Реклама
Реклама

Ступка Богдан Сильвестрович

Реклама

2433_stupka_13.jpg_max

Февраль 27, 2014   7:47:11 PM

Народный артист Украинской ССР (1980)
Народный артист СССР (1991)
Лауреат Государственной премии СССР (1980, за исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» А.Ф.Коломийца и «Дядя Ваня» А.П.Чехова в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре имени Ивана Франко)
Лауреат премии имени И.П.Котляревского (1991)
Лауреат Государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко (1993, за исполнение главной роли в спектакле «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре им. Ивана Франко)
Лауреат премии имени А.М.Бучмы (1994)
Лауреат премии имени К.С.Станиславского (1996)
Кавалер ордена «За заслуги» II степени (1999)
Кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Польша» (2000)
Кавалер ордена «За заслуги» I степени (2001)
Кавалер ордена Дружбы (2001, за заслуги в развитии театрального искусства и вклад в укрепление украинско-российских связей)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (2001, в номинации «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» за роль Афанасия Ивановича в спектакле «Старосветская любовь»)
Лауреат премия «Ника» (2004, в номинации «Лучшая мужская роль» в фильме «Водитель для Веры»)
Лауреат премии «Золотой орёл» (2004, в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» в фильме «Водитель для Веры»)
Лауреат премии Премия «Золотой Овен» (2004, в номинации «За лучшую мужскую роль» в фильме «Свои»)
Лауреат премии «Триумф» (2006)
Награжден золотой медалью Академии искусств Украины (2006)
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого V степени (2006)
Обладатель приза на Международном кинофестивале в Риме — серебряная статуэтка «Марк Аврелий» (2008, за лучшую мужскую роль в фильме «Сердце на ладони»)
Лауреат премии «Золотой Орёл» (2009, в номинации «Лучшая мужская роль в кино» в фильме «Тарас Бульба»)
Лауреат Международной премии имени Н.В.Гоголя (2009, Италия)
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого IV степени (2010)
Герой Украины с вручением ордена Державы (2011, за выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство)
Кавалер Ордена Почёта (2011, за большой вклад в развитие связей между Российской Федерацией и Украиной в области культуры)
Лауреат премии «Золотой орёл» (2012, в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» в фильме «Дом»)
Лауреат Государственной премии Украины имени Александра Довженко за выдающийся вклад в развитие украинского киноискусства (2012, посмертно)
Лауреат премии «Телетриумф» (2012, в номинации «Актёр телевизионного фильма/сериала» в сериале «Однажды в Ростове»)
Лауреат премии имени Сиди Таль

Богдан Ступка родился 27 августа 1941 года в посёлке Куликов Жолковского района Львовской области на Украине. Его отец Сильвестр Дмитриевич Ступка был певцом в хоре Оперного театра. Его мать Мария Григорьевна была необыкновенно артистична и музыкальна, старший мамин брат был солистом, а тетя — главным концертмейстером. Сам Богдан был с семи лет погружен в творческую театральную атмосферу, проводил много времени за театральными кулисами, видел и слышал многих выдающихся певцов, среди которых были Козловский и Лемешев.

Детство будущего артиста пришлось на военное время. Он видел смерть и взрывы, сражения и несправедливость войны, а после войны с друзьями разбирал мины и гранаты. В 1948 году семья Богдана Ступки переехала во Львов, где Богдан пошел в школу, по окончании которой решил поступать в политехнический институт. У Ступки абсолютно не было музыкального слуха, и пойти по стопам родителей ему не было суждено. Не поступив в политехнический институт, он работал учеником слесаря на заводе, затем стал фотографом в астрономической лаборатории — лаборантом-вычислителем на переменных звёздах. Ступка также был ведущим в джаз-ансамбле «Медикус». Вскоре любовь к театру победила, и Богдан принял решение стать актером. Позже Богдан Ступка рассказывал: «Мечтал об этом с детства. Я ведь вырос за кулисами Львовского оперного театра, где папа пел в хоре. Слушал оперы, потом приходил домой и пел, пока сосед не попросил отца: «Скажи сыну, чтобы перестал выть!». Еще я любил переодеваться в театральные костюмы, прикреплять бороду на резинке. В этой бороде классе в четвертом играл в школе Деда Мороза, дети меня пугались. А в 14 лет дебютировал на сцене в массовке спектакля «Дни Турбиных» — у нас на гастролях был московский Театр имени Станиславского, и я хотел подработать, ведь отцу платили мало, а мама была домохозяйкой».

В 1961 году Ступка окончил студию при Львовском УАДТ имени Марии Заньковецкой, а с 1963-го по 1966-й годы служил в армии. Он попал в Ансамбль песни и пляски Прикарпатского военного округа, где работал конферансье и чтецом, а также «стучал на ударных». Из армии Богдан вернулся домой во Львов, где его ждал родной театр имени Марии Заньковецкой. Театр этот был особым во Львове, история театра была связана с историей независимого Украинского государства. Созданный в 1917 году театр несколько раз менял свою прописку, пока не переехал в 1945 году во Львов. В 1960-е годы театр достиг своего расцвета. В нем часто ставились новые спектакли, которым сопутствовали яркие актерские дебюты, все это создавало театру громкое имя в СССР. Богдан Ступка был актёром Львовского УАДТ имени Марии Заньковецкой до 1978 года. За годы службы в этом театре им были созданы яркие роли в спектаклях «Над голубым Дунаем», «Фауст и смерть», «Бондаривна», «С любовью не шутят», «Гайдамаки», «Коллеги», «Четвёртый», «Третья патетическая», «Ричард III» и «Знаменосцы».

25 марта 1967 года Богдан Ступка женился на Ларисе Корниенко, вместе с которой впоследствии прожил 44 года. О своей жене Богдан Ступка рассказывал: «Мне с ней очень повезло, ведь актерские семьи редко бывают крепкими. Лариса ради меня и сына оставила карьеру балерины и полностью посвятила себя семье. Она родилась в Баку, закончила хореографическое училище, потом приехала на работу во Львовский оперный театр, где пели на сцене мой отец и дядя. Там мы и познакомились. Я тогда служил в армии, но это не помешало ей предпочесть меня более обеспеченным ухажерам. Если бы не Лариса, моя актерская судьба могла бы сложиться совсем по-другому».

Супруга всегда старалась создавать условия, в которых Богдан Ступка мог спокойно работать. Она решала все бытовые вопросы — от воспитания сына и внуков, до завязывания галстуков и шарфиков мужу. Лариса Ивановна считала, что семья — это дом, в котором ее любимому мужу должно быть тихо, уютно и спокойно. Они редко появлялись на публичных мероприятиях, она практически никогда не сопровождала его на гастролях и съемках. На ней всегда был дом, сын и очаг. «Я всегда всех выгоняла из дома, даже, помню, главного режиссера театра Франко Сергея Данченко. Поймите, у меня не клуб, а семья. Я не переношу чужих людей в доме. Кроме этого, это не наш профиль. Я люблю слушать классическую музыку, читать книги и журналы о культуре. Повторюсь — он был домашним человеком и очень любил семейные праздники, которые у нас всегда проходили потрясающе. Мы всегда все вместе собирались дома на дни рождения и Новый год. Даже назвали себя итальянской мафией. Готовили много вкусных блюд и обязательно много подарков, которые Богдан Сильвестрович очень любил делать. Богдан Сильвестрович в свободное время спал и смотрел футбол. Придя домой, ужинал, правда, ел немного. Любил простую крестьянскую еду. Салаты он не очень жаловал. Ему больше нравилось, когда овощи просто нарезаны. Правда, картошку он не любил. Я запекала для него мясо с черносливом и капустой в духовке. Мог выпить бокал вина, смешанного с водой, и все. Бывало такое, что после особо тяжелых спектаклей или съемок он долго не мог заснуть. Тогда он садился перед телевизором на диван и так и засыпал. Это могло быть и в три, и в четыре часа утра…» — рассказывала Лариса Ивановна в одном из интервью.

В 1967 году в семье Богдана Ступки родился сын. Мальчика назвали Остап. Позже Остап Ступка стал артистом театра имени Ивана Франко. О своей личной жизни Богдан Ступка рассказывал в интервью: «Я тяжелый человек — по характеру. Но жена говорит: «Да, с тобой тяжело жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!» Вот она, сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну — и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло! Ощущения, что уже все видел, и все знаю, совсем нет, очень любопытно, все интересно. Особенно сейчас, когда приходится много гонять по миру. То здесь, то там, с одних съемок на другие, из кино на сцену, со сцены в кино… Радуюсь солнцу, дождю, да, да… А вот жизни? Жизнь, она к закату движется… Неинтересно. Что за радость – приближаться к смерти и уйти в другой мир?! Все удалось: рождение, детство, юность, зрелость, а вот старость не удалась. Болезни, морщины появляются, силы уже не те. Какая радость? Раньше спрыгивал с дивана, теперь еле поднимаюсь».

Богдан Ступка с женой, сыном Остапом и невесткой Ириной.

В 1967 году Богдан Ступка стал членом Союза театральных деятелей Украины, а в 1969 году состоялась премьера дебютного фильма Богдана Ступки «Белая птица с черной отметиной», где он исполнил роль украинского националиста Ореста. Фильм потряс советских зрителей. Картина была удостоена Золотого приза VII Московского кинофестиваля. Об игре молодого актёра Богдана Ступки, сумевшего воссоздавать сложность человеческой натуры, российский кинокритик Андрей Плахов вспоминал: «Я хорошо помню Ступку в этой картине. Созданный им образ был абсолютно новым для советского кино. Он показал человека, связанного с подпольным националистическим движением на Украине. Фильм отражал раскол Украины, и это было очень революционно для того времени…».

В российское кино Ступка попал благодаря Михаилу Ульянову, увидевшему молодого Богдана Сильвестровича в картине «Белая птица с чёрной отметиной». Ульянов снял позднее Ступку в своём режиссёрском дебюте «Самый последний день». Богдан Ступка рассказывал: «Михаил Ульянов увидел меня в роли Ореста в картине «Белая птица с черной отметиной» и пригласил сыграть Валерия в свой режиссерский дебют «Самый последний день». До этого мы ни разу не встречались. Когда он вошел в комнату, то, увидев меня – худенького и не очень высокого, был удивлен: «Это вы?» Ведь в картине я выглядел намного крупнее. Я в ответ: «А это вы?» Так мы и познакомились. Работали слаженно, но после премьеры Ульянов очень разочаровался в ленте и сказал, что больше снимать не будет: мол, не хочет пополнять ряды плохих режиссеров. Хотя мне эта картина очень понравилась, она имела успех и у зрителей. Но слова Ульянова так запали в душу, что я, будучи художественным руководителем театра, так ни разу и не осмелился сам поставить спектакль – приглашал только профессионалов…».

В 1978 году Ступка был зачислен в труппу Театра имени Ивана Франко, куда его пригласил главный режиссер театра Сергей Данченко. Именно в постановках Данченко талант Богдана ступки заиграл всеми гранями. В театре была поставлена пьеса «Дядя Ваня» А.П.Чехова, о которой Богдан Ступка рассказывал: «Бертольт Брехт писал, что перед тем, как освоить актерское мастерство, нужно научиться человеческому наблюдению. Когда я играл дядю Ваню – приехал к маме. Мне тогда было 37 лет. Мама накрыла стол и вдруг стала плакать: «Я должна была быть великой актрисой, но кухня и быт меня заели. А я в 18 лет играла маму Маруси Богуславки!» И она прочитала весь монолог наизусть. А отец стал ее успокаивать: «Мария, может, ты меня любила больше, чем сцену?» «Да, вот через эту глупую любовь и стала кухаркой!» – не унималась она. А я просто прозрел: увидел в маме моего дядю Ваню. Войницкий в пьесе Чехова говорит: «Из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский, пропала жизнь!» Вот так благодаря маме я понял суть этой роли».

Также в этом театре были созданы другие уникальные спектакли, гремевшие на весь СССР: «Дикий Ангел» А.Коломийца, «Украденное счастье» И.Франко, «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» Б.Брехта, «Энеида» И.Котляревского, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Тевье-Тевель» Г.Горина и «Король Лир» У.Шекспира. Богдан Ступка рассказывал: «В советское время все негативные персонажи были в действительности позитивными, а позитивные – просто извергами. А когда я сыграл Мыколу Задорожного в спектакле «Украденное счастье», то мой герой оказался таким божьим одуванчиком, что восстановил баланс. И я понял: в действительности никто толком не знает, что такое хороший или плохой герой».

Лия Ахеджакова и Богдан Ступка в спектакле «Старосветская любовь».

В кино актеру чаще поручали играть отрицательные роли. В 1983 году он убедительно сыграл Керенского в картине «Красные колокола» режиссера Сергея Бондарчука. Богдан Ступка рассказывал: «Меня ему рекомендовали ассистенты. Он только спросил: «А что он играет?» – «Мыколу в «Украденном счастье». – «Посмотрим». А на «Мосфильме» тогда была доска, где крепились кнопками фото претендентов на роли. Мою карточку тут же кто-то снял, но ассистентка прикнопила новую – тот же результат, и уже потом она взяла стул и зацепила фото так высоко, чтобы его нельзя было достать! Бондарчук меня все-таки отобрал и попросил сыграть выступление Керенского на трибуне Государственной думы. Я самостоятельно подготовил монолог и показал режиссеру. Он меня отозвал в коридор, угостил сигаретой «Мальборо», которая в 1982 году была редкостью. Стоим мы, курим, и тут Сергей Федорович говорит: «Неинтересно, Богдан, все это уже было. Нужно себя отпустить подсознательно. Понимаешь?» Так мы поговорили, вышли к киногруппе, где Бондарчук уселся около кинооператора Юсова. И такая тишина воцарилась в зале… Режиссер спросил: «Ну как, уже можно?» И когда раздалась команда «Мотор!», я вдруг почувствовал, как этот монолог из меня словно полился. Сложность была в том, что текст и пластика противоречили друг другу, но в том была изю¬минка образа. И вдруг в самый ответственный момент у меня на носу появился пузырь из сопли. Я подумал: «Нужно сказать «стоп», так как не может быть ничего подобного у премьер-министра России!» Но не решился, а просто вытер нос рукой, не выходя из образа, и дальше пошел по тексту: «Эти группки, эти партии…» – и закончил! Бондарчук с Юсовым стали что-то разглядывать в камере. А затем Сергей Федорович повернулся ко мне довольный и показал рукой: мол, классно, еще и с присыпкой! Когда я позже приехал на озвучивание этой сцены, то сколько раз ни пытался ее повторить, не получалось. Так что в фильме остался только синхронный текст со съемки. А Бондарчук вручил мне сосательный леденец и сказал: «Когда я учился у Максимова и хорошо играл отрицательную роль, то он тоже давал мне леденец».

Особенно впечатляющим получился в исполнении Ступки небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» в 1990 году. Об этой работе Богдан Ступка рассказывал: «Когда я приехал на кинопробы к Александру Прошкину, он дал мне почитать сценарий фильма и попросил все тексты Лысенко произносить своими словами. Я стал так выпендриваться, что Прошкин сдался: «Будете сниматься!» Меня покрасили в рыжий цвет – пришлось даже в Киеве на сцене так играть. Прошкин со временем стал изнемогать: «Богдан! Не репетируй постоянно. Ты так строишь из себя Лысенко, что потом войдешь в кадр – и у тебя ничего не получится». А я даже после работы ходил, как Лысенко – с деревянным чемоданчиком, в драповом пальто и кепке. Как-то даже сел на забор около Сельхоз-академии, положил перед собой кепочку, и мне туда набросали два рубля мелочью. По тем временам большие деньги: еще рубль – и бутылка водки!».

В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» в 1993 году Ступка сыграл роль Семичастного, а в драме Режиса Варнье «Восток – запад» Ступка сыграл роль руководителя военного ансамбля песни и пляски.

В 1984 году Ступка окончил КГИТИ имени И.К.Карпенко-Карого по специальности «театроведение». Тем временем многогранный талант актера долгое время не был в должной мере востребован. Большинство картин, в которых Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (1970-е, 1980-е и 1990-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Настоящий успех к Богдану Ступке пришел лишь в новом веке.

С 1999-го по 2001-й годы Богдан Ступка был министром культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко. С 2001 года до последних дней он являлся художественным руководителем Театра имени Ивана Франко.

С 2006-го по 2010-й годы он был художественным руководителем актёрского курса в КНУТКиТ имени И.К.Карпенко-Карого, в 2009 году стал президентом Киевского международного кинофестиваля. А настоящий успех, как к актеру, пришел к Богдану Ступке лишь в 2004 году. В это время Богдан Ступка снялся в двух фильмах одновременно и три месяца провел в поездках между Севастополем и Псковом. Выбрать, какая из работ была более дорога, для актера было сложно. Он полностью выкладывался на обеих съемочных площадках.

Актер не сомневался в режиссерах и операторах. Он видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, а также с операторами Клебановым и Мачильским. Партнерами Ступки на съемочной площадке были Константин Хабенский и Игорь Петренко. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Режиссеры и актеры обоих картин были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по несколько раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для бывалого артиста Ступки это не было ново, но он не ожидал от молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру.

В фильме «Свои» Богдан Ступка потрясающе сыграл пожилого, но крепкого и волевого мужика, пострадавшего от Советской власти в период раскулачивания. Герой Ступки мог озлобиться, отомстить завистливым односельчанам и неблагодарной Родине за годы лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать сельским старостой в услужении у немцев, он стал заботиться о том, как выжить самому, своей семье и другим обитателям деревни на Псковщине. Его герой по-крестьянски мудро сносил неизбежное зло — незваных оккупантов, как и раньше переносил нелегкое бремя в эпоху насильственной коллективизации.

В фильме «Свои». 

Чужаки придут и уйдут, а свои останутся навсегда. С ними предстоит жить и добра наживать — не только в материальном, но и в духовном плане. Ибо нравственно и справедливо все то, что оказывается на пользу или же в угоду жизни. Пусть от беглого сотрудника НКВД родится ребенок у дорогой сердцу женщины, которую ты сам уже не можешь осчастливить, а родной сын хоть несколько дней побудет со своей девушкой. Важно, что жизнь продолжалась, несмотря ни на что и вопреки всему. Даже если герою Богдана Ступки ради этого придется убить немецкого полицмейстера и его пьяную компанию, спасая сына, а главное — двух дочерей, арестованных в качестве заложниц. Экран давал Ступке прекрасную возможность для выражения тщательно сдерживаемых эмоций. Однако Богдан Ступка не был бы носителем богатой театральной традиции, если бы одновременно не мог с помощью внешнего рисунка воспроизвести заметную перемену в персонаже, готовом идти до конца. Об этой работе Богдан Ступка рассказывал: «Мой герой – полицай, работает на немцев. Но его нельзя назвать предателем. Тогда впервые в кинематографе было показано, кто истинный патриот, а кто нет. Роль давалась сложно. Снимали в болотах под Псковом – комары, грязь. Единственная радость, что ползал в торфянике в компании с Гармашом, Хабенским и Федором Бондарчуком. Сначала, когда снимали только бои в болоте, я стоял с винчестером и думал: «Нужно смываться из этого кино. Мне уже 63 года, а кормлю комаров на болоте, в лесу». Но вдруг Дмитрий Месхиев приступил к съемкам финальной сцены – там, где мой герой хотел пристрелить чекиста, а затем приказал сыну: «Иди, сынок, Родину защищать!» Это была первая психологическая сцена за всю неделю работы. Месхиев сказал: «Давайте посмотрим на мониторчике, как сыграл наш Старик» – и оценил: «Хорошо сыграно! Давайте поаплодируем артисту». Так я остался. Если бы не это – уехал бы! А затем вышел потрясающий фильм, и я получил приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и еще «Нику». Тогда мне вообще повезло. Ведь параллельно со «Своими» я еще снимался в «Водителе для Веры». Летал из Симферополя в Москву, а затем поездом в Псков».

Не менее запутана и сложна была ситуация в фильме «Водитель для Веры» — истории любви генеральской дочки к водителю и нелюбви КГБ к генералу накануне краха «хрущевской эпохи». Высокопоставленный военачальник должен, во что бы то ни стало, сохранить свою честь и в профессиональном плане: чины из КГБ хотят сделать его «козлом отпущения» в политической игре в верхах на фоне зреющего заговора против надоевшего генсека. И в частной жизни: дочь-хромоножка, воспитывавшаяся без матери, забеременела неизвестно от кого.

В фильме «Водитель для Веры».

Богдан Ступка предпочел раскрыть в генерале из фильма «Водитель для Веры», прежде всего, человеческую драму. Подставленный своими коллегами и попавший в глупое положение из-за дочери, он все же стремился остаться достойным товарищем-соратником и готовым на прощение отцом. А также увидеть родственную душу в водителе-сержанте, который хоть и оказался падок на разные соблазны и грехи, однако в самый последний момент поступит как единственно свой, исключительно преданный человек. Герои актера из фильмов «Свои» и «Водитель для Веры» оказывались до конца неразгаданными. В исполнении Ступки это были люди с необъяснимым народным характером, корневым по своей сути, накрепко связанным со своей землей.

Сам Ступка шутил, что за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III и король Лир, генерал в «Водителе для Веры», гетман Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», у Сергея Бондарчука в «Красных колоколах» — Александр Федорович Керенский, и, конечно же, Брежнев в «Зайце над бездной». Леонид Брежнев был у всех на виду, и режиссер картины Тигран Кеосаян объяснил актеру, что фильм – вольная фантазия и ему не придется копировать своего героя. Режиссер все делал вместе с актером по законам театрального искусства. В плохом ищи хорошее, в хорошем – плохое, и выйдет живой человек. И Брежнев в фильме получился совсем не карикатурный, влюбленный в английскую королеву и мечтающий о ней.

В последние годы Богдан Ступка нередко играл в сериалах. «Пока приглашают, надо сниматься, — считал актер, — Я отказываюсь, только если в фильме совсем нет никакой роли, внутреннего конфликта. Но стараюсь делать это как можно реже, потому что завтра уже не пригласят: или скажут «примелькался, надоел», или просто забудут. Надо о себе напоминать. В «Убойной силе», например, снимаюсь в Южной Африке».

В фильме «Юнкера».

В 2007 году режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам сериала по гоголевскому «Тарасу Бульбе», где Ступка сыграл главную роль. Богдан Ступка рассказывал: «Придется ли ко двору сейчас этот сериал? Ведь отношения между народами — русскими, украинцами, поляками — запутались окончательно. Все будет зависеть от того, какие акценты сделает режиссер. Может, еще больше запутает, хотя хуже, по-моему, просто не может быть! Уже пора обратно двигаться. У Гоголя же было две редакции «Тараса Бульбы». И в первом варианте — его у нас недавно издали — совсем другой финал. Там Тараса не сжигают, и темы антагонистического противостояния народов тоже нет. Какой вариант выберет Бортко, не знаю. Но как бы там не было, мой Тарас пойдет против обычных представлений и тех портретов, которые писали художники — тот же Репин. У Гоголя Тарас Бульба не просто казак. Это же полковник! Его дети учатся в бурсе. А в те времена Киевская бурса, к примеру, стояла почти на одном уровне с академиями. И чтобы туда отправить сына, нужно было иметь деньги».

В телевизионном сезоне 2007-2008 годов на телеканале «Интер» был показан проект «Великие украинцы». Богдан Ступка в документальном фильме представил Тараса Шевченко, а сам в рейтинге великих украинцев занял 47-е место.

В 2008 году в картине польского режиссера Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони» Богдан Сильвестрович сыграл польского «олигарха», попавшего в больницу с больным сердцем, а молодой герой-романтик (который не может вписаться в реалии этого мира) стал для старика «донором», подарив собственное сердце. За главную мужскую роль в этом фильме-притче Ступка получил Гран-при на Римском международном кинофестивале.

В фильме «Сердце на ладони».

В 2011 году, на сцене Театра имени Ивана Франко, Богдан Сильвестрович с размахом отпраздновал своё 70-летие. Юбилейный вечер назывался «Концерт № 70». А одну из последних киноролей Ступка исполнил в криминальной драме Олега Погодина «Дом».

В фильме «Дом».

За убедительное перевоплощение в отца большого семейства Григория Шаманова актёр был удостоен очередной премии «Золотой орёл».

Ранее, летом 2010 года Богдан Ступка потерял сознание на съёмках телесериала «Однажды в Ростове», а в январе 2011 года актёру сделали операцию в Германии. В октябре он снова уехал на лечение в Германию и вскоре буквально сгорел от болезни за несколько месяцев. Причиной смерти Богдана Ступки стала острая сердечная недостаточность, вызванная последней стадией рака мочевого пузыря (по другим данным — рака костей), который в январе 2012 года дал метастазы в кости. В ночь с 21 на 22 июля у актёра случился инфаркт, после чего он впал в кому. К утру Ступка скончался.

22 июля 2012 года советник Президента Украины Анна Герман сообщила, что актёр скончался в киевской больнице «Феофания» после продолжительной болезни. Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру страны Николаю Азарову создать специальный комитет для организации похорон Богдана Ступки, возглавил который министр культуры Украины Михаил Кулиняк. Соболезнования близким в связи с кончиной Богдана Ступки выразили многие известные люди, президенты России, Украины и Белоруссии, а также коллеги Ступки по сцене и съёмочной площадке. Режиссёр Тигран Кеосаян, снимавший Богдана Сильвестровича в ленте «Заяц над бездной», сказал: «Нужно скорбеть о том, что ушёл из жизни поистине великий человек, великий артист. Когда уходит гений, то не то, что грустно, это необратимо, невозвратно, эту потерю невозможно измерить никакими мерилами. К этому невозможно привыкнуть. У меня ощущение, что я потерял родного человека».

В здании Театра имени Ивана Франко, в котором Ступка проработал почти 35 лет, был установлен его портрет, тысячи поклонников актёра несли к нему цветы и свечи. Вечером 23 июля начался обряд отпевания актёра в церкви святого Николая Мирликийского на Аскольдовой могиле, который продлился всю ночь. Прощание со Ступкой прошло 24 июля на сцене Театра имен Ивана Франко. Чтобы лично проститься с Богданом Сильвестровичем, президент Украины Виктор Янукович прервал свой отпуск. Для выражения своего уважения к ушедшему из жизни актёру к театру выстроилась многотысячная толпа, для автотранспорта было перекрыто несколько улиц. После окончания гражданской панихиды актёр упокоился на центральной аллее 52-го поля Байкового кладбища.

Сам актёр при жизни признавался, что хотел бы умереть в тот же день, что и его мать Мария Григорьевна, скончавшаяся в ночь с 23 на 24 июля 2007 года.

О Богдане Ступке был снят документальный фильм «Украинский самурай. Принцип Ступки».


Текст подготовила Татьяна Халина 

Использованные материалы:

Виктор Матизен, «Кто хорошо играет в жизни, тот на сцене – плохо», газета «Новые Известия»
Инна Кулишова, «Богдан Ступка всегда мечтал быть рантье», «Независимая газета»
Елена Петрова, «Сталлоныч – свой в доску!», газета «Аргументы и факты»
Юлия Шигарева, «Жизнь состоит не только из революций», газета «Аргументы и факты»
Анна Федина, «Водителя для Веры» видел трижды. Первый раз вцепился в кресло, не мог оторвать руки», газета «Известия»
«Партия, которой 4000 лет», по материалам газеты «Аргументы и факты»
«Богдан Ступка: Мой Тарас Бульба будет воином!», MIGnews.com.ua
Вадим Раскин, «Богдан Ступка любит «Крещатик» на Арбате»
Текст интервью: «Жена Лариса — мое самое большое достижение», автор Л.Фесенко

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1970 — Мир хижинам — война дворцам
1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Орест Звонарь
1971 — Каменный хозяин (укр. Камінний господар) — дон Жуан
1972 — Наперекор всему (укр. Наперекір усьому) — Симеон
1972 — Самый последний день — Валера
1973 — Озарение — Юрий Морозенко
1973 — Новоселье — Данько
1973 — Костёр на снегу
1974 — Второе дыхание — Игорь
1975 — Волны Чёрного моря — Ионел Миря, делец-мошенник
1975 — Среди лета — Андрей Троян
1977 — Солдаты свободы — Старцев, капитан
1977 — Право на любовь (укр. Право на любов) — Яков
1978 — Дом строится — Александр Никитич
1979 — И придёт день… — Кирилл Мефодьевич Руснак
1979 — Забудьте слово «смерть» — Иван Николаевич Островой, чекист-разведчик («поручик Князев»)
1979 — Стеклянное счастье — Дзякун
1979 — Дударики — Леонтович
1980 — От Буга до Вислы — Щупак, немецкий агент «Фокусник»
1980 — Иначе нельзя — мастер Петушков
1980 — Поединок
1981 — Мужество — Николай Гранатов, заместитель начальника стройки
1982 — Тайны Святого Юра — Олекса
1982 — Открытие
1983 — Красные колокола — Керенский
1983 — Водоворот — Иоська Вихор
1984 — Володькина жизнь — Баскетис
1984 — Украденное счастье (укр. Украдене щастя) — Михайло Задорожный
1984 — Всё начинается с любви — Антонюк
1985 — Женихи (укр. Женихи)
1985 — Суета — Акила Акилович
1985 — Дети солнца — Борис Николаевич Чепурной
1985 — Диктатура — Малоштан
1985 — Равняется четырём Франциям — Шахматов, первый секретарь крайкома партии
1986 — Вечерницы — Финтик, писарь
1986 — Счастлив, кто любил…
1986 — Дом отца твоего — «маляр»
1986—1987 — К расследованию приступить — Александр Иванович Стасенко, старший следователь по особо важным делам
1987 — Даниил — князь Галицкий — Судич, боярин
1987 — Капитанша (ТВ) — Туман, хозяин корчмы, муж Капитанши
1987 — Золотая свадьба
1988 — Мария — Степан
1988 — Генеральная репетиция — Василий Афанасьевич Гоголь
1989 — Театральный сезон — Сергей Иванович Муратов, актёр театра
1989 — Каменная душа — отец Дмитро Марусяка
198? — И снова я принадлежу не себе… — Григорий Сковорода
1990 — Эхо
1990 — Николай Вавилов — Трофим Лысенко
1990 — И ныне прославится сын человеческий — архиерей
1991 — Из жития Остапа Вишни — Остап Вишня
1991 — Грех — Сталинский
1991 — Кремлёвские тайны шестнадцатого века — Борис Годунов
1992 — Господи, прости нас грешных — Цибукин
1992 — Ради семейного очага (укр. Для домашнього огнища) — Гирш, полицейский
1992—2000 — Тарас Шевченко. Завещание (укр. Тарас Шевченко. Заповіт) — ведущий
1993 — Дорога в рай / Die Straße zum Paradies (Россия, Германия) — Лернер, академик
1993 — Фучжоу
1993 — Серые волки — Владимир Семичастный
1993 — Четыре листа фанеры (укр. Чотири листи фанери) — полковник
1993 — Западня — Валериан Стальский
1993 — Анафема — Иван Мазепа
1993 — Одинокий игрок — Павел Кондратьевич
1993 — Елисейские поля — папенька Проечки
1994 — Трагедия века — Старцев
1995 — Гелли и Нок — Гутан
1996 — Юденкрайс, или Вечное колесо — Либерзон
1996 — Кайдашева семья (укр. Кайдашева сім`я) — старый Кайдаш
1999 — Огнём и мечом / польск. Ogniem i mieczem — Богдан Хмельницкий, гетман
1999 — Восток — Запад — Бойко, полковник
1999 — Китайский сервиз — Тараканщик Лапсин
2000 — Чёрная рада / укр. Чорна рада — Брюховецкий, гетман
2001 — Саломея — Желынский, помещик
2001 — Молитва о гетмане Мазепе — Иван Мазепа
2002 — Тайна Чингисхана — Чингисхан
2003 — Старинное предание. Когда Солнце было Богом / польск. Stara baśń. Kiedy słońce było bogiem — Попел, князь
2003 — Завтра будет завтра — Валентин Петрович Панченко
2004 — Водитель для Веры — Сергей Вадимович Серов, генерал-лейтенант
2004 — Свои — Иван Блинов, старик
2005 — Убойная сила 6. Мыс доброй надежды — Войцеховский
2005 — Взять Тарантину — профессор Феликс Добржанский, «Феллини»
2006 — Сонька Золотая Ручка — Лейба Соломониак, отец Соньки
2006 — Три полуграции — Вадим Сергеевич
2006 — Заяц над бездной — Брежнев
2006 — Частный заказ — Степан Ефимович Татарский
2006 — Странное Рождество — Павленко доктор
2006 — Мосты сердечные — Гай, писатель
2007 — Два в одном — отец Маши
2007 — Сила притяжения — Семён Сорока
2007 — Полонез Кречинского — Варравин
2007 — Старики-полковники
2007 — Одна любовь души моей — Григорий Сковорода
2007 — 18-14 — Василий Малиновский, директор лицея
2007 — Трое и Снежинка — Макар Андреевич, отец Андрю
2007 — Юнкера — Шульгович, полковник
2008 — Сафо — Владимир Орлов, профессор
2008 — Стреляй немедленно! — начальник в банке
2008 — Куплю друга — Ким Булатович Сычёв
2008 — Александр. Невская битва — князь Ярослав
2008 — Пражская весна / «Der Prager Frühling» (Австрия) — Брежнев
2008 — Сердце на ладони (польск. Serce na dłoni) — Константы
2009 — Тарас Бульба — Тарас Бульба
2009 — Инсайт — старик
2009 — Отторжение — Иван Павлович
2009 — Шантрапа — Борис Фирсов
2010 — Иванов — Лебедев Павел Кириллыч
2010 — Платон Ангел — Платон Никитич Ангел, хирург на пенсии
2010 — Вчера закончилась война — Фёдор Михайлович Конюхов
2011 — Сестры Королёвы — отец сестер
2011 — Огни притона — Заславский, прокурор
2011 — Дом — Григорий Иванович Шаманов
2012 — Бездна — Леонид Маркович Королёв
2012 — Однажды в Ростове — Пётр Полетаев, старый рабочий
2012 — Подпоручикъ Ромашовъ — Шульгович


27 августа 1941 года – 22 июля 2012 года 

Реклама

Посмотреть также...

Поразительно! Озарение справедливостью и равенством приходит именно тогда, когда человек теряет власть.

06/22/2021  15:31:21 Кушнир Алекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама