03/29/2023 16:44:28
В опросе, который проходил в течение одних суток (28-29 марта), приняли участие 7295 респондентов (6831 из них ответил на все 20 вопросов).
ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМЕ
58% участников опроса относят себя к противникам юридической реформы, 36% – к ее сторонникам (более месяца назад, в ходе другого опроса 52% респондентов называли себя противниками реформы, 39% – сторонниками).
Среди тех, кто относит себя скорее к правым, чем к левым, по новому опросу – 52% сторонников реформы и 42% противников реформы. Среди тех, кто относит себя скорее к левым, чем к правым – 6% сторонников реформы и 91% противников реформы.
Был задан вопрос: «Как изменилось ваше отношение к реформе юридической системы за время дискуссий и протестов?» 35% ответили: «Я против этой реформы и остаюсь ее противником». 27% выбрали ответ: «Я против этой реформы, хотя считаю, что некоторые ее идеи разумны». 21% ответили: «Я за эту реформу и остаюсь ее сторонником». 10% говорят: «Я за эту реформу, но теперь считаю, что она должна быть менее радикальной». Только 2% выбрали ответ «Я был/была за эту реформу, но теперь являюсь ее противником», менее 1% – «Я был/была против этой реформы, но теперь являюсь ее сторонником».
Вопрос: «Верите ли вы в то, что реформа юридической системы в Израиле будет осуществлена?» Самый частый ответ, 26% – «Верю, но «проект Левина» претерпит значительные изменения». 21% – «Верю, но эта реформа не будет иметь отношения к «проекту Левина»». 18% – «Не верю и считаю, что такая реформа не нужна». 15% – «Не верю, хотя считаю, что такая реформа необходима». 9% – «Верю, что реформа будет осуществлена в рамках «проекта Левина»».
ОТНОШЕНИЕ К РЕШЕНИЮ НЕТАНИЯГУ
48% опрошенных позитивно отнеслись к решению премьер-министра Биньямина Нетаниягу заморозить продвижение юридической реформы. 11% отнеслись к этому решению негативно. 37% – неоднозначно.
«Левые» участники опроса незначительно в большей степени, чем «правые», довольны этим решением Нетаниягу. Среди сторонников реформы отношение к этому решению премьер-министра значительно более негативное, чем среди ее противников.
Был задан вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что приостановка процесса утверждения реформы нужна коалиции для того, чтобы погасить уличные протесты в надежде, что они не возобновятся с новой силой?» Абсолютное большинство (82%) солидарно с этим мнением. Лишь 9% считают иначе. «Левые» и противники реформы чаще, чем «правые» и сторонники реформы, придерживаются этого мнения. Но в целом, представители всех категорий респондентов как правило солидарны с этим мнением.
Вопрос: «Кто, с вашей точки зрения, победил в противостоянии правительства и противников реформы?» 49% заявили: «Рано говорить о победе или поражении». 35% ответили: «Говорить о победе или поражении в данном случае вообще не имеет смысла». 12% заявляют о победе оппозиции. 4% говорят о победе коалиции.
ОТНОШЕНИЕ К ПЕРЕГОВОРАМ
Был задан вопрос: «Верите ли вы возможность достижения соглашений между сторонниками и противниками реформы при посредничестве президента?» Подавляющее большинство, 61%, в такую возможность не верят. Только 16% сказали, что верят в возможность достижения соглашений.
При этом среди «правых» и «левых» соотношение числа верящих и не верящих в перспективы переговоров по реформе примерно равное.
Среди сторонников реформы немногим больше тех, кто верит в перспективы переговоров, чем среди ее противников.
ОТНОШЕНИЕ К ЗАБАСТОВКЕ И ФОРМАМ ПРОТЕСТА
Вопрос: «Считаете ли вы, что не санкционированная судом всеобщая забастовка, объявленная 27 марта, была легитимной?» Большинство, 61%, считают эту забастовку легитимной. 31% придерживаются противоположного мнения. Среди сторонников реформы подавляющее большинство, 72%, считают эту забастовку нелегитимной (23% считают иначе). Среди противников реформы забастовку считают легитимной 86% (6% считают иначе).
Вопрос: «Считаете ли вы отказ от волонтерского участия в резервистских сборах легитимной формой протеста?» Большинство, 54%, считают такую форму протеста легитимной. 37% не считают такую форму протеста легитимной. Среди сторонников реформы только 18% считают такой вариант протеста легитимным, 77% придерживаются противоположного мнения. Среди противников реформы картина противоположная: 77% считают такую форму протеста легитимной, 11% считают иначе.
53% согласны с тактикой лидеров протестов, заявивших, что они продолжат борьбу до полного отказа от законов по реформе. 36% с такой тактикой не согласны. Среди сторонников реформы соотношение – 14%/80%. Среди противников реформы – 79%/7%.
ОТНОШЕНИЕ К РЕШЕНИЯМ ПОЛИТИКОВ
47% считают, что Ярив Левин должен был подать в отставку с поста министра юстиции из-за замораживания реформы. 33% считают, что он не должен был этого делать. Среди сторонников реформы – 20%/67%. Среди противников реформы – 65%/11%.
Подавляющее большинство, 74%, негативно оценивают решение Нетаниягу уволить Йоава Галанта с поста министра обороны. 16% относятся к этому решению позитивно. Среди сторонников реформы – 36%/43%. Среди противников реформы – 97%/1%.
65% считают правильным поведение Бени Ганца, который согласился на переговоры с коалицией по реформе. 16% считают его поведение неправильным. Среди сторонников реформы – 82%/6%. Среди противников реформы – 54%/22%.
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ
Президент Израиля Ицхак Герцог выступил с инициативой об урегулировании политического конфликта путем начала переговоров под его патронажем. За это он подвергался критике как со стороны сторонников, так и со стороны противников реформы. Многие сочли, что Герцог предлагает недопустимый путь взаимных уступок или действует в интересах одной из сторон конфликта.
48% наших читателей говорят, что их отношение к Герцогу в 2023 году, на фоне его инициатив, осталось неизменным. 27% заявляют, что стали относиться к президенту лучше, 18% – хуже.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Большинство участников опроса, 63%, считают, что из-за разногласий по реформе возможен раскол в «Ликуде». 20% полагают, что раскола в «Ликуде» не будет.
Вопрос: «Как вы считаете, приведет ли политическое противостояние вокруг дискуссии о реформе юридической системы к развалу нынешней коалиции?» 35% выбрали ответ «Да, приведет, но нескоро». 24% – «Нет, не приведет». 23% – «Да, приведет, и скоро».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
В ходе опроса мы вновь выяснили политические предпочтения нашей читательской аудитории.
Вопрос: «Кого бы вы хотели видеть на посту главы правительства?»
Наиболее частые ответы:
Яир Лапид – 27%,
Биньямин Нетаниягу – 19%,
Авигдор Либерман – 14%,
Бени Ганц – 10%,
Гидеон Саар – 6%,
Йоав Галант – 2%.
Вопрос: «За какую партию или блок вы бы проголосовали, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас?»
Наиболее частые ответы:
«Еш Атид» (во главе с Яиром Лапидом) – 28%,
НДИ (во главе с Авигдором Либерманом) – 27%,
«Ликуд» (во главе с Биньямином Нетаниягу) – 17%,
«Махане Мамлахти» (во главе с Бени Ганцем) – 11%,
«Оцма Иегудит» (во главе с Итамаром Бен-Гвиром) – 4%,
«Ционут Датит» (во главе с Бецалелем Смотричем) – 2%,
МЕРЕЦ (во главе с Заавой Гальон) – 1%.
По сравнению с результатами опроса, который мы проводили вскоре после выборов в Кнессет 25-го созыва, в ноябре 2022 года, несколько снизилась поддержка НДИ и «Ликуда», при этом резко выросла поддержка партии «Махане Мамлахти». Отметим, что и общенациональные опросы показывают рост популярности партии, которую возглавляет Бени Ганц.
Был задан вопрос: «Повлияли ли на ваш выбор ответа в предыдущем вопросе события, связанные с действиями по реформированию юридической системы и протестами против этой реформы?» 58% говорят, что не повлияли. 20% заявляют, что повлияли, но незначительно. 19% признаются, что повлияли и в значительной степени.