08/09/2023 20:05:07
Нати Токер
19:00
Наш собеседник, уважаемая и известная персона в национально-религиозном лагере, сумел нас удивить. Когда мы заговорили о политическом будущем министра финансов Бецалеля Смотрича, он сказал, как отрезал: на следующих выборах Смотрич не преодолеет электоральный барьер. Однозначно.
Мы попросили чуть более подробных разъяснений, и получили их. Оказалось, дело не только в экстремистских позициях Смотрича, но и в том, что традиционные религиозные сионисты из Раананы и Гиват-Шмуэля не могут испытывать симпатию к человеку, столь склонному к самолюбованию. С их точки зрения, это нарциссизм. «И еще: допустим, ты не умеешь говорить по-английски, так для чего так позориться?»
ערוץ 13 ב 17:53: שר החינוך קיש, כנראה, רוצה שמכון ויצמן והטכניון יאמצו את הסטנדרטים של מכללת אונו, המקום שהצליח להנפיק לבן גביר וסמוטריץ תואר ראשון@mikiros1 @haviv_sara @kobisudri pic.twitter.com/fz5h7eROZS
— Raviv Drucker (@RavivDrucker) August 7, 2023
А что же с голосами радикально настроенных религиозных сионистов и «молодежью холмов»? Они поддержат Итамара Бен-Гвира.
Сложилась ситуация, при которой религиозным сионистам просто не за кого было голосовать. В тот момент Нафтали Беннет сошел со сцены, Айелет Шакед утратила шансы на преодоление электорального барьера, а Ганц оказался слишком близок к центристам. В результате на выборах 2022 года Смотрич и Бен-Гвир смогли получить 14 мандатов в кнессете.
Чтобы обеспечить себе политическое выживание, он идет против всех
Разумеется, прогноз нашего собеседника следует воспринимать скептически. Неизвестно, какие события развернутся на политической арене на будущей неделе или даже завтра. Однако эти настроения, о которых Смотрич, безусловно, прекрасно осведомлен, проливают дополнительный свет на грубое и бесчувственное поведение министра финансов в эти дни.
Смотрич упрямо отстаивает свое решение заморозить перевод сотен миллионов шекелей на счета арабских местных советов. «Я – министр финансов, и последнее слово остается за мной», — заявил он 8 августа в интервью радиостанции «Решет гимель». Одновременно с этим Смотрич задерживает перевод еще нескольких сотен миллионов шекелей, предназначенных для того, чтобы поощрить жителей Восточного Иерусалима к продолжению образования.
В обоих случаях все, абсолютно все профессионалы заявили, что выделение этих бюджетов необходимо для соблюдения равенства и оказания помощи арабскому сектору. С их точки зрения, именно это может снизить напряжение и сократить вероятность образования «гнезд террора».
И в министерстве финансов все профессионалы, включая опытнейших работников бюджетного отдела, поддержали выделение этих средств для оказания помощи социально слабому общественному сектору. Правда, Смотрич распространил ложное сообщение о том, что профессионалы якобы возражают против перевода арабским местным советам сотен миллионов шекелей, о чем решило предыдущее правительство. Но это не имеет ни малейшего отношения к действительности.
Почему же Смотрич столь упрямо идет против всех? Возможно, это его единственный шанс обеспечить себе политическое выживание. Как министр финансов, он не сумел совершить ни одного значительного действия. «Тот, кто ничего не сделал за первые полгода пребывания в должности, никогда не сделает ничего», — говорит высокопоставленный источник, знакомый с положением дел на государственной службе.
Тот, кто ничего не делает, идет на провокации
В самом деле, будучи министром финансов, Смотрич так и не создал комиссию по борьбе с дороговизной, не занялся вплотную происходящим на рынке недвижимости – в общем, не сделал ничего. К его заслугам можно отнести лишь то, что он, по крайней мере, не испортил программы, утвержденные предыдущим правительством. Это касается, например, реформы банковской системы.
Министры финансов и другие политики, получающие экономические портфели, понимают, что в своей работе они должны демонстрировать ответственный государственный подход, направленный на защиту интересов всего общества.
Смотрич, вступив в должность, повел себя совершенно по-другому. Он продемонстрировал узкий секторальный подход. Он привел в министерство финансов своих людей, чьи профессиональные способности ограничиваются умением загребать деньги на нужды отдельного сектора. А что с дороговизной? Можно ли что-то сказать о борьбе с монополиями? Давайте выпустим как можно больше пресс-релизов, и не будем делать ничего.
Смотрич понимает, что его политическое будущее, скорее всего, не предвещает ничего хорошего. Его единственный шанс уцелеть заключается в совершении максимального количества провокаций. Это может помочь ему укрепить свои позиции в среде наиболее радикально настроенных избирателей.
Сегодня Смотрич – самый яркий пример фиаско рынка демократии. Все его действия продиктованы исключительно борьбой за свое политическое выживание. Интересами граждан Израиля он, по всей видимости, готов пожертвовать.
Нати Токер, TheMarker, Б.Е. Фото: Томер Аппельбаум