Где граница между журналистикой и СМИ?

Реклама

КЛИКНИТЕ НА РЕКЛАМУ — ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ «РИШОНИМ»

06/22/2020  15:51:36

Разница между СМИ и журналистикой лучше всего видна на двух известных примерах – Дани Кушмаро (12-й канал) и Равива Друкера (13-й канал), которого Нетаниягу недавно предложил посадить в тюрьму.

Равив Друкер – не СМИ. Так же, как следственное спецподразделение 433 – не «полиция». Друкер – это журналистика. Кушмаро – СМИ. В защите свободы слова нуждаются не СМИ, а журналистика. Друкер сделал все, что делает журналист: раскрыл то, что от нас хотят скрыть. В этом – задача свободной журналистики.

Свободная журналистика – это журналистика, задающая вопросы. Изумление и комплименты журналистке, которая осмелилась задать главе правительства острый вопрос, только доказывают, до чего редким явлением стал профессионализм и до чего он может быть опасен. Лишние вопросы могут поставить под угрозу заработок журналистов. В то же время СМИ ничем не рискуют. Они умеют промолчать. На 12-м канале ни слова не скажут о газовой монополии. А на 13-м – о Блаватнике и его цементной монополии.

Журналистика сообщает нам о том, что мы должны знать, а СМИ – о том, что мы хотим знать. Мы не хотим знать ни о связях бизнеса и СМИ, ни о связях Нетаниягу с Блаватником. Да и чего мы вообще хотим? Сидеть перед телевизором и радоваться («расчувствоваться» тоже подходит).

Программа журналистских расследований Друкера «Макор» («Источник») не радует. Она каждый раз доказывает нам заново, какие же мы фраера и как нам дурят голову. Блаватника она тоже не радует – она приносит ему только сильную головную боль и ничтожный рейтинг: 5,9 против 21,4 у сатирической программы «Эрец неэдерет» («Замечательная страна»). Блаватник не будет в трауре, если Друкер уволится. В СМИ тоже никто не пустит слезу. В тот день, когда Нетаниягу порекомендовал посадить Друкера в тюрьму, все его коллеги промолчали. Опасение крохотной потери рейтинга в пользу конкурентов было сильнее ущерба для свободной журналистики.

Народу нет дела до свободной журналистики. У него и так все – СМИ. По его мнению, задача СМИ – сообщать ему информацию, которую передает правительство. Иных ожиданий у него нет, тем более – критики. Он уверен, что обозреватель по вопросам здравоохранения – вообще пресс-секретарь минздрава, как военный обозреватель – пресс-секретарь ЦАХАЛа.

Не то, чтобы у народа не было вопросов. Но нет никого, кто бы ему ответил: он хочет знать, в чем разница между «больными» и «зараженными», и между последними и «выявленными больными». Он пытается разобраться в логике противоречивых указаний: почему в автобусе можно толпиться, а в поезде нельзя? Почему свадьбы – да, а дискотеки – нет?

Народ хочет знать, где кончается лапша и начинается медицина, где кончается политика и начинается здравоохранение. Но вместо ответов он получает «драму». 20 человек, подключенных к аппаратам ИВЛ – драма. Тридцать – эпидемия. Драма – это рейтинг, и его держат на медленном огне: вот начнется вторая волна – тогда он и полыхнет.

Когда лекарство – только драма, народ ищет ее в другом месте. Хватит тыкать нам в нос штрафами, рушить бизнес и гробить жизнь. Глава правительства строит из себя врача: учит нас сморкаться и выписывает целый коктейль предостережений, угроз и запугивания. Пойди разберись, что из этого тебе поможет, а что прикончит. Все его назначения, все заявления были призваны помочь не тебе, а ему.

Он – человек-оркестр, бросается от одного инструмента к другому, чтобы с их помощью заглушить всех остальных. Друкер обвиняет его в получении взятки? Он кричит: «Бросить его в тюрьму». Частники гневаются? Он сыграет им «Аннексию сейчас». Потом он извинится. Это – его система: подстрекай сейчас, тут же осуждай, а после извиняйся (это вообще не я). Самое правильное сказать: «Я сожалею» (вместо среднего пальца).

Он разбрасывает маленькие мины большой мощности. Если мина «второй волны» не рванет, мина аннексии сделает свое дело. Если это окажется блефом, он пойдет на выборы и объявит экономическое, военное или медицинское чрезвычайное положение. Все открыто, все дозволено.

Йоси Клайн, «ХаАрец», Р.Р. На фото: Равив Друкер (слева), Дани Кушмаро. Фото: Томер Аппельбаум.˜

КЛИКНИТЕ НА РЕКЛАМУ — ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ «РИШОНИМ»

Посмотреть также...

Ответный удар по Ирану: у Израиля есть 4 варианта

04/16/2024  12:13:52 Израилю предстоит доказать аятолле Хаменеи, что тот ошибся в своих расчетах Рон Бен-Ишай …