Пандемия коронавируса, массовые протесты в США по поводу убийства Джорджа Флойда, сохраняющаяся интрига в преддверие американских выборов… Создается впечатление, что в мире происходит череда совершенно непредсказуемых событий, способных изменить ход истории. Однако доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО, член Совета по внешней и оборонной политике России Андрей Безруков уверен: происходящее сегодня было довольно предсказуемо, и даже сейчас вполне возможно прогнозировать будущее.

Прогнозированием Андрей Безруков начал заниматься еще в Соединенных Штатах в рамках организации World Future Society – правда, под именем американца канадского происхождения Дональда Ховарда Хитфилда. Именно под такой легендой Андрей, будучи разведчиком-нелегалом, вместе со своей супругой Еленой Вавиловой (Трэйси Ли Энн Фолиболее 20 лет жили за рубежом: сначала в Канаде, а затем в США. Американская карьера русского разведчика была прервана арестом ФБР ровно 10 лет назад. Именно тогда в результате предательства бывшего полковника Службы внешней разведки (СВР) России Александра Потеева американская контрразведка раскрыла сеть из десяти глубоко законспирированных нелегалов. В результате последовавшего вскоре после ареста обмена задержанные россияне вернулись домой.

Ранее Елена Вавилова уже рассказывала ForumDaily о подготовке к нелегальной разведке, шпионских хитростях и сложностях двойной жизни. Андрей Безруков, в свою очередь, поделился с нами прогнозами о том, к чему приведут беспорядки в США, что повлияет на результат президентских выборов и каким будет мир через десять лет.

Беспорядки и выборы

По словам Андрея Безрукова, до кризиса, вызванного пандемией и последующими беспорядками, победа Дональда Трампа на ноябрьских выборах казалась практически неизбежной.

«Если посмотреть на фундаментальные факторы, от которых, фактически, зависел весь предвыборный расклад, они играли в пользу Трампа. Это работающая экономика и разобщенная Демократическая партия. У Трампа, конечно, есть проблемы, но у Байдена их очевидно больше. Демпартия уже много лет находится в состоянии внутренней борьбы между центристами, которые пришли к власти в период президентства Билла Клинтона, и молодым левым крылом, которое пытается вырвать у них власть. Такая деконсолидированность партии при отсутствии знакового, харизматического лидера становится одним из выжнейших факторов, влияющих на исход выборов»,

– поясняет аналитик.

По словам Андрея Безрукова, протесты против полицейского произвола, начавшиеся после убийства афроамериканца Джорджа Флойда при задержании полицией Миннеаполиса, парадоксальным образом сыграли на руку демократам, так как дали шанс объединить разрозненную партию.

По теме: Рассекреченные файлы: как натренированные ЦРУ голуби и дельфины шпионили за СССР

«Пока неясно, насколько это у них получилось. Если они перегнут палку, может начаться обратная волна. К тому же участие в протестах левых радикалов дискредитирует «умеренных» демократов, а потому тоже играет за Трампа. Тем не менее, коронавирус несколько подорвал его позиции – притом, что вызванный им кризис ослабил всех игроков без исключения и еще больше расшатал систему. Мне кажется, исход надвигающихся выборов будут решать персоналии. Очень многое зависит от того, насколько Трампу удастся сохранить свой электорат, и насколько демократические избиратели будут считать Байдена приемлемой для них фигурой. Не стоит также забывать о дебатах, на которых Трамп обычно держится уверенно»,

– рассуждает эксперт МГИМО.

Тем не менее, Андрей Безруков признает: в свете последних факторов с уверенностью предсказать результат президентских выборов в США стало практически невозможным.

«Я все же думаю, что победит Трамп, хотя вероятность этого стала намного меньше, чем была несколько месяцев назад. Одно можно сказать наверняка: это будут очень сложные выборы, и 4 ноября можно ждать новых уличных протестов»,

– предсказывает он.

Новые элиты

При этом Безруков подчеркивает: в отличие от прогнозов многих «горячих голов», в полноценную революцию ноябрьские протесты также не перерастут.

«Для революции нужны ключевые факторы: когда «верхи не могут, а низы не хотят» жить по-старому, и, плюс к этому, конкретная политическая сила, готовая взять власть. Пока в Америке нет силы, готовой к этому. Это означает, что патовая ситуация будет длиться еще года четыре, а то и восемь – пока между элитами не выстроится какой-то консенсус. Я боюсь, нам придется ждать до тех пор, пока в политическую элиту США не придут новые люди, у которых будут новые интересы. Тогда им придется договариваться между собой. До этого момента ситуация будет достаточно нестабильной, однако значение этой нестабильности не стоит преувеличивать. Экономика, к примеру, спокойно может работать на фоне любых разногласий в правительстве»,

– заключает Андрей Безруков.

Эти новые элиты, по прогнозу бывшего разведчика, возникнут примерно через десять лет, и будут более благосклонны к России.

«У них будут другие проблемы. Россия и сегодня не является идеологическим противником или экономическим конкурентом Соединенных Штатов. Она является конкурентом с точки зрения глобального влияния и «врагом» с точки зрения военного противостояния. Однако с военной точки зрения обе страны могут уничтожить друг друга, и осознание этого является скорее стабилизирующим фактором. Оно не убавляет напряженности и не прибавляет ее. Что касается сфер влияния, скорее всего, новые элиты начнут переходить к концепции США как самого сильного игрока в геополитике, признающего, тем не менее, и другие сферы влияния. К тому же реальным конкурентом США является Китай, а не Россия, а борьба с Китаем и Россией одновременно бесперспективна», – полагает Безруков.

Фото предоставлено Андреем Безруковым

Ожидаемый сюрприз пандемии

В своей книге «Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего» Андрей Безруков ввел понятие «большого сюрприза». Тем не менее, поразившую весь мир пандемию коронавируса он не считает слишком уж большой неожиданностью.

«Мы знаем, что таких вирусов будет все больше, потому что «скученность» людей увеличивается, человек живет бок о бок с природой, а распространение вирусов многократно увеличивается за счет авиаперевозок. Что касается версии о лабораторном происхождении вируса – это такая же гипотеза, как любая другая, и, как любую гипотезу, ее надо проверять. Пока же здесь не будет проведено серьезного научного расследования, позиция того, что коронавирус имеет естественное происхождение, будет доминировать. К тому же она непротиворечива: похожие вирусы существовали и раньше, и вместе с тем каждый вирус ведет себя по-новому»,

– полагает бывший разведчик.

При этом, по словам эксперта, коронавирус уже серьезно изменил мир.

«Очевидно, что экономику придется во многом перестраивать, вкладывая средства в новые процессы, в первую очередь связанные с виртуальным взаимодействием людей. Это приведет к децентрализации отдельных систем и процессов. Конечно, отдельная перестройка коснется и медицинской отрасли, наиболее затронутой коронавирусом. Но мне кажется, что Россия довольно хорошо готова к этому, и обладает ресурсом для борьбы с последующими эпидемиями. Да, система могла отреагировать лучше, но и на данный момент она отреагировала удовлетворительно. Что касается вопросов перехода в «цифровой» режим работы, таких, как безопасность коммуникаций, они все равно неизбежно возникали по мере цифровизации экономики. Коронавирус просто ускорил эти процессы»,

– поясняет Андрей Безруков.

Личность в истории и в шпионаже

В силу своей уникальной биографии Андрею Безрукову удалось увидеть изнутри не только американское и российское общество, но и политические элиты обеих стран. Однако, по его мнению, роль личности в истории нельзя слишком переоценивать ни в одной из систем, поскольку любой лидер так или иначе вынужден зависеть от общественных запросов.

По теме: Как спецслужбы СССР заподозрили в американском писателе ‘колхозного шпиона’ и следили за ним

«Лидер наследует те проблемы, которые есть. Он не может просто так выйти из контекста, в котором находится. Однако, пребывая в этом контексте, он обладает достаточно широким простором для маневра. Здесь он может либо использовать шанс, либо нет, а может быть, и просто его не увидеть – это зависит от его таланта как руководителя. Однако существуют вещи, которые он обязан делать и не может игнорировать. Да, велик шанс, что лидер может кардинально изменить историю, однако даже это он делает на базе уже существующих предпосылок. Правители не способны сами создать фундаментальные факторы. Словом, роль личности в истории можно оценить в соотношении 50/50», – считает Андрей Безруков.

По его словам, российская система более централизована, чем американская, и это, конечно, влияет на процесс принятия решений, однако человеческий фактор никто не отменял. Точно также бывший шпион уверен: при всех тенденциях дальнейшей цифровизации и развитии технологий роль «личности» в разведке продолжает оставаться значимой.

«Наверное, такой же вопрос встал в момент начала книгопечатания: зачем нужно подслушивать разговоры, если можно перехватывать документы? Но человеческий фактор никогда не исчезнет. Решения принимают люди, и все процессы строятся вокруг людей. Методы взаимодействия могут быть какими угодно, однако разведка – это одна из древнейших профессий, и меняется в ней только антураж»,

– убежден он.