ФРЭНК СИНАТРА ОБОЖАЛ ИЗРАИЛЬ, И ИЗРАИЛЬ ПОКЛОНЯЛСЯ ЕМУ

(Фото­коллаж: Tablet Magazine; основное фото: Getty Images)

Председатель Совета умер 19 лет назад. В столетнюю годовщину со дня его рождения совершим экскурс в его глубоко укоренённый сионизм

Шалом Гольдман

05/17/2015   08:32:46

В 2015 году отмечается 100­летие со дня рождения великого певца, и хотя эта дата не будет отмечаться до декабря, думается, уместно вспомнить о председателе Совета глубокой и неизменной приверженности Израилю, который он рассматривал как составную часть цепи либеральных ценностей, и который он поддерживал на протяжении всей своей карьеры. Его деятельность на пользу еврейского государства Синатра начал с контрабанды денег «Хагане» во времена британского мандата. Начиная с 1950­х годов, его записи и фильмы были запрещены в арабских странах из­за его симпатий к сионизму. Он выступал перед военнослужащими ЦАХАЛа, а в 1970­х и 80­х годах он передал миллионы долларов для студенческих центров в Назарете и Иерусалиме. Первое посещение Синатрой Израиля состоялось в 1962 году, в рамках его первого мирового турне. На пике своей популярности, его менеджеры хотели, чтобы он дал серию концертов, которые достигли бы Японии. У Синатры также были личные причины для этих гастролей: Его нелады с недавно избранным Д.Ф.Kеннеди и остальной частью его клана, из­за сочетания капризного нрава и голо­словных утверждений, касающихся связей певца с организованной преступностью, глубоко его ранили. Синатра вернулся к возрождению своей карьеры и усилил свою благотворительную деятельность, которой его менеджеры надеялись «умерить образ легкомысленного плейбоя». В мае и июне 1962 года Синатра дал 30 концертов в городах по всему миру. Процент от доходов пошёл в детские благотворительные организации. Тур начался в Токио, где оказались легионы его поклонников, желавших увидеть и услышать певца. Из­за того, что в графике гастролей Синатры появился Израиль, Лига арабских государств отвергла предложения, чтобы он выступил в Каире и Бейруте. Израиль – и его ответ на европейские выпады, воплощённые мерами арабов, – был глубоко личным делом для Синатры. Он родился и вырос в итало­американском анклаве Хобокене, Нью­Джерси; его бабушка и дедушка эмигрировали в Соединённые Штаты из Италии в 1890­х годах, и с антииммигрантским фанатизмом они столкнулись на рубеже веков, 15 Трансляриум ©: Фрэнк Синатра обожал Израиль, и Израиль поклонялся ему http://www.translarium.info/2015/05/sinatra­israel.html#more 3/7 определённой лояльностью к сионизму. В американском центристско­либеральном консенсусе начала 1960­х годов, Израиль был простым юридическим субъектом: евреи это – меньшинство, которое преследовали и убивали в Европе, и они нуждаются в убежище на своей исторической родине Палестине, которая была им обещана в течение многих десятилетий в рамках международного права. Во время своего международного турне 1962 года Израиль был страной, где Синатра наметил дать большинство концертов: семь в шести городах. Деньги от этих концертов были предназначены для строительства «Международного Молодёжного Центра Фрэнка Синатры» в Назарете. Он предназначался в качестве центра и для еврейских, и для арабских юношей. Возможно, Синатра представлял себе, что его американское либеральное видение «плавильного котла», в котором бы растворились все предрассудки – основной месседж фильма «Дом, в котором я живу», который может быть передан в Израиль, где Синатра сделал ставку на центр, предназначенный для равных возможностей для еврейских и арабских подростков. Израильские концерты Синатры совпали с празднованием Дня независимости страны 1962 года. (Это был 14­й День независимости Израиля). Он был приглашён на официальные мероприятия и сидел на трибуне рядом с премьер­министром Давидом Бен­Гурионом и генералом Моше Даяном, наблюдавшими празднование Дня Независимости. На тренировочной базе десантников в посёлке Тель­Ноф Синатра дал концерт для военнослужащих. Некоторые номера из этого концерта были засняты на плёнку и включены в документальный фильм 1962­го года «Синатра в Израиле». Но самым обширным было описание первого визита Синатры в Израиль, которое мы получили из­под пера афроамериканского помощника Синатры Джорджа Джейкобса. В своей книге откровений «Г­н С.: Моя жизнь с Фрэнком Синатрой», Джейкобс дал яркий отчёт об их пребывании в Израиле и его значении для обоих – него самого и его босса. Джейкобс пишет: «После недели нашего пребывания в Гонконге мы вылетели в Израиль. Г-н С. обожал Израиль, а Израиль, в свою очередь, обожал его. Здесь была целая страна несчастных и оставшихся в живых, людей, большинство которых Синатра уважал, людей, как и он сам, которые упустили свои шансы. … Израиль был единственным местом во всём туре, где г-н С. проявил реальный интерес к этой стране, а не к пункту концертной остановки. Он хотел увидеть всё, и Израиль выкатил ему красную ковровую дорожку. Когда он захотел пересечь Галилейское море (озеро Кинерет) и посмотреть Голанские высоты, израильтяне связались с сирийцами и сообщили им, что их военное охранение Синатры это – не перемещение войск, чтобы те не открывали огонь. Закат на Галилейском море был великолепен. – «Ещё несколько дней, и я мог бы стать верующим», – полушутя сказал г-н С.

140304-gp-sinatra-3a_3a5319360f0921138fa376d6596e0972

 

Синатра и Джордж Джейкобс присоединились на трибуне к Бен Гуриону и Даяну и смогли пройти через Мандельбаумские ворота на пересечении границы Иерусалима с Иорданией, чтобы посетить христианские святыни. Синатра, выросший в традициях католической церкви, горел желанием посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа. И это был тот же импульс, который вызвал его желание несколько раз посетить Назарет и привёл его к решению финансировать строительство католической церкви, которая бы носила его имя. После их визита на иорданскую сторону границы, Синатра и Джейкобс вернулись в израильский Западный Иерусалим для посещения музея «Яд ва­Шем». Об этом визите Джордж Джейкобс написал: «Самым трогательным и для г-на С., и для меня, был Мемориал Холокоста «Яд ва- Шем» на холме Памяти, где все деревья были посажены в память о погибших. Это было потрясающее и торжественное место. Внешняя красота земли, текущей молоком и мёдом, контрастировала с ужасами, показанными внутри, особенно, в подземном «Детском музее», где каждый из более чем одного миллиона крошечных огоньков представлял собой жизнь ребёнка, которая угасла. После всего этого г-н С. сказал, что это посещение заставило его почувствовать себя никчемным человеком, который не сражался во Второй мировой войне, и что Израиль – «удивительная страна, за которую стоит умереть». *** В 1964 году, через два года после того первого визита, Синатра, снова в сопровождении Джейкобса, вернулся в Израиль, чтобы торжественно открыть здание Молодёжного Центра Назарета, и он снова был удостоен уважения израильской общественности и чиновничества этой страны. Год спустя, Синатра вернулся для съёмок в фильме «Откинь гигантскую тень», эпической драме Голливуда с Кирком Дугласом, об основания Израиля. Этот фильм был об израильских военных, и роль американского офицера, полковника Микки Маркуса стала для Синатры важной вехой в его формировании. Когда ему предложили эпизодическую роль американского лётчика­истребителя, который соглашается помочь новым ВВС Израиля, Синатра с готовностью согласился. В 1965 году любовь Синатры к Израилю и израильтянам была такой сильной, как это было в 1948 году. Кирк Дуглас предложил Синатре, что было в то время огромной суммой, – $ 50000, чтобы он ненадолго появился в этом фильме. Синатра сразу пожертвовал свой гонорар за эту роль своему Молодёжному Центру Назарета. Роль Синатры, как бесшабашного героического военного пилота, не совсем убедительна. Ирония, не ускользнувшая от многих кинозрителей, состояла в том, что сам Синатра никогда не служил в американской армии во время войны. (Он был освобождён по медицинским показателям). Как отметил критик Фрэнсис Дэвис: – «Синатра провёл Вторую мировую войну в униформе только на экране, где он всегда, казалось, находился в отпуске или только что был только что демобилизован». Несмотря на все благие намерения (и всего лишь эпизодическую роль Синатры), фильм «Откинь гигантскую тень» потерпел провал. В этом фильме, как и в фильме «Исход», выпущенном за несколько лет до этого, израильтяне – хорошие парни, или «ковбои», а арабы – «индейцы». Тема хэппи­энда, торжества добра над злом, в этом фильме звучит настолько вопиюще, что у зрителя складывается впечатление, что не могло бы быть другого финала этой истории. Как заметил критик газеты «New Yorker» Брендан Гилл, – «это фильм, приводящий в замешательство … ещё одна попытка создания кино­биографии, которая может быть преподнесена в случае ошибочной идентификации: любое сходство с живыми или мёртвыми приносится в жертву, чтобы дать простор для героя Кирка Дугласа». Когда Синатра стал сторонником Никсона в 1970­х годах и сторонником Рейгана в 1980­е годы, он всё ещё мог оставаться быть связанным с израильской темой, хотя Израиль многим больше не казался слабаком. Ибо в начале 1980­х годов американская поддержка Израиля стала консервативной политикой; и многие либералы стали разочаровываться израильской политикой на оккупированных территориях. В середине 1970­х годов Синатра собрал $ 1 млн, чтобы построить студенческий центр Еврейского университета на горе Скопус в Иерусалиме; в 1978 году этот центр был назван в его честь. Этот центр, как и центр в Назарете, построенный Синатрой в 1964 году, был предназначен и для еврейских, и для арабских студентов. Тем не менее, как и в случае с центром в Назарете, возможно, что ни Синатра, ни другие доноры или их израильские собеседники, не следовали какой­либо серьёзной моде, которая, согласно американской либеральной повестке дня, может быть осуществлена в рамках израильского контекста. К сожалению, этот студенческий центр, спустя десятилетия, прославился палестинским терактом, произошедшим там в 2002 году, в котором были убиты девять человек, среди них – несколько американских студентов. О связи Синатры на протяжении всей его жизни с Израилем, я думаю, что последнее слово должен сказать его помощник Джордж Джейкобс: «Мы часто возвращались в Израиль, который, как решил г-н С., был его любимой страной. Г-н С. часто горделиво говорил, что он – «Царь Иудейский». Он пожертвовал большие деньги сионизму и подключался к этой миссии каждый раз, когда у него был шанс. *** Шалом Гольдман запланировал выступить на 100­летие со дня рождения Фрэнка Синатры: «The Israeli Connection», во вторник, 9 июня в «Tmol Shilshom», знаменитом литературном кафе Иерусалима, с музыкой Эмми Равива. Шалом Гольдман, профессор религиоведения и ближневосточных исследований Университета Дьюка и автор, среди других книг, предстоящей публикации книги «Различие между евреями и христианами и современная еврейская идентичность: Семь обращений (в другую веру) в двадцатом веке».

 

Перевод: +Игорь Файвушович

Источник Опубликовано в блоге «Трансляриум»

http://www.translarium.info/2015/05/sinatra-israel.html#more

Посмотреть также...

Жизнь имени Миронова

04/14/2021  11:48:04 Дружба с Андреем Мироновым определила его жизнь – сначала он создал театр его …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *