям Чехова, завсегдатаями городских библиотек. Евреев отличает глубочайшее уважение к книгам.Мы не находим ни намёка,скажем на цензуру или сожжение книг,которые в прошлом практиковались другими религиями.Уважение к книге как к предмету предписано еврейскими обычаями,причём оно распространяется не только на священные тексты,но и на любые книги.Нельзя использовать книги в неподходящих целях и портить их,оставлять открытыми и брсать на пол.Когда изобрели книгопечатание,еврейские книги были в числе первых,которые стали выпускать большими тиражами.Во многих местах первые печатные станки были установлены именно евреями.В еврейских домах часто ханились книги,даже если в окружающем обществе книжная культура не была развита.Кига издавна обрела высокий,почти магический,статус.

И вот они безмолвно стоят перед нами, книги, — дома ли, в библиотеке ли, в чужой ли квартире, на прилавке. Если бы книги могли кричать! Если бы они сами обладали способностью заставлять читать себя! Какими бы мы все были умными и добрыми людьми!

Молчат книги. Ожидает нетерпеливо компьютер, сверкает экран телевизора, требует внимания радио, манит афишей кино. Книги молчат. Нет ничего на свете терпеливее их, послушнее, безропотнее. Самые значительные книги были забыты, небрежно заброшены на чердаки, в чуланы, в подвалы. Книга все стерпит, погибнет, не издав ни стона. Столетиями будет ждать своей очереди и неторопливо раскроется в незнакомых руках, ничем не выдавая своего волнения. Книги не жалуются, когда их не читают, и не радуются, когда их открывают. Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. И все-таки они кричат! Услышим их.

Д-р Анатолий Мучник.

Посмотреть также...

Коронавирус в Израиле: сводка минздрава на утро 16 апреля

04/16/2021  13:28:55 За сутки выявлено менее 100 новых заражений коронавирусом Вести| Опубликовано: 16.04.21 , 10:19 За …

Один комментарий

  1. Любовь Розенфельд

    Анатолий! Сколько же вы собрали материала, и какого! Это подвижничество! Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *