Фото: пресс-служба

Либерман нацелился на Минфин

01/18/2021  11:59:53

«Вопросы экономики в последние дни встали особенно остро, после того как были опубликованы данные бюджетного дефицита, достигшего в 2020 году чудовищного размера в 160 млрд шекелей — 117% ВВП. Как покрыть такой дефицит? Поднимут ли налоги? Будут ли новые сокращения? Кроме дефицита, а это кредиты, которые в ближайшие сто лет будут выплачивать наши дети, внуки и правнуки, есть еще и другие показатели: 800 тысяч безработных, 40-процентный рост числа банкротств, в этом году достигший числа в 80 тысяч. О чрезвычайной экономической антикризисной программе — в интервью «Маарив — Софшавуа»:

Либерман нацелился на Минфин

В эксклюзивном интервью «Маарив — Софшавуа» лидер НДИ Авигдор Либерман представил свою чрезвычайную экономическую программу.

Йегуда Шарони
17.01.2021
Источник:mnenia.zahav.ru

Авигдор Либерман прославился своим снайперским огнем по Нетаниягу и Ганцу и не намерен спускать им ничего. Но более всего волнует Либермана в этой избирательной кампании экономика, за которую в НДИ отвечает очень эффективный депутат Одед Форер. Вопросы экономики в последние дни встали особенно остро, после того как были опубликованы данные бюджетного дефицита, достигшего в 2020 году чудовищного размера в 160 млрд шекелей — 117% ВВП. Как покрыть такой дефицит? Поднимут ли налоги? Будут ли новые сокращения? Пока непонятно.

— Зачем Вам эти экономические ужасы?

— Вы правы, ситуация чудовищная. Кроме дефицита, а это кредиты, которые в ближайшие сто лет будут выплачивать наши дети, внуки и правнуки, есть еще и другие показатели: 800 тысяч безработных, 40-процентный рост числа банкротств, в этом году достигший числа в 80 тысяч. Кроме того, не было бюджета на 2020 год и не будет на 2021 — это если предположить, что не будет пятых выборов подряд. И даже если в конце мая будет сформировано правительство, 2021 год будет для экономики потерян.

— Вы описали ситуацию лучше меня. Так зачем же Вам Минфин?

— Потому что я считаю этот пост сейчас самым важным для страны и ее граждан. За исключением поста главы правительства. Конечно, я хочу быть главой правительства, но в нынешних обстоятельствах предпочитаю взяться за решение самой важной задачи, а это — спасение экономики. Если продолжать в том же духе — нас ждет неминуемая катастрофа. Я сопровождаю принятие и выполнение всех госбюджетов с 1996 года, когда стал гендиректором министерства главы правительства. Не думаю, чтобы кто-то лучше меня может справиться с нынешней ситуацией. Я занимал все мыслимые руководящие посты, повидал все на свете. Я намерен реализовать экстренную программу спасения экономики — подобную той, что была реализована в 1985 году.

— Хорошо. А как Вы намерены покрыть дефицит?

— Моя доктрина в этой сфере стоит на трех китах: экономический рост, занятость и гарантии слабейшим. Тут не надо изобретать колесо — были и до нас люди неглупые, справлявшиеся с не менее сложными ситуациями. Необходимо увеличить государственные инвестиции в проекты совершенствования инфраструктуры и транспорта. Мы стали одной из самых «стоящих в пробках» стран Европы, а это бьет по производительности труда. Необходимы вложения так же и в развитие связи. Оптоволоконная связь на периферии наряду с развитием дорожной сети ускорит абсолютно все. Многие инфраструктурные и транспортные проекты, равно как и расширение сети опреснительных станций, можно осуществить в ускоренном режиме.

— Вы говорите о рычагах экономического роста, но как покрыть дефицит в 160 миллиардов?

— Одна из важнейших мер — резкое урезание количества министерств и ведомств, достигших аж 35-ти. Надо урезать зарплаты министров, депутатов Кнессета и директоров государственных компаний. Другой источник средств — экономический рост. Одной из мер повышения общей производительности труда должно стать создание ситуации, вынуждающей ортодоксов идти работать, причем официально, а не «по-черному», как сейчас. В этом секторе работают 52-53% мужчин. Если довести занятость там до общих показателей, это будет означать поступление еще 20 миллиардов в казну.

Если не будет выхода, придется урезать пособия на детей. Выплата пособий на пятого и более ребенка — это прямое поощрение сверхвысокой рождаемости и безделья в ультраортодоксальном и бедуинском секторах. 140 тысяч «аврехов» и студентов ешив ежемесячно получают индивидуальные пособия, а есть еще дотации самим ешивам. Эти абсолютно лишние траты необходимо аннулировать немедленно и полностью.

— Хорошо, но кроме ортодоксов надо урезать расходы целого ряда ведомств, в том числе министерства обороны. Как это сделать?

— Самое простое — это урезать бюджеты всех министерств поровну, как это и делали у нас постоянно. Я же предлагаю урезать там, где это нужно и, конечно, закрыть никому не нужные министерства. К примеру, в последнее десятилетия самый большой рост финансирования был обеспечен министерству по делам религий. Что же касается бюджета МО, то тут мы слышим очень много популизма. Я был министром обороны и могу компетентно утверждать, что деятельность этого ведомства — один из важнейших рычагов экономического роста во всей стране. На этом посту я добился перевода предприятий оборонной промышленности в Негев, и это было важно и нужно и с оборонной, и с экономической точек зрения. Сейчас на повестке дня перенос городка разведслужб и создание в Негеве крупнейшего на Ближнем Востоке научного центра. Все это создает рабочие места на периферии и содействует рассредоточению населения. Оборонный бюджет призван дать ответы оборонным угрозам. Угроз хватает, а ответов у нас пока нет.

— Вовсю идут разговоры о повышении налогов. Что скажете?

— Тут надо быть очень осторожным. Вопрос очень неоднозначный. Прежде всего, надо посмотреть, что творится в плане объемов налоговых выплат. Не уверен, что утяжеление налогового бремени — лучший способ противостояния кризису. Очень может быть, что именно это приведет к обратному результату — к снижению объема налоговых выплат. Необходимо стараться повысить доходы казны с целью сокращения бюджетного дефицита посредством повышения общей производительности и создания новых рабочих мест.

В стране есть нехватка 7 тысяч водителей, есть острейший дефицит рабочих рук в сфере здравоохранения. Прежде всего, надо поощрять занятость, а не бросаться в первую очередь урезать и лезть людям в карман. Я за поощрение молодых супругов работать больше, увеличивая «отрицательный подоходный налог» и финансируя детсады и ясли продленного дня.

— Вы действительно верите в возможность переворота, который позволит Вам стать министром финансов?

— Осуществление моей экономической программы возможно лишь при условии создания либеральной сионистской правящей коалиции. Нетаниягу когда-то очень красиво распинался о тощем, который уже не в состоянии тащить на горбу толстяка. Но именно к этой ситуации он привел сейчас всю страну. Будущее Биби в руках ортодоксальных партий, и потому он не посмеет им перечить ни в чем.

— Поговорим о корна-кризисе и том, как он больно ударил по частному сектору. Как бы Вы помогли малым и средним бизнесам?

— Нынешние фонды экономической помощи опираются на государственные гарантии в 15%. Это просто капля в море. Необходимо увеличить размеры гарантий до 33% и устранить все бюрократические рогатки для получения денег. Это правительство попросту иссушило малый и средний бизнес. Очень многие прогорающие сейчас бизнесы были вполне жизнеспособны, но им больше просто неоткуда брать деньги. Чтобы их оживить, средства надо выделить незамедлительно, заморозить все юридические процедуры против них, как например, «черные списки» неплательщиков по чекам.

Правительственная бюрократия попросту задушила множество бизнесменов, доведя их до банкротства.

— Вы бы разрешили сейчас работать ресторанному бизнесу?

— По сей день Минздрав не предоставил никаких данных, подтверждавших бы, что в ресторанах бывают заражения. Скорее, верно обратное. В значительной мере провальное поведение руководства в этом кризисе объясняется тем, что до сих пор нет единой и четкой базы данных. Даже такой показатель, как число безработных, по-разному оценивается в «Битуах леуми» и в ЦСУ.

То же и касательно ресторанов: уму непостижимо, почему не разрешить ресторанам работать на открытом воздухе, как это делается в Европе и в США. Очевидно, что можно и нужно было открыть рестораны в «зеленых» городах, но это не делается потому, что кризис коронавируса управлялся и управляется исключительно политиканскими, шкурными соображениями.

— На основании чего Вы это утверждаете?

— А вы не догадываетесь? Это говорю не я, это утверждают профессионалы. Послушайте профессора Рони Гамзу, профессора Хаггая Левина и других. Они однозначно заявляют, что нынешним кризисом управляют исключительно исходя из политиканских соображений и потому сами собой разумеющиеся шаги не предпринимаются.

Возьмите заражаемость коронавирусом. В ортодоксальном секторе она впятеро выше, чем в общем, а в арабском — втрое выше. В ортодоксальных кварталах Ашдода, наплевав на полицию, открывают школы во время жесткого карантина, а в Тамре карантина нет и в помине. Именно там, где заражаемость самая высокая, люди и в ус не дуют, делают все, что душе угодно, а вот в «зеленых» городах все герметично закрыто.

Все в стране делается исключительно ради того, чтобы обеспечить политическое выживание Нетаниягу. Поэтому он во всем идет на поводу у ультраортодоксов. Он стремится к сохранению и впредь своей коалиции с ними, а теперь еще и с новоиспеченным естественным союзником в лице исламиста Мансура Аббаса. Нетаниягу твердо рассчитывает на его поддержку в следующей коалиции. Сам Аббас этого не считает нужным отрицать и обещает Нетаниягу, взамен щедрых вливаний в арабский сектор, поддержать принятие законов, которые предоставят ему юридический иммунитет и обеспечат ортодоксам возможность вершить любые беззакония.

— Какой Вам видится ситуация в экономике до мартовских выборов?

— Нетаниягу потерпел фиаско именно в экономической сфере при том, что сам он именует себя «экономическим гением». Все, что творится в сфере экономики — это просто катастрофа. Сплошная похвальба, сплошной пиар, сплошная оглядка на опросы, и ни капли экономического мышления на благо граждан страны. До выборов ничего не изменится. Надеюсь, после выборов удастся сформировать вменяемую коалицию, способную взяться за дело и принимать трудные решения. Возможно, придется задействовать экстренную программу спасения экономики — подобную той, что была реализована в 1985 году. Картина в сфере экономики куда более мрачная, нежели ее сейчас пытаются представить. Надо будет решать проблемы работников, отправленных в отпуск за свой счет, решить, как быть с отсроченными ипотечными и другими ссудами.

Источник — Маарив

Посмотреть также...

Россия идет на разрыв дипломатических отношений с Израилем?!

04/16/2024  14:10:16 Полагаю, что путинская Россия идет на разрыв дипломатических отношений с нами. Она повторяет …