09/19/2019 07:35:07
Надпись, помещенная в экспозицию Музея Израиля, доступна каждому ребенку, который может читать на иврите.
Надпись периода Второго Храма, содержащая полное название Иерусалима.

Уникальная находка археологов Иерусалима была представлена месяц назад, во время совместной пресс-конференции Израильского Управления древностей и Музея Израиля.
Речь идет о первой в своем роде надписи на иврите, относящейся к периоду Второго Храма (первый век до нашей эры), в которой название города Иерусалима написано с использованием той орфографии, которая знакома нам сегодня.
Надпись была найдена минувшей зимой недалеко от столичного Международного центра конгрессов «Биньяней-ха-Ума» во время раскопок в преддверии строительства нового шоссе. Раскопками руководила Данит Леви (Израильское Управление древностей), они осуществлялись и финансировались компанией развития Иерусалима «Мория» и Управлением по развитию израильской столицы. В ходе раскопок был открыт фундамент постройки римского периода, который был усилен фрагментами колонн. Самым важным открытием стал каменный барабан колонны, повторно использованный в римском сооружении, на котором была найдена арамейская надпись ивритскими буквами, типичными для периода Второго Храма — времени царствования Ирода Великого. Надпись гласит: «Ханания сын Додалоса из Иерусалима».
Профессор Идо Бруно, директор Музея Израиля: «Как житель Иерусалима, я очень рад прочитать эту надпись, сделанную 2000 лет назад, особенно когда я думаю, что эта надпись будет доступна каждому ребенку, который может читать и использует тот же алфавит, который использовался два тысячелетия назад. Важное и интересное сотрудничество между Управлением древностей и Музеем Израиля дает общественности возможность знакомиться с важными находками со всей страны, пополняя свои знания древних культур, которые развивались в Израиле в течение многих поколений».
Д-р Юваль Барух, археолог Иерусалимского округа Израильского Управления древностей, и профессор Ронни Райх из Хайфского университета, которые прочитали и изучили надпись, отмечают, что надписи « надписи времен Первого и Второго Храмов, в которых упоминается Иерусалим, встречаются довольно редко, и особая редкость — полное написание имени Иерусалим», как мы его знаем сегодня. Обычно в надписях использовались сокращения. На данный момент это единственная каменная надпись периода Второго Храма с полной орфографией. Такое написание до сих пор встречалось только один раз — на монете эпохи Великого восстания против римлян (66-70 г. н. э.). Необычное написание также подтверждается в Библии, где Иерусалим упомняут 660 раз, и только 5 раз, в относительно поздних текстах, мы встречаем полное написание (Иеремия 26 : 18, Эстер 2: 6, 2-я Паралипоменон 25: 1, 2-я Паралипоменон 32: 9 и 2-я Паралипоменон 25: 1).
По словам главного куратора археологии в Музее Израиля Дуди Мевораха, «археологический контекст надписи не позволяет нам определить, где она находилась изначально или кем был Ханания, сын Додалоса. Однако есть вероятность, что он был мастером-гончаром и сыном гончара, который принял имя из греческой мифологии — Дедала, печально известного мастера. Интересно, что ему было важно указать в надписи на свое иерусалимское происхождение».
Раскопки в районе Международного центра конгрессов «Биньяней-ха-Ума», где была сделана эта уникальная находка, идут уже в течение многих лет. Данит Леви и д-р Рон Беери из Управления древностей, работавшие там в последнее время, сумели постепенно раскрыть значительную часть древнего гончарного квартала, производившего утварь и посуду для жителей Иерусалима более чем 300 лет подряд — от времен Хасмонеев до поздней римской эпохи. По словам Данит Леви, «это крупнейшее древнее керамическое производство в районе Иерусалима». В более поздний период Второго Храма, особенно во времена правления Ирода, здесь делалась в основном кухонная утварь. По всей территории объекта были обнаружены мастерские, организованные в производственные единицы, включавшие в себя печи для обжига, бассейны для подготовки глины, оштукатуренные цистерны, ритуальные ванны и рабочие помещения для сушки и хранения сосудов.
Рядом с «промышленным районом», естественно, возникла и развилась небольшая деревня. Горшки продавались в больших количествах населению Иерусалима и его окрестностей, а также «гостям города» — паломникам. После разрушения Иерусалима в 70 году н.э. гончарные мастерские возобновили свою деятельность в гораздо меньших масштабах и функционировали до начала II века н.э., когда римский 10-й легион разместил на этом месте собственную основал свою мастерскую для массового производства керамических строительных материалов — черепицы, кирпичей и труб, наряду с типичными для римской армии сосудами для хранения и посудой. Легионные печи и их продукты экспонируются сегодня в «Биньяней-ха-Ума» и в Музее Израиля.