Images may be subject to copyright. Find out more

Нам есть, куда уехать

Реклама

05/10/2019  14:55:16

«То, что оправдывает
Одиночество и разочарование,
Это простая истина, доказывающая,
Что нам, в сущности, некуда идти»

Это — строки из стихотворения «Доверенность» Давида Авидана, опубликованного в 1960 году. В 1960-м идти было, действительно, некуда. Холодная война в разгаре, разрушенная Европа лишь начинает восставать из руин, в которые ее ввергла Вторая мировая война, в США евреев все еще не пускают в кантри-клубы…

Реальность того времени не имеет ничего общего с сегодняшним днем. Европа и США, равно как и Канада и Австралия, охотно принимают людей одаренных и образованных. Антисемитизм давно перестал быть узаконенной нормой, оставшись достоянием маргиналов. Свободный рынок во всем мире воспринимается, как само собой разумеющееся, и свободное перемещение товаров естественным образом привело и к свободному передвижению людей.

«Доверенность» Авидана – отчаянный крик души. Сегодня это стихотворение превратилось в колыбельную для тех, кто предпочитает закрыть глаза на происходящее. Но, по официальной статистике, в одних только США проживают около 700 тысяч израильтян. Это значит, что каждый десятый еврей решил покинуть страну и жить в Америке. Обратный же путь за все время существования нашего государства проделали менее 150 тысяч человек.

Таковы пропорции. В последние годы с большой помпой празднуется прибытие в Израиль нескольких тысяч репатриантов из Франции, но прежде, чем приглашать в клуб новых клиентов, стоит поработать над сохранением клиентской базы. Потому что простая истина состоит в том, что уже есть, куда ехать. Я сейчас живу в часе езды от Силиконовой долины. Тут живет огромное количество израильтян. Фирмы хай-тека мечтают об израильских работниках, пользующихся превосходной репутацией. Из разговоров со здешними израильтянами становится ясно, что положение в Израиле – в сферах безопасности, экономики, политики и религии – является главной причиной, подтолкнувшей их к решению уехать, а уехав – не возвращаться.

Израильтяне говорят о том, что правительство в последнее время их не замечает, а если и замечает, то не хочет их. О том, что правительство сознательно наносит удар по всему, что им дорого. По правам женщин, по равенству ЛГБТ, по общественной среде светских жителей. Они чувствуют, что страна изрыгнула их.

Результаты последних выборов придали еще большее оправдание их решению уехать и не вернуться. Эти выборы, похоже, подтолкнут и тех, кто еще не уехал, преодолеть порог сомнений и принять такое же решение. Те, кто в прошлом хотел поменять народ, убеждается: да, сегодня поменять его возможно.

Естественно, Америка – не рай земной, здесь хватает своих проблем, а перемена места всегда нелегко дается. Израильтяне и евреи обладают глубокой культурной идентичностью, что создает еще один уровень сложности. Но люди во все времена эмигрировали. Соединенные Штаты от начала и до конца построили эмигранты. В мире, где эмиграция реально возможна, решение уехать постоянно маячит на горизонте. В дни, когда так популярны либертарианские лозунги «свободы от государства», так ли уж странно, что люди задумываются об отъезде из государства?

В наши дни страны борются за то, чтобы талантливые люди их не покидали. Страх перед «утечкой мозгов» вполне реален, это принимается во внимание при составлении государственного бюджета. Создается впечатление, будто правительства Израиля последнего времени не осознали эту новую реальность и делают все, чтобы держать своих лучших сынов подальше от страны. Министры разжигают ненависть к левым, высмеивают «ашкеназские элиты», строя на этом свою политическую карьеру. Быть левым и светским – значит, стать объектом постоянной клеветы и шельмования. «Они не настоящие евреи», «Они недостаточно лояльны», «Они оторваны от своей еврейской идентичности», «Они далеки от народа». Статус женщины падает, их права менее защищены. Члены ЛГБТ- сообщества дискриминируются, их оскорбляют и унижают. Реформистское и консервативное течения иудаизма не признаются и становятся объектом нападок.

Правительство народа, правительство для народа – таков фундаментальный принцип национального государства. Но создается впечатление, что правительство нашего национального государства сознательно направляет свою деятельность против половины народа, а то и против всего народа в целом.

Когда гражданин отправляет своих детей в школу, а по их возвращению домой он узнает, что на уроке религиозная девушка–волонтер, несущая национальную службу, втолковывала им, что такое «иудаизм» — он понимает, что его неписанный договор с государством нарушен. Когда рядом с его домом падают ракеты, а премьер-министр с гордостью сообщает, что «статус кво» удалось сохранить — он понимает, что его договор с государством нарушен. Когда он видит, что депутаты Кнессета заняты принятием закона о парламентской неприкосновенности, который даст им возможность избежать судебного преследования, и тем самым они ставят себя превыше закона — он понимает, что его договор с государством нарушен. Когда гражданин мечтает о безопасном будущем для своих детей, но слышит от премьер-министра обещание «вечно будем жить с мечом в руке» — он понимает, что его договор с государством нарушен.

Речь идет не только о сложностях и провалах, таких, как стоимость жизни, жилищный кризис или коллапс системы здравоохранения. При наличии общности и единства подобные проблемы можно преодолеть. Но утрату доверия гражданина к государству преодолеть невозможно, ибо следствием ее становится отчуждение, а за ним идет разрыв.

И потому трудно высказывать претензии к 700 тысячам израильтян, живущим в США, и едва ли стоит удивляться, когда их число перевалит за миллион. Когда наши дети-солдаты войдут в Газу в рамках кампании «Облачный столп — 17», их дети получат университетские дипломы.

А до тех пор новоявленные элиты будут праздновать союз между национальным правым лагерем, с его характерным комплексом вечной жертвы, и лагерем ультра-ортодоксов. До тех пор они будут оправдывать превращение Израиля в государство-изгой тем, что за критикой Израиля, конечно, всегда скрывается антисемитизм, а антисемитизм – доказательство того, что мы – избранный народ. Последнее, чего они хотят — это чтобы Израиль был нормальным государством. А нормальные люди, увы, хотят жить в нормальной стране.

Томер Персико, «ХаАрец», М.Р. К.В. 

detaly.co.il/nam-est-kuda-uehat/

Материал предоставил Golani Israeli 

Посмотреть также...

NYT: Израиль планировал более масштабную атаку на Иран, но передумал

04/22/2024  13:48:25 Новости 11:25 Израиль отказался от планов гораздо более масштабного контрудара по Ирану после …