Либерман: ничего хорошего от нового правительства репатриантам ждать не приходится
Авигдор Либерман (Фото: Алекс Коломойский)

Либерман: ничего хорошего от нового правительства репатриантам ждать не приходится

Реклама

11/12/2022  11:21:04

Впервые после выборов: лидер НДИ рассказал «Вестям» о состоянии своей партии, дал прогноз об отношении нового правительства к репатриантам и поделился планами о работе в оппозиции

Евгения Ламихова|
Опубликовано: 10.11.22, 08:07
На следующей неделе Израилю предстоит познакомиться с составом новой правящей коалиции и проводить в оппозицию всех несогласных. В оппозицию уходит и партия НДИ, получившая 6 мандатов. Одновременно с этим Авигдор Либерман покинет пост министра финансов, который занимал с 13 июня 2021 года. В первом после выборов интервью «Вестям», которое состоялось 9 ноября, политик дал оценку политической ситуации и рассказал о планах.
— Скоро вы покинете пост министра финансов. Какое наследство оставите своему преемнику?
— Мое мнение, конечно, субъективно. Но если взять отклики ведущих финансовых институтов — Международного валютного фонда, Всемирного банка, OECD, рейтинговых агентств, — то Израиль сейчас находится в первой тройке-четверке стран, лидирующих по экономическим показателям. Уровень инфляции и безработицы у нас из самых низких в мире, темпы экономического роста — высокие.

Разница с показателями, которые я увидел в первый день своей работы в должности министра финансов, — разительная. Тогда безработица, если вы помните, достигала 9,4%, дефицит госбюджета — 10,5%. Я покидаю пост, оставляя бюджет с профицитом в 30 миллиардов шекелей. Так что новому правительству есть с чем работать. Надеюсь, что эти достижения не канут в бездну в ближайшее время.
— Удастся ли это, если минфин возглавит, например, Бецалель Смотрич?
— Давать оценки политическим соперникам — дело неблагодарное. И, как я уже сказал, субъективное. Могу только подчеркнуть, что мы оставляем новому правительству государство в отличной экономической форме, в стабильном состоянии. Надеюсь, что таким оно и останется.

Авигдор Либерман

Авигдор Либерман в здании министерства финансов
(Фото: Алекс Коломойский)
— Но в будущей коалиции уже слышны требования отменить ряд ваших реформ. Например, налог на сладкие напитки и одноразовую посуду.
— Знаете, это то ли необузданная жажда хоть как-то отомстить Либерману, то ли популизм, то ли просто глупость. Даже не знаю, чего тут больше. Израиль использует в 6 раз больше одноразовой посуды, чем страны Евросоюза. Мы отстаем в этом вопросе от любой другой западной страны. Залежи неразлагаемой одноразовой посуды наносят огромный ущерб экологии. Принимая решение об одноразовой посуде, наше правительство и не думало «ударять по ортодоксам». Это делалось ради всех граждан, чтобы мы жили в стране с нормальными параметрами чистоты воды и воздуха. Отменять его сейчас — это идиотизм и безответственность, особенно на фоне проходящей в Шарм аш-Шейхе климатической конференции.
То же самое со сладкими напитками. Мои оппоненты могут обратиться в Израильскую ассоциацию по борьбе с диабетом и поинтересоваться там простыми фактами. Где больше всего потребляют сладких напитков? В самой малообеспеченной группе населения. И там же самые высокие показатели заболеваемости диабетом. По числу диабетиков на душу населения Израиль лидирует среди развитых стран. Мы попытались своей реформой убедить любителей сахара вести более здоровый образ жизни. Но разве Арье Дери или Моше Гафни когда-то волновало здоровье детей ортодоксов? Их это никогда не волновало, поэтому они принимают такие идиотские решения.

נתניהו יוצא מפגישות עם ראשי המפלגות

Лидеры религиозных партий Ицхак Гольдкнопф (слева), Моше Гафни (справа) и Биньямин Нетаниягу
(Фото: Алекс Коломойский, Адар Йоавиан)
— Я вижу, вы не стесняетесь в выражениях. Но не было ли правильнее со стороны НДИ войти в новую коалицию, чтобы влиять изнутри?
— Да вы что! Перед выборами мы четко заявили, что не сядем в одно правительство с Дери, Гольдкнопфом, Гафни и Нетаниягу, — и обещание сдержим. В отличие от других политиков, у нас слово — это слово.
И вообще, демократия требует не только сменяемости власти, но и сильной оппозиции. Мы намерены стать активной оппозицией и будем делать все, чтобы доказать: коалиция, которая создается сейчас, не имеет права на существование. Впервые со дня основания Израиля у нас создается антисионистская, расистская коалиция.
Знаете, я тут в последние дни часто цитирую книгу Герцля «Еврейское государство» (Der Judenstaat). Еще в конце XIX века он предвидел столкновение с религиозным истеблишментом. Герцль призывал управлять еврейским государством «с помощью науки и разума» и задавался вопросом, должно ли быть тут теократическое правление. «На это можно ответить отрицательно», — пишет Герцль. Он предлагал оставить духовенству только синагоги. Но посмотрите, что делается в Израиле через 120 лет после написания этой книги. Раввины не просто вмешиваются в управление государством — они диктуют политику!
Прежде чем прийти к Нетаниягу на коалиционные переговоры, депутаты от Яадут ха-Тора отправились к вижницкому адмору — и он им надиктовал условия. А партия Ноам, входящая в блок Религиозный сионизм, требует создать в канцелярии главы правительства отдел «укрепления еврейской идентичности и предотвращения чужеродного влияния». Как вам это? Практически отдел контроля за чистотой расы.
Когда мы в НДИ говорили, что будущая коалиция под руководством Нетаниягу первым делом изменит Закон о возвращении, многие отмахивались и говорили, что мы преувеличиваем. Но это именно то, что мы сейчас видим. Все три религиозные партии — Яадут ха-Тора, ШАС, блок Смотрича и Бен-Гвира — требуют пересмотра Закона о возвращении.
Поэтому люди, которые не пришли голосовать на выборах, теперь могут пенять только на себя. Кстати, есть данные, что самый низкий уровень голосования на этих выборах был у русскоязычного населения. По оценкам, около половины из них не пришли на избирательные участки.

Встреча репатриантов-беженцев из Украины в аэропорту Бен-Гурион

Новые репатрианты спускаются по трапу в аэропорту Бен-Гурион
(Фото: Ноа Лави, «Вести»)
— А что, по вашему мнению, будет с министерством алии? Какой будет его роль в новой коалиции? И кто может его возглавить?
— У меня пессимистические прогнозы. Понятно, что эта коалиция постарается свести роль министерства алии к минимуму, уменьшить его бюджет. А что вы хотите, если в правительстве будут сидеть люди, которые не видят смысла в репатриантах и презирают их? К тому же в МВД возвращается Арье Дери, известный своей жесткой и недружественной политикой по отношению к русскоязычным. И даже если министром будет не сам Дери, то верховодить там в любом случае будет партия ШАС. Так что ничего хорошего репатриантам от этого правительства ждать не приходится.
Кстати, я сегодня услышал, что вот буквально сейчас, в эту минуту, в израильской армии служат 5500 негалахических евреев. Большинство — в боевых частях. Для меня эти ребята больше евреи, чем ешиботники, которые не защищают еврейскую страну и не поддерживают ее налогами.
А вы еще спрашиваете, почему мы не идем в эту коалицию. Она противоречит всему, чему мы в НДИ верим. И я убежден, что она долго не протянет.
— И какой же срок вы ей отпускаете, интересно?
— Это действительно коалиция, которая создает в Израиле государство Галахи. Ряд партий в ней решили изменить статус-кво, сложившийся между светским и религиозным населением еще в 1948 году. Чего стоит одно только требование Смотрича отменить футбольные матчи по субботам! Со дня основания государства в футбол в Израиле играли в субботу — и вот с этого начать свою работу в правительстве?!
Я не хочу называть срок, когда это правительство развалится, но обещаю: мы сделаем все, чтобы оно просуществовало как можно меньше.
— Поговорим об оппозиции. Сейчас раздаются голоса, что в проигрыше правительства перемен на выборах виноват Яир Лапид, поскольку не смог сплотить свой блок. Так способен ли он быть главой оппозиции, по-вашему?
— Начинать сейчас выяснять публично, кто прав, а кто виноват, — неконструктивно. Выборы закончились с ясным результатом: Нетаниягу — глава правительства, Яир Лапид — глава оппозиции. Надо уважать мнение избирателей.
— НДИ на выборах получила 6 мандатов. За рамками фракции остались Алекс Кушнир, Элина Бардач-Ялова. Каково настроение у депутатов? Нет ли риска повторения «бунта Эли Авидара», который требовал для себя высоких постов, а потом покинул партию?
— А, собственно, никакого бунта со стороны Авидара не было. Да, он вдруг возомнил себя суперзвездой и решил, что может сам набрать много мандатов. Но Авидар никогда не голосовал против коалиции и не разваливал ее — в отличие от некоторых депутатов партии Ямина. В конце концов Авидар вышел из НДИ, создал свою партию и даже зарегистрировал сайт с названием «Эли Авидара — в премьер-министры». Ну, бывает такое в политике — головокружение от успехов, явление не новое… Но он не шантажировал коалицию, так что и бунта не было.
Но вернусь к вашему вопросу о состоянии НДИ. Я считаю, что в сложившихся условиях мы добились хороших результатов. Мне все прочили, что после поста министра финансов «политики исчезают со сцены». Так было с Моше Кахлоном, с Ицхаком Модаи, да и с самим Нетаниягу, который тогда потерял половину мандатов. Однако, как видите, мы потеряли всего один мандат, но тем не менее занимаем прочные позиции. У нас сегодня отличная парламентская фракция. Алекс Кушнир назначен главой штаба НДИ на муниципальных выборах, которые пройдут в 2023 году. Так что все в строю и готовы к работе.

Посмотреть также...

Позор пропалестинской мафии 

Позор пропалестинской мафии 

10/07/2024  14:23:14 Брендан О’Нил7 октября 2024 г., 6:18 утра Прошел год с тех пор, как …