куда сводить детей на каникулы

Недооцененный авангардист Бер-Рыбак: от Парижа до Бат-Яма

К своему стыду, я узнала о еврейском художнике Иссахаре Бер-Рыбаке сегодня впервые, побывав в Музее Бат-Яма. Формально музей разделен на три части: непосредственно выставочное здание, дом-музей писателя Шолома Аша и дом, где жила вдова художника Рыбака. Последнее помещение сегодня превращено в общинный центр. Но обо всем по порядку.

Художник Иссахар Бер-Рыбак жил и работал в Париже и принадлежал к великой школе авангарда начала 20-го века. В его работах – элементы и кубизма, и экспрессионизма, и абстракции. Но больше всего в нем – еврейского. Персонажи, элементы интерьера, строки из молитв, даже детали типичного еврейского быта: шаббатней скатерти или подсвечников. В свое время он считался конкурентом самому Марку Шагалу, и многим ценителям (теперь и мне тоже) его работы кажутся даже интереснее. Но Рыбак умер в 1935 году в возрасте 38 лет, и ему не суждено было прославиться при жизни.

Зато его вдова Соня, переехав в Эрец-Исраэль по приглашению тогдашнего мэра Бат-Яма Давида Бен-Ари, который специально для нее построил очень необычный дом (он сам по себе является шедевром архитектуры), всю жизнь хранила эти работы. Потом, после ее смерти, была целая детективная история с кражей и возвратом картин, тридцать лет забвения и практически полного разрушения шедевров, долгая и дорогостоящая реставрация – и вот добро побеждает зло, и выставка работ великого, но забытого художника сегодня открыта для всех желающих.

Бер-Рыбак очень необычный, сложный и многоплановый художник, но во всех его работах прослеживается тоска по угасающей еврейской жизни. Здесь нет лубочной идеализации штетла, здесь боль, страх и ощущение надвигающейся катастрофы. Поэтому руководство музея во главе с Хилой Коэн- Шнайдерман решило посвятить выставку идее разрушения, кризиса, даже смерти. Именно поэтому здесь представлены довольно мрачные работы Бьянки Эшель-Гершуни, вдовы израильского художника Моше Гершуни, и мебель стиля «бидермайер» из домашней коллекции.

Но не все так печально, как кажется. Ведь после кризиса всегда начинается подъем, который, по всей видимости, сегодня переживает обновленный Музей Бат-Яма. Подтверждением этому служит второй музейный объект – дом писателя Шолома Аша, работавшего на идише. Так же, как и Соню Бер-Рыбак, Аша в Бат-Ям заманил мэр. И тоже построил для него дом, который сегодня превратился в городскую жемчужину. Конечно, мало кто мог представить это еще три года назад, когда дом находился в запустении и главными домовладельцами были уличные коты. Сегодня – это отремонтированное здание, ставшее городским арт-объектом, в котором проводят творческие вечера, встречи с писателями, а два раза в неделю сюда приходят современные авторы, чтобы поработать за столом, за которым когда-то писал Шолом Аш.

Кстати, при восстановлении сада и дома использовали старые чертежи, так что даже растения и цветы высажены в полном соответствии с оригинальным планом. Ну а уличным котам (кстати, продолжая «кладбищенскую» тему, начатую Бер-Рыбаком) здесь поставили памятник.

Третье здание музея – это бывший дом Сони, где сегодня (и только в течение десяти дней) действует «Город-фабрика». Это проект, цель которого дать возможность всем желающим жителям Бат-Яма выразить себя в искусстве. После завершения этого проекта мэрия и руководители музея планируют еще много нового и интересного. Кто бы мог подумать, что буквально за несколько лет приморский город займет достойное место на культурной карте страны! Восстановление работ художника Иссахара Бер-Рыбака как нельзя лучше символизирует возрождение города и связь времен.

Источник

Посмотреть также...

ХАМАС рассказал, сколько заложников уже погибло

03/02/2024  12:29:52 АВТОР: СТАНИСЛАВ ОКУНЕВИЧ,  РЕДАКТОР 2 МАРТА 2024 07:20 Параллельно переговорам об освобождении заложников …