Главная / В России / «Мы выглядим дико, лицемерно»

«Мы выглядим дико, лицемерно»

03/14/2017     09:39:52

​Цинизм? Спекуляция? Провокация? Или забота об инвалидах? Журналисты Александр Мельман, Артур Гаспарян и Юрий Богомолов, директор благотворительного фонда Митя Алешковский и украинский телепродюсер Игорь Кондатюк в обсуждении выбора Первого канала для конкурса Евровидение. Ведущая Елена Рыковцева

Елена Рыковцева: Я представляю гостей нашей программы: с нами Артур Гаспарян, музыкальный обозреватель газеты «Московский комсомолец», Александр Мельман, телевизионный обозреватель газеты «Московский комсомолец», Митя Алешковский, благотворительный фонд «Нужна помощь». С нами на связи телекритик Юрий Богомолов и украинский продюсер Игорь Кондратюк. Мы говорим о неожиданном совершенно выборе, который сделал Первый канал. Первый канал долго тянул с выбором участника для «Евровидения-2017», уже подумывали о том, что вдруг будет бойкот, вдруг что-то такое случится, что вообще Россия не поедет в Киев на «Евровидение». Но вот участник выдвинут. Этим участником оказалась Юлия Самойлова, про которую мало кто помнит, по крайней мере, из тех, кто смотрит Первый канал, и не смотрит канал «Россия», потому что на Первом канале Юлии Самойловой не было вообще ни при каких обстоятельствах. Она была лауреатом конкурса, который проводил именно канал «Россия» в 2013 году, проводила его Алла Пугачева. Конкурс назывался «Фактор А». Юлия Самойлова пела очень достойно, она вышла в финал и заняла второе место. Алла Пугачева человек жесткой закалки, на жалость там бить не стоит, это был хороший теплый конкурс, я помню, что смотрела с хорошим чувством, никаких у меня не было тогда мыслей о какой-то конъюнктуре. Но вот прошел этот конкурс, и только через год мы снова услышали о Юлии Самойловой, она спела на Паралимпийских играх. И все, и дальше тишина. Если вы сейчас зайдете на сайт Первого канала, вы не увидите никаких упоминаний о ней, помимо связанных с выдвижением на Евровидение, она не участвовала ни в одном концерте и пр. Если вы зайдете на сайт канала «Россия-1», вы тоже не увидите упоминаний о Юлии Самойловой с тех пор, как в новостях она прошла как участница паралимпийского концерта. Другое дело, что она участвовала в концерте на территории республики Крым, от чего сейчас у нее могут возникнуть проблемы. Собственно, две истории сразу произошли, одна на «Минуте славы», сейчас с «Евровидением», они как-то связаны, а может быть и нет, мы все это обсудим. Сначала ваши первые впечатления от выбора участника. Артур Гаспарян, вам слово, вы самый опытный ездок на «Евровидение».

Полная видеоверсия программы​

Артур Гаспарян: Постоянный, по крайней мере, с 2003 года. Большой поклонник, фанат и популяризатор этого конкурса, остался единственным, потому что еще у меня в компании был Филипп Киркоров как большой популяризатор конкурса «Евровидение», но он теперь уже не популяризатор, он теперь призывает бойкотировать, называет это шарашкиной конторой, где нас не ждут, поменял свою позицию. Маленькое уточнение по поводу «Фактора А»: хотя Юля заняла второе место, она, тем не менее, получила именную звезду от Аллы Пугачевой — это тоже отдельное признание ее как исполнительницы, ее профессиональных качеств. С другой стороны нет абсолютно никакого регламентного требования, чтобы на конкурс «Евровидение» ездили обязательно артисты популярные. Вы очень долго сейчас рассказывали про то, что никто ее не слышал, никто ее не знал, давно про нее все забыли и с чего это вдруг она едет на «Евровидение».

Елена Рыковцева: О ней сейчас вспомнили телеканалы, которые до сих пор не вспоминали, те же самые каналы.

Артур Гаспарян: Сама Юля была в резерве, то есть не в пугачевском резерве получения этой именной награды от Аллы, она была в резерве «Евровидения» уже после выступления на торжественном открытии Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году. По ее собственному признанию, мне удалось с ней пообщаться по горячим следам сразу после объявления, сделать небольшое интервью, ей уже сразу сказали, что ты у нас будешь кандидатом, готовься, что поедешь на «Евровидение». Когда — мы не знаем, сказали ей тогда, но готовься. Вот она, собственно, с тех пор готовилась. Потому что, как выяснилось, это удивительный случай, если абстрагироваться от всей политической подоплеки, пены, которая выплеснулась, свалилась со всех сторон, вообще-то девочка начала заниматься музыкой, творчеством, движимая одним исключительным мотивом в своей жизни — она хотела выступить на конкурсе «Евровидение». Она в детстве видела Алсу, она под Алсу копировала, кривлялась, с феном вместо микрофона изображала движения. И это был побудительный мотив вообще, почему она начала петь. Ее в этом поддержали родители. Потом в ее творчестве были конкурсы, соревнования за соревнованиями. И эта мечта этой девочки наконец в таких достаточно странных и сложных обстоятельствах вдруг наконец, может быть, реализуется, если впустят на территорию Украины. Это уникальный случай, потому что с этой точки зрения она абсолютно «евровидийный» человек, раз она хотела туда. Она шаг за шагом, преодолевая достаточно серьезные профессиональные испытания, она это право себе, я считаю, заслужила. С этой точки зрения это удивительная история, если бы немножко была другая ситуация, более спокойная.

Елена Рыковцева: Тогда это можно было бы рассказывать как сказку о девочке, которая мечтала.

Артур Гаспарян: Это не первый случай, когда на «Евровидении», сейчас говорят, что это жутко циничный шаг Первого канала, который хочет надавить на жалость и поставить украинцев в глупое положение, если они будут шельмовать и оплевывать эту несчастную инвалидку. Я так думаю, что такой мотив, конечно, у руководства Первого канала, безусловно, присутствовал. Но с другой стороны, 2015 год, Вена, «Евровидение», польская певица после автомобильной аварии частично парализованная выступала на инвалидной коляске. Тоже были разговоры. Несмотря на то, что формально это преподносилось как такое мощное заявление певицы во имя толерантности, во имя любви, тем не менее, публика шушукалась, что они давят на жалость. Мы помним Диану Гурцкую в 2008 году на том самом знаменитом «Евровидении», когда победил Дима Билан, за Грузию Диана выступала и тоже все шли эти разговоры по поводу того, что девочка давит на жалость, инвалид по зрению и так далее. Вообще «Евровидение» такой конкурс, где всегда кто-то на что-то давит, кто-то чем-то спекулирует. Кто-то давит на политкорректность, как Кончита Вурст, кто-то давит на то, что называется фрики, там были индюки, там были люди-монстры, группа «Лорди», там был в конце концов дом престарелых в виде «Бурановских бабушек».

Елена Рыковцева: Нет, это, пожалуйста, давайте исключим из этого списка. Это были совершенно могучие исполнительницы, энергичные.

Артур Гаспарян: Но, тем не менее, дом престарелых — да.

Елена Рыковцева: Артур, что вы говорите? Такое шикарное выступление. Это не было фрик-шоу, и не больные, и не инвалиды.

Артур Гаспарян: Дом престарелых, который приехал на конкурс «Евровидение». Это же не пионерский лагерь туда приехал.

Елена Рыковцева: Я хочу сказать, что бабушки на жалость не давили, вот и все.

Артур Гаспарян: Они давили на то, что они бабушки. Потому что если бы абсолютно такой же номер с печью, с национальными костюмами показали бы не бабушки, а молодушки, это бы не произвело совершенно такого впечатления, которое произвело. Потому что все восторгались, как это бабушки, которые еле ходят и которые одной ногой в известном месте.

Елена Рыковцева: У них была прелестнейшая песня. Просто не надо в одну кучу смешивать все подряд.

Артур Гаспарян: Нет, это как раз та ситуация, когда все нужно сваливать в одну кучу. Потому что это тренд, это тенденция, это спекуляция. Есть спекуляция, которая людям нравится, есть спекуляция, которая людям не нравится. Я думаю, главная проблема всей ситуации сейчас с Юлей, которая сама по себе, я считаю, абсолютно замечательный выбор, если абстрагироваться от всего. Говорят — жалость. Суфражистки, например, очень не любят, когда их вообще идентифицируют как женщин.

Елена Рыковцева: Вы говорите — замечательный выбор. То есть вы не видите лучшего выбора?

Артур Гаспарян: Существует много выборов. Есть тот выбор, который есть. Мы сейчас не будем обсуждать, можно было и Панайотова отправить, можно было и Антонюк отправить, можно было и Андрея Макаревича, и группу ДДТ, и Аллу Пугачеву, и Филиппа Киркорова, и Сергея Лазарева второй раз, и Шнурова, кого только можно ни отправить. Отправили того, кого решили отправить. Выбор очень хороший, на мой взгляд. Суфражистки говорят: мы не хотим, чтобы вы нам намекали на то, что мы женщины, мы хотим, чтобы мы были равноправными людьми. Если мы говорим о том, что инвалиды хотят чувствовать себя, то это суть скандала, который случился у Ренаты Литвиновой и Познера. Я был немножко изумлен реакцией Владимира Владимировича и Ренаты Литвиновой, потому что эти люди даже не думали об этом, они чувствуют себя обычными людьми, они не хотят, чтобы на них смотрели, как на инвалидов. И если мы говорим о толерантности, если мы говорим о девизе конкурса, который звучит как «Мы празднуем разнообразие», то на этом акцентировать внимание вообще не стоило. Есть мужчина с бородой в женском платье, есть девочка, на инвалидной коляске которая выехала, давайте послушаем, как она споет эту песню и какое это произведет впечатление. А дальше начинается самое главное — политические подоплеки.

Елена Рыковцева: Вот и давайте мы разберемся, почему в этой истории при всем перечисленном вами, при всех попытках давить на одно, другое, третье, именно это вызывает такой взрыв. Александр Мельман, ваша точка зрения, почему это взорвало общественность?

Александр Мельман: Потому что действительно самое главное — это война на Украине. Действительно такие разговоры, друг Артура Филипп Киркоров и другие товарищи, которые говорили, что не нужно ехать на этот конкурс — это мне очень напомнило, когда наша команда советская не поехала на Олимпиаду в Лос-Анджелес. Я думаю, не только руководство Первого канала было задействовано в том, чтобы послать эту девочку, а наверное, присоединились еще люди из-за стенки, что называется, потому что очень все, безусловно, продумано и очень точно. Потому что с одной стороны действительно мы видим политтехнологию, и мы все про нее понимаем, весь контекст этой войны, что мы едем, что мы посылаем эту девочку. В Крыму был этот концерт, не был, если ее не принимает Украина, тогда мы тоже высказываемся очень жестко, потому что не принимают нашу девушку замечательную. То есть все просчитано абсолютно. А с другой стороны есть человек, певица замечательная, которой можно только гордиться. Я согласен с Артуром. Она вне этого контекста, она действительно с детства мечтала выступить. Я разделяю это. Потому что это искусственное наслоение политтехнологий, которые мне совершенно не близки, но мы все понимаем, и я безусловно, буду болеть за Юлю. Я не хочу лишний раз расшифровывать ситуации, связанные с войной с Украиной. Потому что мы, наши слушатели, я думаю, все все понимают.

Елена Рыковцева: Сейчас мы видим на экранах в студии кадры «Евровидения-2005» в Киеве, когда все еще было хорошо. Наталья Подольская была, ее принимали, никаких проблем с пересечением границы.

Артур Гаспарян: Тогда тоже непростая была политическая ситуация, потому что это «Евровидение» случилось после «оранжевой революции». У нас тогда люди боялись одевать оранжевые шарфики, если у кого они были в гардеробе, выходить на улицу, потому что могли неправильно понять. Тоже ситуация была не очень, скажем прямо. Вся ирония судьбы в том, что именно те две страны, которые сейчас воюют, еще и вляпались в проведение конкурса «Евровидение». 43 страны участвует в конкурсе, и именно так получилось, что победила одна из тех двух стран в Европе, которые сейчас воюют. В одной из них проходит «Евровидение», вторая страна совершенно спокойно в этом поучаствовать не может, началась точка напряжения. Хотя, если бы победила австралийка, сейчас «Евровидение» проходило либо в Лондоне, либо в Германии, все прекрасно туда поехали без всяких истерик, скандалов, нот протеста, выяснений, выступала в Крыму, не выступала в Крыму. Так получилось, как получилось.

Елена Рыковцева: Митя Алешковский, ваша точка зрения?

Митя Алешковский: У меня есть несколько мыслей, которые не дают мне покоя. Во-первых, я послушал эту песню, и она мне кажется очень плохой. Я послушал текст, я послушал исполнение, мне кажется, у нее ужасный акцент. Я послушал песню «Молитва», которую она исполняла в шоу Аллы Пугачевой, она блестяще ее исполнила. Второе, мне кажется, мы попали в ситуацию, когда идиотами будут выглядеть все. Идиотами будет выглядеть украинская сторона, которая не пустит ее в Украину, потому что они не пустят инвалида из России из-за политических склок, из-за того, что идет война.

Елена Рыковцева: Не только поэтому, потому что она пересекла границу не тем способом, который был разрешен.

Митя Алешковский: Это полный идиотизм, на мой взгляд. Владислав Сурков, например, ездит на переговоры в Европу при том, что он в списке санкционном. Потому что есть вещи, которые вне этих историй, на которые можно закрыть глаза, потому что важно, чтобы Владислав Сурков был на переговорах в Европе. Важно, чтобы наша девушка была там, потому что это не имеет никакого отношения к политике. Раз уж вы приняли мировой конкурс, то принимайте и пускайте туда всех. Выдайте ей визу, как вы выдавали Ахмадинежаду для посещения ООН, где он мог посетить только квартал в Нью-Йорке, выдайте такую визу, но не занимайтесь ересью. Это с точки зрения, как может глупо выглядеть Украина. Второе — это как абсолютно по-идиотски выглядит Россия, даже не потому, что мы хотим поставить Украину в сложное положение, хотя, на мой взгляд, безусловно, хотим. Отвергать это, на мой взгляд, было бы странным. Мне кажется, что идиотами мы выставляем себя в первую очередь. У нас, извините, пожалуйста, ни в один дом, ни в один лифт, ни в один подъезд, за редкими исключениями, ни в один автобус нельзя заехать на инвалидном кресле. У нас для людей с заболеванием, которое диагностировано у этой девушки, ничего не делается государством практически, все делают благотворительные фонды. И мы выставляем — вот это наша гордость. У них в Ухте, как относятся к инвалидам, сколько людей с мышечной атрофией в Ухте получают достойную помощь и поддержку? А мы говорим, что это наша гордость. Мы выглядим абсолютно дико, лицемерно.

Елена Рыковцева: Давайте мы послушаем Юрия Богомолова. Ваше мнение, как вы увидели эту историю?

Юрий Богомолов: Я согласен с Алешковским, действительно ситуация такая. Я думаю, что Первый канал попал в определенную ситуацию, понятно, что Первый канал не хотел никого посылать, и Россия не хотела никого посылать. Решили избрать такой случай в надежде на то, что Украина не примет, тогда все замечательно. А если примет, будет сложная ситуация. Я хочу немножко апеллировать к каким-то литературным ситуациям, скажем, когда Остап Бендер собирал деньги в пользу голодающих Поволжья. Как это было здорово придумано — собирать для себя деньги в пользу голодающих детей Поволжья. Или вспомним пьесу «Трехгрошовая опера», мистера Пичема, короля нищих, который свое нищенское войско выводит вперед и решает свои сугубо личные задачи. Вот так сейчас выглядит в качестве Пичема, который пытается мобилизовать все наши эмоции по поводу инвалидности певицы и таким образом оказать определенное давление. То есть в принципе это нормальный, то есть очевидный эпизод информационно-шоубизнесовой войны с Украиной. Вот так я вижу эту ситуацию.

Елена Рыковцева: Мы пошли на улицы Москвы сегодня и спросили прохожих, почему Первый канал отправил именно эту певицу.
Почему Первый канал решил послать на «Евровидение» исполнителя в инвалидной коляске?
Елена Рыковцева: Игорь Кондратюк, продюсер украинский, может быть скажет нам, как они видят это там, действительно ли это серьезная угроза, что просто не пустят человека через границу.

Игорь Кондратюк: Я не СБУ и не погранконтроль украинский, я не знаю, как они решат. Она может оказаться в так называемых черных списках людей, которые нарушили правила пересечения границы с Украиной. Так же было бы удивительно, если бы человека, который нарушает правила пересечения границ с Россией, пускали бы в Россию или Америки в Америку. Это, к сожалению, юридические формальности. Конечно, нужно сказать, что Константин Эрнст — это один из лучших учеников Геббельса. Что касается собственно участницы, я скажу вам честно, она не вдохновляет своим пением абсолютно. Может быть это была ее мечта детская. Я девятый год сужу таланты в Украине, у нас были участники с инвалидностью, они действительно восторгали нас своей стойкостью, своим стремлением не жить будничной жизнью, а творить. Одна из таких участниц слепая певица из Полтавы, она не бог весть как пела, допускала фальшь в нотах, но тем не менее, зрители ее пожалели, потому что она была первая в нашем телевизионном пространстве трогательная такая история. Как эта история сыграет с Юлей, если ее допустят до конкурса, я не знаю. Конечно же, наверное, надо сделать исключение для этой девушки, в случае, если она нарушила законы украинские по пересечению аннексированного Крыма, сделать исключение для «Евровидения», пускай выступает. Этим мы сделаем правильный ход с точки зрения организаторов «Евровидения». Я считаю, что если ее не пустят, российская сторона в любом случае с этим не согласится. Но это наши законы, которые не дано нарушать никому, ни Януковичу, ни Юле.

Елена Рыковцева: Я должна внести одно уточнение, если я не ошибаюсь: по условиям «Евровидения» не может страна не впустить участника, если он не находится под уголовным преследованием. Внутреннее законодательство в специфической ситуации войны, необъявленной войны между Россией и Украиной, не учитывается «Евровидением». Если я все понимаю правильно, будут нарушены тем самым условия, которые прописаны «Евровидением». Поэтому скорее всего этого не будет. Я хочу перейти ко второй части обсуждения, оно серьезное, важное. Мы не знаем, мы можем только догадываться, связаны ли эти две истории — «Минута славы» и выдвижение Юлии. Конечно, выдвижение Юлии готовилось задолго, за несколько месяцев до того, как случилась «Минута славы». Но на «Минуте славы» произошел эпизод, который по-хорошему продюсерам следовало бы вырезать по этическим соображениям. Это был не прямой эфир — это была запись. Но этот эпизод был оставлен в эфире, вызвал шквал обсуждений, недоумений. И возникло какое-то ощущение, что неслучайно он был оставлен, а для того, чтобы подогреть интерес к фигуре, которая появится чуть позже. Давайте мы этот эпизод посмотрим.
Скандал на «Минуте славы»
Елена Рыковцева: После этого, как известно, случился скандал. После этого скандала принесены были извинения обоими членами жюри, Владимиром Познером и Ренатой Литвиновой этому человеку. Я хочу сейчас момент извинений Владимира Познера тоже вам показать, потому что там очень важные вещи он говорит, участник этого шоу.
Извинения Владимира Познера
Елена Рыковцева: После этого очень долго и путанно говорит Рената Литвинова — это лучше не слушать. Мы дадим ссылку на страницу Первого канала, все желающие насладиться этим смогут это сделать.

Продолжение текста скоро, звук и видео всей передачи уже здесь

http://www.svoboda.org/a/28367026.html 

Посмотреть также...

России не нужен сильный Иран

10/22/2017. 08:46:37 Визит российского министра обороны, — это не визит политика или дипломата. Это визит специалиста, …

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: