Согласно традиции, в преддверии еврейского нового года (Рош ха-шана) из Стены плача в Иерусалиме извлекли записки, которые молящиеся вкладывали туда на протяжении последних месяцев.
Кроме того, в этом году Фонд наследия Стены плача, отвечающий за техническое состояние этой религиозной святыни, в соответствии с веяниями времени, обработал дезинфицирующими средствами камни, из которых сложена стена, а записки извлекались в резиновых перчатках одноразовыми деревянными колышками.
Конечно, это можно расценить как некоторое недоверие к Божьей воле, но раввины решили действовать по принципу «на Бога надейся, а указания Минздрава выполняй».
Теперь собранные записки, обращенные к Всевышнему, «похоронят» в мешках на Масличной горе вместе с истрепавшимися святыми писаниями, отжившими свой срок.
В последнее время изрядную часть записок, вкладываемых в щели между камнями Стены плача, составляют «цифровые» послания.
Для тех, кто не имеет возможность самолично отправиться в Иерусалим, организован удобный и даже бесплатный сервис – записку можно написать на сайте Фонда наследия Стены, а раввины вложат ее за вас, и даже отправят сообщение на ваш телефонный номер или на электронную почту о том, что послание уже в стене.
За время карантина поток заочных посланий по понятным причинам усилился – за месяцы эпидемии раввины вложили в Стену плача порядка 15 тысяч «электронных записок».
Процедуру извлечения записок и обеззараживания камней освятил лично раввин Стены плача Шмуэль Рабинович, сопровождавший ее традиционной новогодней фразой «Тихле шана уклалотейа, тахель шана увирхотейа».
Практика вкладывания записок в Стену плача, не слишком соответствующая канонам классического иудаизма, началась около 300 лет назад, и изобретение ее приписывается марокканскому раввину Хаиму Бен-Атару (Ибн-Атар, он же Ор-Хаим) из Марокко. Восточным евреям, которые склонны к языческим практикам, показалось осмысленным взывать к Богу при помощи амулетов, показалось естественным писать Ему записки и вкладывать в щели между камнями. Поэтому Ор-Хаим инструктировал тех, кто приходил к нему с жалобами на нищету и горести, совершать паломничество в Иерусалим и адресовать там Богу записки в единственный «почтовый ящик» на Земле, сохранивший «шхину» – Божественное присутствие. А отправляя в Эрец-Исраэль своего ученика Хаима Азулая, он дал ему записку, в которой было написано «Боже, дай моему ученику Азулаю успехов в Земле Израиля». Тот действительно достиг успеха, стал известен как выдающийся знаток еврейской мысли и каббалист «рабейну» Хида, и свои достижения он во многом относил за счет вложенной в Стену плача записки своего учителя.
С тех пор множество евреев, да и туристов, придерживающихся других верований, вкладывают в Стену плача записки, адресованные творцу мира, надеясь, что именно из этого места и в записанном виде их слова быстрее и надежнее попадут «Богу в уши».