Фото: Alexander Nemenov Pool via Reuters

Москва-на-Иордане: зачем Кремлю палестинцы

Реклама

05/26/2020  17:55:34

«Это полная чушь,

– сказал российский замминистра иностранных дел Михаил Богданов агентству ТАСС в ответ на слухи о российском предложении организовать американо-палестинский саммит. –

Фантасмагорию какую-то выдумывают сами. Просто смешно, просто бред. С потолка берут, фантазируют и приписывают, что я какое-то предложение внес. У нас единственное предложение – выполнять резолюцию СБ ООН по палестино-израильскому урегулированию, вот и все».

22 мая представители ближневосточного «квартета» по мирному процессу – США, Россия, Евросоюз и ООН – собрались на виртуальную встречу, но, насколько известно, не обсуждали такой саммит для продвижения мирного плана президента Дональда Трампа. Россия категорически ему противится, так же как и палестинцы, которые объявили, что в дополнение к приостановлению всяческой координации с Израилем в сфере безопасности и во всех других сферах они прерывают связи с ЦРУ.

Пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова подтвердила, что 21 мая Богданов говорил по телефону со спецпосланником президента США Ави Берковичем, но сказала, что во время этой беседы

«Россия просила возобновить прямые переговоры между Израилем и палестинцами».

С другой стороны, 20 мая в телефонной беседе с новым израильским министром иностранных дел Габи Ашкенази его российский коллега Сергей Лавров сказал, что его страна готова сыграть роль в израильско-палестинском диалоге, основанном на международном праве, решениях «квартета» и арабской мирной инициативе.

У палестинцев несколько иная версия. По словам палестинского бизнесмена и известного общественного деятеля на Западном берегу Муниба аль-Масри, палестинцы рассматривают возможность проведения международного саммита в Москве, и их представители находятся

«в контакте со всеми странами мира и надеются, что Москва в самом деле сделает саммит возможным. Это необычайно важный вопрос, потому что Соединенные Штаты перестали быть честным посредником».

На протяжении многих лет Россия воздерживалась от того, чтобы заниматься палестинской проблемой, несмотря на свое членство в ближневосточном «квартете». Это была явная американская арена, на которой Москва не играла никакой активной роли. В марте этого года российские официальные лица встретились с главой политбюро ХАМАСа Исмаилом Хания, который просил российского содействия для достижения внутрипалестинского перемирия между ХАМАСом, контролирующим сектор Газа, и ПА во главе с ФАТХом на Западном берегу. Но до сих пор в этом деле не было никаких отпечатков пальцев России, кроме ее усилий добиться прогресса в обменной сделке палестинских заключенных и без вести пропавших израильтян, в которую были вовлечены и другие страны, но пока безрезультатно.

Теперь, когда в Израиле сформировано правительство национального единства, и в свете решения премьер-министра Биньямина Нетаниягу сделать в июле  необходимые шаги для аннексии частей Западного берега, появились новые возможности для участия Москвы. Если до сих пор израильское правительство говорило об аннексии одним голосом, Россия, по всей видимости, почуяла параллельный канал через Ашкенази и его коллегу по партии «Кахоль-лаван», вице-премьера Бени Ганца, который также занимает пост министра обороны.

Ганц и Ашкенази неоднократно повторяли, что они поддерживают мирный план Трампа, но (в данную минуту) выступают против односторонних шагов, способных вызвать всплеск ответного насилия среди палестинцев и необратимо повредить связям Израиля и Иордании – как и связям, которые Израиль установил с несколькими арабскими государствами.

Несколько дней назад Россия выразила свое резкое осуждение аннексии в заявлении своего МИДа: «Россия неоднократно предупреждала своих израильских партнеров против выполнения односторонних планов, которые противоречат международному юридическому обоснованию поселений на Ближнем Востоке… Такие экспансионистские действия Израиля спровоцируют опасный виток насилия на палестинских землях и приведут к дестабилизации общей ситуации на Ближнем Востоке».

Хотя по контрасту с Евросоюзом Россия не детализировала и не угрожала теми санкциями, от которых Израиль может пострадать в случае аннексии, сам факт, что она заняла твердую публичную позицию, требует от Израиля обдумать последствия, которые будет иметь аннексия для его отношений с Москвой — особенно принимая во внимание, что Россия держит все карты, когда дело доходит до позволения израильских военных действий в Сирии. Израильская рабочая версия состоит в том, что Россия не будет связывать воедино сирийскую и палестинскую арены, потому что в Сирии израильские военные действия служат российским интересам, оттесняя Иран и гарантируя благополучие режима сирийского президента Башара Асада.

Это предположение также поддерживается традиционной стратегией, по которой в конфликтах на Ближнем Востоке Россия всегда предпочитала действовать в сотрудничестве с другими странами, нежели предпринимать односторонние шаги.

В результате в Ливии Россия действовала вместе с Египтом и ОАЭ, а в Сирии установила партнерские отношения с Турцией и в ограниченной степени – с Ираном. В обеих конфликтных зонах Россия воспользовалась отсутствием Соединенных Штатов. В то же время она находит новые места для прорыва на Ближнем Востоке – даже в тех странах, которые считались явными партнерами Вашингтона.

В результате такой политики Россия добилась влияния в Египте, подписав соглашение о продаже Каиру двадцати истребителей «Сухой-35». Она также стала инвест-партнером Саудовской Аравии, несмотря на нефтяную войну между двумя странами.

Похоже, Россия воспринимает палестинскую арену, как цель – не столько из-за того, что Москва спит и видит, как бы разрешить израильско-палестинский конфликт, а, скорее, из-за того, что это – еще одна арена, где американские акции пошли вниз, и палестинцы ищут нового могучего партнера.

Каждый, кто подгоняет израильскую аннексию на Западном берегу, должен принять в расчет тот факт, что помимо давления, оказываемого на Израиль, такой шаг может привести к борьбе основных сил – между Россией и Европой, с одной стороны, и Соединенными Штатами и Израилем, с другой. Это не совсем то теплое, уютное местечко, где хотел бы оказаться Израиль.

Цви Барэль, «ХаАрец», Р.Р. Фото: Alexander Nemenov Pool via Reuters˜

detaly.co.il/moskva-na-iordane-zachem-kremlyu-palestintsy

Посмотреть также...

NYT: Израиль планировал более масштабную атаку на Иран, но передумал

04/22/2024  13:48:25 Новости 11:25 Израиль отказался от планов гораздо более масштабного контрудара по Ирану после …