05/24/2024 12:05:31
Критики премьер-министра Биньямина Нетаниягу склонны презрительно отвергать его речи и публичные заявления, видя в них пустые высказывания, призванные удовлетворить потребности политического момента. Рефлекторные ответы можно написать практически самостоятельно: лжец, мошенник, слуга Итамара Бен-Гвира и Бецалеля Смотрича. Обычно они предполагают, что у премьер-министра нет плана, а если бы и был, то он не смог бы его утвердить.
Но если Нетаниягу не более чем робот, запрограммированный в Майами, или футбольный мяч, который пинают Белый дом и «Еврейская мощь», то в чем именно он виноват?
Нетаниягу всегда прятался за влиятельными фигурами, предпочитая казаться бесхребетным и не желая принимать решения по спорным вопросам. Всегда найдутся Сара и Яир, американский президент, коалиция и силовые структуры, которые примут на себя всю критику вместо него. Несомненно, его привычка уклоняться от ответственности окрепла с тех пор, как он привел Израиль к катастрофе 7 октября и войнам на истощение в Газе и на севере страны. Но вместо того, чтобы поддаваться на уклончивые выходки премьер-министра, было бы разумно просто прислушаться к нему и понять, куда он движется.
С того момента, как Нетаниягу оправился от шока, вызванного началом войны, он последовательно проводил свою политику «на следующий день» – возобновления израильской оккупации сектора Газа. Как он заявил в декабре прошлого года, «после того как мы уничтожим ХАМАС, Газа будет демилитаризована под контролем израильских сил безопасности, и там никогда не будет другой организации, которая угрожает нам и обучает своих детей террору».
В феврале он добавил к своему репертуару лозунг «полная победа», который часто вызывал насмешки и пародии. Но имеет ли Нетаниягу в виду то, что говорит, а именно завоевание Газы, исход многих ее палестинских жителей в арабские и европейские страны и восстановление еврейских поселений? По сути, такой сценарий соответствует начальному пункту основных установок нынешнего правительства: «Еврейский народ имеет исключительное и неоспоримое право на всю территорию Земли Израиля».
- Читайте также:
- Своими руками Нетаниягу ведет дело к государству Хамастан
- США и Саудовская Аравия предлагают Нетаниягу спасательный круг, но не похоже, что он схватится за него
- Смотрич выдвинул ультиматум Нетаниягу: вот что следует сделать с Палестинской автономией
Трудно утверждать, что это все одни разговоры. Военные действия Израиля в Газе способствуют всему этому: изгнанию жителей Газы, разрушению городов и поселков, затруднению доставки продовольствия и топлива беженцам, разделению сектора на две половины и созданию там баз ЦАХАЛа, а также постепенному вхождению в Рафиах. Военное управление, которое сейчас предлагает Нетаниягу (как обычно, прикрываясь своим военным секретарем генерал-майором Романом Гофманом, «который написал всего лишь частный документ»), представляет собой еще один этап операции по «иудаизации Газы».
В то время как правые открыто говорят о второй Накбе в Газе, противники правительства утешают себя тем, что это мессианская фантазия, которой никогда не суждено сбыться. Они рассчитывают на то, что «мир» не позволит Израилю устроить «вторую проблему палестинских беженцев», как в названии канонической книги Бенни Морриса о войне 1948 года.
Без сомнения, международное сообщество во главе с Соединенными Штатами решительно выступит против постоянной израильской оккупации и, конечно же, против этнической чистки палестинского населения и замены его еврейскими поселенцами. Угрозы выдачи ордеров на арест Международным уголовным судом в Гааге и замораживание поставок боеприпасов из Америки направлены на то, чтобы удержать Нетаниягу от того, чтобы идти до конца.
Но Нетаниягу хорошо понимает историю и знает, что американцы раз за разом выступали против действий, которые Израиль считал крайне важными, и в конце концов уступали перед израильским упрямством. Так было с созданием государства в 1948 году, развитием атомной станции в Димоне, созданием поселений на Западном берегу, а сегодня – с операцией в Рафиахе.
В каждом случае Израиль слушал американцев и делал все наоборот. Точно так же, как сейчас Нетаниягу «слушает» эмиссаров президента США Джо Байдена, которые допытываются у него информации о «возвращении Палестинской автономии в Газу». Для него разговоры о сделке по возвращению заложников в обмен на прекращение огня и уход Израиля из Газы – лишь способ скоротать время, пока мир не привыкнет к новой реальности, которую он создает в Газе, – так же, как мир научился принимать результаты гражданской войны в Сирии.
А что если Бени Ганц, надежда протестующих на улице Каплан, действительно покинет военный кабинет и встанет во главе движения, как российский Алексей Навальный или Жанна д’Арк в средневековой Франции?
Проблема с этим сценарием заключается не только в неспособности Ганца свалить правительство и заставить провести досрочные выборы или в его покладистом характере, но и в его позиции в отношении Газы. Как он еще раз продемонстрировал в «ультимативной речи», Ганц поддерживает политику правительства, в котором он заседает. Он также призывает к израильскому контролю в сфере безопасности в Газе – как на Западном берегу – и выступает против ХАМАСа и Махмуда Аббаса.
Разница между Нетаниягу и Ганцем заключается в том, что последний хочет «вести дискуссии», а Нетаниягу – нет. Министр обороны Йоав Галант более смел, чем Ганц, в своих публичных заявлениях и критике Нетаниягу, но и он поддерживает продолжение войны. Его оппозиция военному управлению в Газе основана на финансовых и кадровых соображениях, а не на вере в то, что оккупация повредит Израилю.
И вот Израиль уверенно движется к отмене размежевания 2005 года и возвращению в Газу в духе обещаний Нетаниягу и надежд его партнеров по коалиции. «Конечно, почему я не понял этого с самого начала? Наша собственная Хирбет-Хиза, – писал С. Йизхар, – проблемы жилья, проблемы абсорбции!» («Хирбет-Хиза» – историко-фантастический роман израильского писателя С. Йизхара, опубликованный в 1949 году и повествующий об изгнании жителей вымышленной деревни Хирбет-Хиза, практически представляя собой образ всех арабских деревень, жители которых были изгнаны во время арабо-израильской войны 1948 года, событий, которые палестинцы называют «Накба». – Прим. «Деталей»). С. Йизхар продолжает: «Ура, есть жилье, есть абсорбция! Мы откроем кооперативный магазин, откроем школу, может быть, даже синагогу. … Да здравствует ивритская Хиза! Кто бы мог подумать, что существовала Хирбет-Хиза, которую мы опустошили и забрали себе. Мы пришли, мы стреляли, мы жгли, мы взрывали, мы изгоняли и отправляли в изгнание».
Пора начинать писать черновик продолжения. Можно только предположить, что на этот раз синагога будет построена раньше, чем кооперативный магазин.
Алуф Бен, «ХаАрец», М.Р. Фото: Амос Бен Гершом GPO √