09/28/2023 14:00:38
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine
Из нашей беседы:
– Можешь вспомнить, какой самый тупой вопрос тебе задавали журналисты?
– Нет, легче вспомнить, какой умный вопрос задавали журналисты, чем тупой.
– Вспомни, какой умный вопрос задавали. Какой-то один достойный вопрос, чтобы я запомнил его на будущее.
– Жень, я так не вспомню умные. В вашей профессии, вне зависимости от того, телевизионная это журналистика или печатная, так же, как и в нашей профессии, – артистов много, но не все одинаковые. Так же и у вас: есть талантливые, есть люди, которые пришли в эту профессию, потому что им сказали, что там хорошо платят, или можно стать модным.
Поэтому, когда талантливый человек, то с ним интересно разговаривать, потому что он не задает стандартных вопросов. Он действительно задает вопросы, на которые тебе самому интересно ответить. Это талант. Тебе мне объяснять не надо.
Самый талантливый телевизионный журналист – его, к сожалению, уже нет, но мы знаем, что он был талантливее всех, – это Влад Листьев. С кем бы он ни общался в эфире, всегда было ощущение, что он готовился к встрече именно с этим человеком. Он про него всё знает.
И самое удивительное, что когда человек оказывался с ним в эфире, было видно этого человека. Влада там вообще не было. Вот это невероятный талант. Лучше Влада я никого не видел.
– Кстати, я помню, что вы ведь очень были близки с Владом, дружили семьями, ты с Ксюхой и Владик с Алей (Альбина Назимова – вдова Владислава Листьева). И вы никогда не пиарились на близости к Листьеву, в общем-то, в отличие от очень многих.
– Я тебе больше скажу. С Владом Листьевым история похожа, если мы говорим с тобой о времени, когда Влада не стало, то я максимально уходил от любых разговоров в интервью.
И эта история похожа на такую же, как с Владимиром Семёновичем Высоцким, потому что тот круг вопросов и интересов, он ужасно… он даже не жёлтый, он такой серо-буро-малиновый, бессмысленный, понимаешь.
Интересовали не суть Влада и не то, что я про него, может быть, понимаю и чувствую, а совсем какие-то пошлейшие и банальнейшие вещи. Поэтому, ну, естественно, я всегда извинялся.
Из интервью Леонида Ярмольника моему «Новому Взгляду» (№24 за 1992 год):
Первенство отдаю Владу ЛИСТЬЕВУ. Немного найдется людей, способных поступить так, как сделал он. Далеко не каждому ведущему удается создать столь популярную передачу, как «Поле чудес». Влад сумел. А потом без видимых сожалений отдал ее другому. И начал опять с нуля, взялся за совершенно новое дело, сумев раскрутить «Тему» до уровня одной из наиболее любимых у телезрителей программ.
– Между прочим, как тебе фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»?
– Знаешь, у нас же есть еще один очень близкий давний друг – это Константин Львович Эрнст.
– Есть такой, да.
– Вот, да. И мы с ним действительно много лет дружим. Поскольку это его продукт, это одна из его больших, глобальных удач. Я бы тоже не обсуждал это, потому что…
– Короче, проехали?
– Это не мое кино, это кино для людей. Его не следует показывать людям, которые знали Владимира Семеновича, знали это время, знали эти взаимоотношения, знали всех прототипов героев…
Если не ругать кино, а просто объяснить, почему я его воспринимать не могу, – потому что эти прототипы совершенно не похожи на оригиналы.
– Ну, не имелось в виду, чтобы один в один. Это все-таки и по мотивам.
– Нет. Я не договорил, Женечка.
– Извини.
– Они оторвались от действительности и не сделали ничего «художественного». Они застряли между двух стульев. Это как бы все равно те люди, которых они играют, но эти люди совершенно другие, и история совершенно другая, и вообще все это другое.
Но это не стало художественной неправдой, в которую хочется верить, как в сказку, как в изобретение, и не стало документом. Вот и всё. Вот это главная причина. Я не буду говорить, насколько мучился Безруков. Серёжка талантлив невероятно, он двигается правильно, и все, но лицо-то мертвое. Больше полсекунды нельзя показывать в кадре.
Исполнительница роли санитарки в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» Раъно Шодиева говорила:
Первое время я не верила, что это он, задавала вопросы съёмочной группе: «Как, это Безруков? Не может быть!» У него очень слащавое личико, он миленький, а у Высоцкого есть какое-то свое мужское нутро, харизма. Поэтому я не представляла себе, как Безруков мог сыграть Высоцкого. Но когда я попала на съёмочную площадку, я была просто в шоке от того, что там происходило и что с ним делали. Это гениальная работа гримёров, которые сделали из него абсолютную копию Высоцкого. Безруков подошёл ко мне и начал вести себя точно так же, как Высоцкий, смотреть на меня его взглядом. Я даже его попросила – пожалуйста, больше так на меня не смотрите, а то мне страшно! Настолько он перевоплотился. На съёмочной площадке постоянно присутствовал Никита Высоцкий, он ни на шаг не отходил от съёмочной группы, от Безрукова, все время подсказывал, помогал.
Из интервью Леонида Ярмольника «Новому Взгляду» (№23 за 1992 год):
Я не причисляю себя к близким друзьям Владимира Семеновича, хотя он многое для меня сделал. Он симпатизировал мне, когда я был еще пацаном в актерстве. Я даже играл по желанию Высоцкого вместо него роль Керенского. Играл, признаться, плохо. А вообще жизнь моей семьи тесно переплетена с жизнью Высоцкого. Это связано с моей женой… А истинных друзей я никогда не поменяю. Меня бы они не поменяли… Это в первую очередь Саша Абдулов, Олег Янковский, Андрюша Макаревич, Саша Градский. Много приятелей. С Левой Лещенко меня, например, сблизила недельная поездка в Швейцарию по приглашению нашего посольства. Теперь периодически общаемся.
Оксана очень хорошо знала Владимира Семеновича в его последние годы, они были близки. Между ними существовала нормальная человеческая связь. Как у мужчины и женщины. Это было не увлечение, а нечто более серьезное. Настолько серьезное, что не покинь нас Владимир Семёнович столь скоропостижно, вполне вероятно, у меня была бы другая жена. А так мы с Оксаной с 1982-го года вместе. Теперь вы понимаете, почему Высоцкий дорог нам. Но каждому – по-своему.
Дмитрий Быков после выход картины, в которой роль последней возлюбленной Высоцкого сыграла нынешняя супруга Ярмольника собрал отзывы о ленте:
Дмитрий Дибров в очереди в гардероб негодовал:
– Мусоргский бухал, но «Бориса Годунова» мы любим не за это! Гаршин бросился в лестничный пролет и страдал манией преследования, но написать «Лягушку-путешественницу» ему это не помешало! Здесь есть больной и невыносимый человек, а поэта — создавшего целое поколение — не видно вообще.
Леонид Ярмольник был настроен благодушнее:
— По кино здесь претензий нет — это высокий класс. Но уже лет через десять это будет восприниматься как гениальная вторая серия. А где первая? Где объяснение, почему нам был так дорог Владимир Высоцкий? Контекст знаем мы с вами. А школьники уже не понимают, почему вся страна так сходит по нему с ума…
Алика Смехова, знавшая Высоцкого живьем:
— Высоцкий похож, но дело не в этом. Похож весь поздний СССР, вся атмосфера, напряжение, жара, ощущение, что вот-вот все лопнет… Это так хорошо, что даже неожиданно.
Оксана Акиньшина была на премьере красивей всех и держалась с обычной своей непринужденностью:
— Я могу поручиться за одно — в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» все честно. По условиям — прежде всего по дикой жаре — это был ад. И все, как умели, отвечали на вопрос: как дышать, когда буквально нет воздуха?
Общее мнение точней всего выразил великий русский артист, называть которого я, по его просьбе, не стану:
— Неожиданно — не стыдно. Очень не стыдно, хотя ожидалось, сами понимаете…
Ну и от себя добавлю пару слов:
Лицемерие – последнее прибежище добродетели – эту максимуму никто не отменял. Тем не менее, спрос рождает предложение. Поклонники и завистники, фанаты и недоброжелатели, все желают знать не только детали жизни, но и подробности смерти. При этом в массе своей досужие потребители информации ханжески отказывают своим кумирам в праве быть людьми. В том смысле, что не желают признавать, что звёздам отнюдь не чужды человеческие слабости & пороки. Что они не святые. Любят, как и большинство человеков вкусное, запретное, вредное. Доминирует мещанский тезис: «Сделайте нам красиво!». А за какие такие заслуги?
В ЖЖ нашёл такой вот отзыв:
Да, фильм чётко показывает степень зависимости, никаких иллюзий. Все всё понимают, а рядом доктор, который пытается пройти по тонкой грани между вредительством и необходимостью момента. Фактически, это хроники пикирующего бомбардировщика, когда ничего не исправить, всё давно уже решено, можно лишь чуть подруливать. Не секрет, что кое-кто из женщин, знакомых с Высоцким, говорил: «Лучше один день с ним, чем всю жизнь с кем-то другим». В такой ситуации трудно быть моногамным, и в кино о этом тоже не забыли.
Сегодня послушно гламуризировать наркотически-порочный стандарт истеблишмента (не только российского, глобального), чтобы удовлетворить зрителя/читателя. А завтра, пожалуй, и даровать Жизнь Вечную? В 1910 году питерский пиит Саша Черный риторически вопрошал : Бессмертие? Вам, двуногие кроты, Не стоящие дня земного срока? Пожалуй, ящерицы, жабы и глисты Того же захотят, обидевшись глубоко. Мещане с крылышками! Пряники и рай! Полвека жрали – и в награду вечность… Торг не дурен. “Помилуй и подай!” Подай рабам патент на бесконечность.
Высоцкий не был рабом. Ни Системы, ни морфия, ни судьбы. Гением был. И остался. Остается. Теперь и благодаря фильму. Посмотрев кино, молодые захотят – уверен в этом! – послушать песни Высоцкого, его игру посмотреть. И не смогут не оценить.
ИЗ КОММЕНТОВ:
Есть сериал «Синатра» спродюсированный дочерью певца. С каким великим тактом и любовью… а детям там было что предъявить папе. И как оттоптался на памяти отца «профессиональный» сын Высоцкого в фильме. Дибров высказался очень верно. Показали алкаша и наркомана а не «… поэта — создавшего целое поколение «
&&&&&
Мой тогда 16 летний крестник после фильма спросил маму и меня: «и что? Что в этом наркомане было такого, что столько народу с ума сходили». Прекрасный вердикт этому фильму. У меня же было ощущение, что взрослый сын мстит папе, что бросил когда-то. Фильм исключительно о зависимости Высоцкого, больше ни о чем. Собственно, все его тн друзья только об этом в своих «воспоминаниях» и говорят, исключением был только Говорухин.
&&&&&
Я Высоцкого знала лично. Он был очень харизматичный мужчина. Очень уверенный. Мне было 19 ему 29. Я училась в МИСИ в одной группе с его соседом по квартире и он нас познакомил. Я понимала что он гениальный поэт и кумир всех. Но… как человек он был сложный, кичливый и любил других парней немного унижать. Очень о себе понимал, что наверное неплохо в целом, но мне не нравилось от слова совсем. Но я не об этом. Ярмольник всю жизнь преподносит свою жену как последнюю любовь Высоцкого и даже этим гордиться. Отец Оксаны — Афанасьев-Севастьянов был известным московским литератором, представителем в меру пьющей творческой интеллигенции, а проще сказать — алкоголиком. Он свел в могилу ее мать, и сразу после окончания французской спецшколы Оксана ушла из семьи, стала жить одна. Молоденькая девочка попадает в компанию, где пьют по черному. В последний период жизни, вот письмо Нины Максимовны другу Володи Кохановскому «Лечиться не хочет. Кругом скандалы и катастрофа, в театре полный крах, с концертами тоже., все переживают, мечутся, а с него как с гуся вода. Обещал лечь в нервную (простую) больницу, но это всё бред, он ничего не хочет. Я уже измоталась до предела, много плачу, не сплю, чувствую свою беспомощность и вижу неминуемую гибель сына, страдаю от того, что не могу ему помочь и спасти.» А вом слова Оксаны из интервью » У него… вот, у него вот этот вот период, в принципе, вот, начиная вот с… э-э-э… вот, с зимы, с этого Нового Года, с этой гемосорбции, у него был постоянный запой, постоянный! То есть, он мог вот там три дня пить, несколько дней он там не пил… вот он выходил, что-то делал в это время. Потом опять он пил, потом он опять там два дня не пил.» Высоцкий находился на пике зависимости и душевного расстройства. Этой интрижкой он пытался заполнить внутреннюю пустоту, а Оксана выдает этот эпизод за великую любовь. Просто анекдот.
&&&&&
Все-таки Владимир Семенович для меня — это ВСЁ, а не подробности его личной жизни. Когда девочкой слушала его на магнитофоне «Днепр» (деревянный такой ящик), где постоянно рвалась пленка (тогда еще не было нервущейся темнокоричневой) я даже не асоциировала его с Вертикалью поначалу.
Когда мне было плохо, включала Высоцкого, когда хорошо — то же самое.
Почему — не знаю. Мама и почти все мои мои друзья ругали меня за то, что я слушаю «блатные песни» хрипящие из динамика.
Сейчас редко слушаю. После его смерти. Столько лет прошло, а я просто умываюсь слезами, слушая ЕГО.
Не могу принять его смерти до сих пор.
&&&&&
Фильм о Высоцком, если абстрагироваться от того, что Владимир Семёнович — великий русский поэт, вполне приличный. Если абстрагироваться и от того, что люди, которые его знали близко, утверждают, что не похож — ну, тут скажу так: мы и о своей жизни имеем несколько иное представление, чем окружающие. Со стороны многое не так заметно, а зрителям всё равно изначально видна картинка. Да, содержание — это не о творчестве. Но какие-то свои задачи фильм, возможно, выполнил. Разве что, согласен со словами Ярмольника: очень нужна первая серия, которая объясняет, что к чему. Об известной личности нам ведь непременно подавай байопик, иначе зачем вообще снимать кино?
Не зря говорят, что хорошие фильмы всё время тянет пересматривать, и все с этим согласятся. Плохие же — не тянет совсем. Ну, или только из каких-то мазозистских наклонностей. Я этот фильм смотрел только раз, и могу сказать: раз 20, конечно, его вряд ли кто-то посмотрит. Лично мне нетрудно посмотреть его ещё раза 2, а так, пожалуй, больше и незачем.
&&&&&
«Лучше один день с ним, чем всю жизнь с кем-то другим» это не о Высоцком, а о женщинах. К сожалению или нет, сотни миллионов женщин готовы поступить так же с тысячами высоцких с разными именами и разных национальностей. Это женская животная натура с игрой инстинкта продолжения рода. Доминантная особь, она же альфа-самец, а тем более признанный миллионами, получает все, в данном случае и от женщин. А они получают от особи особое значение, частичку его значимости. Жажда признания еще один сопутствующий основному природный инстинкт. Те же, кого Саша Черный назвал «двуногими кротами» и «мещанами с крылышками» под которыми подразумевал то, что нынешние «черные» именуют как быдло, те люди, которые ориентируются на религиозные ценности или просто являются в общественном понимании порядочными людьми, отказываются пускаться во все тяжкие под напором страстей и амбиций (а «лучше один день с ним» это именно такое сочетание, когда одно переходит в другое, амбиции в страсть) и для них приведенная максима недействительна, у них другие образцы, или, по крайней мере, они пытаются противостоять тому, что иные «чёрные» именуют как полет духа, а другие как обычную пошлость, поскольку это очень древний шаблон из шаблонов поведения, сколь бы кто-то не пытался это приукрасить набором разных слов.
&&&&&
Фильм не смотрел. Признаю его песни потому, что они стали языком моей Родины и на нем, то есть образами и фразами из песен, оперируют люди в повседневном общении. Я и сам это делаю и конечно признаю его значимость в этом смысле для культуры. Но Высоцкого не люблю потому, что по ряду признаков, о которых говорить долго, думаю, что если бы оказался случайно вблизи, я бы его ненавидел. Он мне чужд и враждебен. Говорят, что в фильме он показан как плохой человек. Зачем мне его смотреть, когда это же мнение у меня сложилось о нем и без всякого фильма? А для размышлений на досуге можно подумать, а почему барды отрицают принадлежность его песен к бардовским песням отводя им место в шансоне? Почему по единодушному мнению бардов он им чужой, хотя они его признают, а многие даже и любят его песни?