04/03/2023 11:59:06
Жилищный кризис имеет разные последствия для мужчин и женщин из-за разницы в зарплате
Адар Гиль-Ад
|10:53
Женщине в Израиле придется работать на 4,5 года больше, чем мужчине, чтобы купить квартиру. Это показало новое исследование института «Адва». По его данным, мужчинам для покупки квартиры хватит 113 зарплат, тогда как женщинам – 166. Об этом стало известно 3 апреля.
Жилищный кризис в Израиле обостряется и причиняет ущерб многим семьям. Но есть люди, которые страдают от него больше других. «В последние годы удорожание жилья продолжилось, и возможности граждан купить квартиру уменьшились. Но от глаз социологов не укрылся тот факт, что последствия кризиса — различны для мужчин и женщин. Причина — экономическое неравенство. Средний доход женщин ниже, что делает для них жилье менее доступным», — говорят в центре «Адва».
Данные исследования, проведенного д-ром Яэль Хасон, Яроном Хофманом-Дишоном и Техилой Шараби при участии Карен Эверетт-Исраэли, показывают, что это вызвано разницей в зарплате мужчин и женщин. Так, для покупки средней по цене квартиры мужчинам нужны 113 зарплат, а женщинам – 166, то есть им требуется проработать на 4,5 года больше, чем мужчинам.
Утверждается также, что мужчина со средней зарплатой может позволить себе купить среднестатистическую квартиру, тогда как женщина со средней «женской» зарплатой не в состоянии купить квартиру в одиночку в любом регионе страны.
«Средняя зарплата мужчин также достаточна для оплаты аренды квартиры, та составляет не более 30% их доходов в большинстве регионов Израиля, кроме Тель-Авива и Иерусалима, – говорится в исследовании. – Средняя же зарплата женщин не позволяет им потратить на съем квартиры 30% дохода ни в каком месте в стране».
Еще в более тяжелом положении находятся женщины в арабском секторе, поскольку их трудовая занятость и средний заработок ниже.
Ситуация еще более ухудшается, когда речь идет о матерях-одиночках. По данным исследования, мать-одиночка с детьми до 17 лет часто живут на съемных квартирах и редко владеют собственными. В 2021 году 43% матерей-одиночек жили на съемных квартирах, тогда как среди семей этот показатель составлял 24%, среди отцов-одиночек – 30%. 48% матерей-одиночек жили в принадлежащих им квартирах, для семейных пар этот показатель составил 72%, для отцов-одиночек – 61%.
«23% неполных семей жили в 2021 году за чертой бедности, у 34% были проблемы с питанием, – утверждают ученые. – Несмотря на это, лишь 5% матерей-одиночек проживали в 2021 году в общественном жилье. Это означает, что одинокая мать вынуждена чаще менять квартиры и имеет больший риск оказаться по-настоящему бездомной».
Доля разведенных женщин, живущих в собственной квартире, также ниже, чем в среднем по населению. Хотя их несколько больше, чем мужчин, живущих в собственном жилье, но средняя цена квартир, которыми они владеют, ниже, чем у мужчин.
«Главная проблема разведенных, матерей-одиночек и гомосексуальных женщин – это отказ владельцев сдавать им квартиры, – утверждают исследователи. – То есть женщинам для получения стабильного жилья требуется наличие мужа».
►Бедственное положение матерей-одиночек
Год назад с такой проблемой столкнулась 46-летняя Лилах, мать-одиночка из центра страны. «Мне надо было срочно найти жилье, поскольку в нашем доме начались работы по ТАМА-38, – говорит она. – Несмотря на высокие цены, хозяева квартир отказывали мне, узнав, что я самозанятая (ацмаит) и не имею мужа. Иногда отказывали буквально накануне подписания договора аренды.
Это была сплошная нервотрепка. Я знала, что должна освободить квартиру, но не знала, куда переехать. В течение месяца я осматривала в день 4–5 квартир. У меня есть гаранты и неплохая зарплата, сбережения, и мои банковские чеки никогда не возвращались без покрытия. Я никогда не была в долгах, все платежи всегда осуществляла вовремя. Я могла принести любые справки, но хозяева квартир отмахивались от меня. В конце концов я изменила способ представлять себя. Я начала говорить, что у моих дочек есть отцы, проживающие неподалеку, и только тогда мне сдали квартиру».
Исследователь центра «Адва» Ярон Хофман-Дишон говорит: «Жилищная политика разных правительств не учитывала половые различия, поэтому осложнила ситуацию для женщин, особенно матерей-одиночек, разведенных и жертв насилия».
По утверждению ученых, ситуация усугубилась в последние десятилетия в связи с кризисом в области общественного жилья. В 2021 году доля неполных семей, проживавших в общественном жилье, была почти втрое выше, чем полных семей с детьми. «Израильские правительства перестали заботиться об общественном жилье, – говорят исследователи. – Количество квартир в социальном фонде сократилось — часть из них продана, но новые не строятся».
►Как влияет жилищная проблема на насилие в семье
Невозможность снять самостоятельно жилье не позволяет женщинам разорвать круг насилия в семье. Сейчас помощь на съем квартиры предоставляется только тем, кто жил в убежище для избиваемых жен или имеет право на убежище на срок до 3 лет. Но сумма на съем снижается с годами и не соответствует ценам аренды жилья на свободном рынке.
«Несмотря на рост цен на съем квартир, с 2002 года почти не пересматривались суммы пособий, – говорится в исследовании. – При аренде на частном рынке пособие составляло 46% от месячной квартплаты в 2002 году и 36% — в 2012-м. В 2022-м этот показатель снизился до 33%. В отсутствие альтернативы таким женщинам нередко приходится продолжать жить дома с мужем-тираном, что подвергает их опасности».
Д-р Яэль Хасон, заведующая центром гендерных исследований центра «Адва», говорит: «С одной стороны, правительство продвигает закон, снижающий статус женщин и поражающий их в правах. Например, расширение полномочий раввинатских судов. С другой стороны, оно ничего не делает для сокращения разрыва доходов мужчин и женщин и для искоренения насилия. Тем самым все большее число женщин лишается достойного и безопасного жилья».