Древние евреи и «нечистая» пища

08/02/2021  16:45:24

В двух книгах Торы (Левит и Второзаконие) говорится о запрещённых и разрешённых в пищу животных. Животное, запрещённое в пищу, называется «таме», т. е. ритуально нечистое: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». (Лев. 11:8).

Тщательно перечисляются признаки, по которым можно определить животное, допускаемое к употреблению в пищу: жует жвачку и при этом имеет раздвоенные копыта. Однако сами ритуально чистые животные не упоминаются, кроме четырёх запрещённых животных — верблюд, даман, заяц и…. свинья, видимо, чтобы в дальнейшем не возникло споров о пригодности их в пищу. Они имеют вместо обязательных двух характеристик пригодности только один — жуют жвачку или имеют раздвоенные копыта, но двумя признаками одновременно не обладают (Лев. 11:4-7).

Также даны чёткие указания в отношении морских обитателей и снова показывают два признака пригодности – плавники и чешуя. Все остальные не имеющие этих двух опознавательных знаков – в пищу запрещены.

Птицы перечисляются подробно. Упоминаются двадцать видов пернатых, запрещённых в пищу, в большинстве своём питающихся убоиной и падалью.

Запрещаются в пищу все насекомые, кроме некоторых видов саранчи. Возможно, это выпадающее из общей системы послабление связано с трудной досягаемостью пищи в условиях пустыни, по которой Моисей вел народ Израиля. Это разрешение косвенно свидетельствует о древности закона, восходящего к первоначальной традиции народа-кочевника.

Нечисты также мелкие животные, ползающие по земле, такие как змеи, мыши, черепахи, ящерицы и т. д.

Дотронувшийся до их трупов становится нечистым до вечера. Всякая вещь, которая имела соприкосновение с трупами этих животных, становится нечистой.

Глиняный сосуд, печь и очаг должны быть уничтожены, если произошло соприкосновение с трупом животного. Питьё из сосуда, внутрь которого попала мертвечина, также становится нечистым.

Употребление в пищу пресмыкающихся возбраняется категорически, так как считается осквернением человека: «не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев. 11:43-46).

Как мы видим, всё очень строго.

Придерживались ли жители Иудеи и Израиля (двух разделённых царств) пищевых ограничений, о которых говорит Тора?

Оригинальны ли законы «кашрута»?

Действительно ли во времена Первого Храма был запрет употреблять в пищу определённые виды животных?

Для начала желательно обратить внимание на аналогичные законы других народов, с которыми сталкивались сыны Израиля.

Известно, что в древнем Египте существовало понятие о ритуальной чистоте и святости посредством воздержания от определённой пищи. Для прочтения 64 главы Книги Мёртвых необходим был отказ от употребления в пищу мяса и рыбы, а также от контактов с женщинами:

«Эта глава должна быть прочитана человеком ритуально чистым, не вкушающим рыбы или мяса и не прикасающимся к женщинам».

На одной египетской стеле, воздвигнутой в XIV в. до н. э., сообщается, что строитель не осквернялся нечистой пищей:

«Не ел никакой мерзости, не вкушал рыбу и даже не ловил её».

В папирусе Галовера 3292 существует понятие «чистый» (wcb), означающее физическую или нравственную чистоту.

В Египте не было тотального запрета употреблять в пищу рыбу. Только при определённых случаях, в определённое время, например, в период наполнения Нила или в двадцать второй день первого месяца, египтянам было предписано воздерживаться от рыбы, так как в этот день, по египетскому поверью, бог Ра создал водоплавающих. Вполне вероятно, это был один из способов сохранить поголовье рыб.

Ни о каком разделении рыбы по внешним признакам речь не идёт.

О запрещении употреблять нечистую пищу также известно из надписи в храме Исиды:

«Желающий посетить храм должен воздерживаться от употребления нечистой пищи и должен быть обрезан» (6-10 строка).

В папирусе Нута говорится, что употребляющие в пищу мясо являются ритуально нечистыми. Речь не идёт о конкретных видах животных, а о ритуальной нечистоте вкушающего мясную пищу.

По словам Геродота, жившего в пятом веке до н.э., свинья считалась нечистым животным:

«Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать ни в один храм» (Геродот II; 47).

Сообщение, на первый взгляд, несколько странное, потому что по словам того же Геродота, египтяне приносили в жертву свиней двум богам — Селене и Дионису, и после жертвоприношения ели свинину:

«Прочим богам, кроме Селены и Диониса, египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам — только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после жертвоприношения вкушают свинину» (Геродот II; 47).

Очевидно, Геродот зафиксировал два различных обычая, которых придерживались разные слои населения.

Археологические находки времён Древнего Царства свидетельствуют, что египтяне употребляли свиней и кабанов в пищу.

Несколько позднее, вплоть до 18 династии (2190-2160 гг. до н. э) не встречается изображение свиньи, в могилах не обнаружено костей этого животного. В период Среднего Царства (2106-1786 гг. до н. э.) развивается свиноводство. Были найдены свиноводческие фермы, образ свиньи служил амулетом, даже богиня Нут показана в виде свиньи. Но вместе с этим в Египте развивается и противоположная традиция. Сет становится злым божеством песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти.

Сет — противник Гора, изображается в виде свиньи, поэтом свинья в Египте становится отверженным и нечистым животным:

«Затем Ра сказал Гору: «Посмотри на ту чёрную свинью», и Гор посмотрел, и тут же глаз его пострадал».

«Чёрная свинья, на которую посмотрел Гор, была на самом деле Сет, который превратился в чёрную свинью, и именно он поразил глаз Гора огнём. Затем Ра сказал двум другим богам: «Свинья вызывает у Гора отвращение; но хотя это отвратительное ему существо, он поправится». (Папирус Нут, Британский Музей, N10477, лист 18).

В священных египетских законах также говорится о птицах, разрешённых и запрещённых к употреблению в пищу, только причина запрещения противоположная, чем в законодательстве Моисея.

Коршун, ястреб, ибис и орёл в Египте являлись священными птицами, так как символизировали богов, и поэтому их было запрещено употреблять в пищу.

Итак, в Египте не было тотального запрета на употребление в пищу животных, считавшихся нечистыми, но только при определённых случаях, в особенные дни и в определённый период египетской истории. Не было столь подробного описания признаков нечистых или чистых животных и птиц, как в законах Торы.

Однако существовало само понятие о ритуально нечистой пище. И вполне возможно, Моше (Моисей) и священники, бежавшие из Египта, знакомые с этими традициями, могли переработать их по своему усмотрению.

В Зороастризме существует понятие «храфстра» — это животные и насекомые, считавшиеся вредными порождениями божества Ангро Манья. К ним причисляются волки, черепахи, змеи, практически все земноводные и все бескрылые насекомые:

«Дух Зла напал в облике змея и сразу наплодил ядовитых змеёнышей. Мириады храфстра — крысы, мыши, землеройки, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и муравьи, и какие другие есть ещё многоножки, черви, ядовитые, жалящие расползлись и заполонили все пастбища, так что без вредоносных тварей не осталось на земле и места с остриё иголки» (Сказание о сотворении мира).

Уничтожение «храфстра» считалось богоугодным делом. В тексте «Авесты» говорится об искуплении посредством уничтожения «храфстра». Было строжайше запрещено убивать выдру, так как это животное уничтожает «храфстра»:

«Если кто убьёт выдру, жилищем тому будет ад, род его угаснет, он не сможет искупить грех, если не получит десять тысяч ударов ритуальной плетью… Не совершит десять тысяч жертвоприношений, не убьёт десять тысяч змей, десять тысяч ящериц, десять тысяч жаб, десять тысяч древесных лягушек, десять тысяч муравьёв, десять тысяч мух…» (Видевдат 14.1 — 10).

Геродот рассказывает об обычаях персидских магов уничтожать животных, которых они считали вредными:

«Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека. Они даже считают великой заслугой, что уничтожают муравьёв, змей и пресмыкающихся и летающих животных» (Геродот I;140).

Законы зороастризма о вредных и полезных животных значительно отличаются от законов Пятикнижия о нечистых и чистых животных. Иудейские законы не приписывают уничтожать нечистых животных. Кроме этого, полезные животные по учению Заратустры, такие как собака, выдра, лошадь, согласно Торе, являются нечистыми.

Иудейские традиции и по сей день кажутся вполне адекватными. Более того, лично я уверен, что речь идёт о диетических и гигиенические правилах, регламентирующих пригодность употребления в пищу того или иного животного, чтобы предотвратить употребление животных, контакт с которыми приводит к отравлениям, болезням, эпидемиям.

Возможно люди, записавшие эти правила, сами не ведали об истинных причин этих запретов.

В Торе нет историй или мифов, объясняющих происхождение законов о «нечистой» пище. Возможно, они существовали в глубокой древности и не слишком отличались от египетских преданий, поэтому авторы или редакторы книг Торы их проигнорировали.

Сложно представить, что все правила, описанные в 11 главе книги Левит, были плодом измышлений кочевника. Многие пищевые запреты не актуальны в условиях пустыни, в которой не обитают большинство из перечисленных запрещённых животных и уж тем более рыб.

Выявление общей системы распознавания животных по внешним признакам (например, одновременно два обобщающих признака: раздвоенное копыто и срыгивание жвачки), является простым и гениальным.

Употребление в пищу хищников, поедающих падаль и накапливающих в своём мясе трупный яд, — опасно для человека, приводит к отравлениям и различным заболеваниям. Например, свиньи нередко бывают носителями сальмонелл, мясо часто заражено ленточными глистами и цепнями. Свиньи в жарком климате представляют эпидемиологическую опасность из-за множества общих с человеком болезней.

Естественно, другие виды животных (кошерные) могут быть разносчиками болезней, однако в гораздо меньшей степени, чем «нечистые» животные. А полностью лишиться доступного животного белка, ограничить себя в пищевых удовольствиях люди не были готовы ни тогда, ни сейчас.

Кулинарные предпочтения во многом зависят не только от религиозных традиций. Люди прекрасно умеют выживать в разных условиях, подстраивая свои традиции под те или иные климатические особенности.

Однако все эти измышления не отвечают на вопрос о существовании и соблюдении сынами Израиля пищевых запретов.

Для этого нам следует заглянуть в Писание, которое довольно подробно рассказывает о жизни и быте многих поколений евреев, освещая события протяжённостью в тысячу лет.

Как ни странно, мы не встречаем ни одного рассказа, упоминающего пищевые запреты, кроме случая, когда сыны Израиля, проголодавшись, стали есть мясо с кровью:

«Они забрали у филистимлян овец, коров и телят и были так голодны, что стали закалывать животных на земле и есть мясо, когда в нём ещё была кровь!

Кто-то сказал Саулу: «Смотри! Люди грешат перед Господом. Они едят мясо с кровью!» Саул сказал: «Вы согрешили! Прикатите сейчас сюда большой камень!»» (1-Цар. 14:32-33).

На основании этой истории, мы можем утвердительно сказать о существовании в древние времена запрета есть мясо с кровью, т.е. сырое мясо.

Кроме этого, в книге, приписанной пророку Исайи, содержится осуждение народа, употребляющего свинину. Правда, из контекста не вполне ясно, осуждается вкушение свиного мяса как такового или какой-то идолопоклоннический ритуал, в котором свинья приносилась в жертву, что являлось немыслимым:

«Народ, гневящий Меня пред лицом Моим постоянно; приносящие жертвы в садах, и воскуряющие на кирпичах. Обитающие в могилах и в скрытых местах ночующие, едящие мясо свиное, и отвар гнусный (в) сосудах их» (Исайя 65:3-5).

Вполне вероятно, что употребление свинины в контексте этого осуждения касалось языческого ритуала, так как в древности простой бедный народ, как правило, ел мясо только во время празднеств и жертвоприношений:

«Те, которые освящают себя и очищают себя в рощах, один за другим, едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Господа» (Исайя 66: 17).

Вместе с этим, автор последней части книги Исайи ставит в один ряд свинину и мышей, что может говорить о свинине, как о нечистой, мерзкой пище. И это означает, что по крайней мере в VI-V вв. до н.э. (предположительное время написания 56-66 глав книги Исайи) существовало понятие о мерзкой пище, к которой относили свинину.

Как мы выяснили, Писание не вносит ясности в обсуждаемый нами вопрос.

Возможно, нам помогут археологические изыскания. Ведь можно довольно точно установить по найденным костям диетические предпочтения сынов Израиля.

И здесь нас ждут поистине сюрпризы.

С развитием животноводства на территории Леванта жители нашего региона традиционно использовали в пищу мелкий рогатый скот — овец и коз, изредка крупный — коров и быков, свинину — в минимальных количествах. Не было традиции выращивать свиней. Самыми большими свиноедами считались филистимляне. Покинув греческие острова, они привезли с собой не только свои религиозные традиции, но и кулинарные — особую породу европейских свиней. Кстати, именно их потомки сейчас наводнили Израиль.

В Египте, как стало очевидно из археологических раскопок, высшее общество воздерживалось от свинины, а вот бедные слои населения были рады отведать «непрестижное» в Египте мясо.

До недавнего времени было принято считать, что города сынов Израиля времён «итнахалута» (заселения Ханаана) и далее характеризуются отсутствием свиных костей. Вернее, по отсутствию свиных костей определяли еврейские характерные черты поселений.

Однако тщательные исследования показали, что существовали не только ханаанские города, в которых не обнаружено свиных костей, но даже филистимские деревни.

Более того, раскопки городов северного царства Израиля, построенные на месте прежних ханаанских, показали довольно интересную вещь. В более ранних слоях ханаанского периода не найдено ни одной свиной кости, а вот в более поздних слоях, относящихся к VIII-VII вв. до н.э. (царство Израиля) обнаружены достаточно явные следы употребления в пищу свинины.

Относительно небольшое количество найденных свиных костей не позволяет однозначно заявить, что израильтяне постоянно употребляли в пищу «запрещённое» животное. В любом случае в Ханаане, а потом в Израиле и Иудее, скорее всего, из-за климатических условий, а не только религиозных традиций, не занимались свиноводством.

На территориях, традиционно относящихся к Иудее X-IV вв. до н.э. (Железный век II), найдено минимальное количество свиных костей, кости же кошерных животных имеются в огромных количествах.

Кулинарные новшества северного царства Израиля восьмого века до н.э. (3-8% свиных костей от общего количества) практически не затронули Иудею. Жители южного царства воздерживались от свинины.

В слоях, относящихся к VIII-VII вв. до н.э., хоть и в минимальных количествах, встречаются свиные кости, примерно от 0-2% (в зависимости от места раскопок).

Свиные кости обнаружены лишь в крупных филистимских городах, например: в Ашдоде — 10% от общего количества костей, в Экроне — 19%.

В окрестных поселениях, относящихся к филистимлянам, похоже, воздерживались от свинины, так как прокорм этого животного требовал ресурсов, пищевых отходов; также подходящих мест для пастбища, которых не было в достаточном количестве. Филистимляне со временем приспособились к местным традициям и употребляли свинину всё меньше и меньше.

Существует версия, призванная объяснить закон, объявляющий свинью «нечистым» животным. Мол, из-за долголетней вражды с филистимлянами — любителями свинины, это мясо воспринималось сынами Израиля более негативно, чем другое некашерное. Однако это всего лишь предположение, так как Писание ничего подобного не зафиксировало.

Мясо крупного рогатого скота употребляли в пищу богатые люди, баранину — средний класс, а вот козлятина занимала примерно такое же место в древнем мире, как курятина в современном. Касаемо свинины, как мы видим из раскопок филистимских городов и недавней находки в Городе Давида (Иерусалим), в Иудее это мясо могли позволить себе только зажиточные люди.

Пик неприязни к свинине возник во время гонений на иудейские традиции во втором веке до н.э., когда, согласно Маккавейским книгам, по указу Антиоха Эпифана (II до н.э.), иудеев пытались принудить «приносить в жертву свиное мясо» (1-кн. Мак. 1:44).

Трудно определить время появления понятий «чистой» и «нечистой» пищи. Мы не знаем, насколько тщательно и строго иудеи придерживались во времена Первого Храма пищевых запретов и были ли они именно такие, как показано в Торе, которая, кроме древнейших преданий, содержит более поздние тексты, законы, традиции.

Вместе с этим, нелишне напомнить о находке жертвенника на горе Эйвал, который согласно традиции установлен по приказу Йеошуа Бин-Нуна во время вторжения сынов Израиля в Ханаан.

Радиоуглеродный анализ (С14) пепла и костей жертвенника показал, что речь идёт о XIII веке до н.э., что соответствует общепринятой дате исхода из Египта.

Анализ костей показал, что все животные для всесожжения — кошерные особи мужского пола возрастом около одного года. Именно такие указания содержатся в священнической книге Левит (Лев. 1:3).

Вполне возможно, что в это время существовала не только традиция жертвоприношения кошерных животных, но и правила, связанные с употреблением в пищу тех или иных животных, птиц и рыб.

Книги Торы не выделяют особенным образом запрет на поедание свинины. Свинья «нечистое» животное, потому что «не жуёт жвачки» (Вт. 14:8), не более того. Версия отказа от свинины, чтобы таким образом отделить себя от других народов Ханаана, в силу изложенных выше причин не выдерживает критики.

Совсем недавно, во время археологических раскопок на восточных склонах Города Давида, недалеко от Храмовой горы, в доме, относящемуся к железному веку IIB (VIII век до н.э.) был найден череп и скелет поросёнка.

Можно сказать, эта сенсационная находка усилила дискуссию о строгости запрета употребления свинины, поэтому о ней следует рассказать подробно.

Начнем с того, что семимесячный домашний поросёнок находился в четырёхкомнатном иудейском доме, в котором проживала зажиточная и знатная семья. В этом месте были найдены буллы на иврите с иудейскими именами, носящими теофорные окончания WH (הו), связанные с Именем Бога YHWH (יהוה) «Хаханьяhу» (חחניהו) и «Асияhу» (עשיהו).

Скелет поросёнка был обнаружен в помещении, служившем для приготовления пищи. Кроме больших и мелких сосудов, предназначенных для хранения продуктов, были найдены кости различных животных: коровы, овец, коз, птиц, а также рыб. Подавляющее большинство костей были обожжены или имели следы разделки, а вот поросёнка хозяева не тронули. Возможно, вскоре он тоже был бы съеден. Однако несчастный малыш умер придавленный большими камнями. Трудно понять, что явилось причиной разрушения дома. Сильное землетрясение (о котором нам ничего не известно), военные действия или наказание провинившемуся чиновнику?

Через какое-то время на месте этого дома был построен другой, который просуществовал примерно до 586 года до н.э., пока вавилоняне, завоевавшие Иерусалим, не разрушили Город.

Дом, в котором найдены кости поросёнка, находился возле потока Гихон. Возможно, это не случайно, так как для выращивания свиней требуется источник воды, находящийся поблизости.

Наверно, этот поросёнок был не единственным в Иерусалиме и не был тайно выращен свино-диссидентами.

На данный момент затруднительно определить, во время правления какого царя происходило это «безобразие». В восьмом веке до н.э. Иудеей правили, в основном, благочестивые цари, впрочем, это не мешало им, а также жителям Иерусалима, придерживаться разных культов, связанных, например, с поклонением или, точнее, с приданием богине Ашере особого статуса.

В любом случае, свидетельств о нарушении одного из важнейшего запретов — «не делать идолов и никаких изображений богов», найдено огромное количество (Исх. 20:4).

Если предположить, что нарушали более важную заповедь, так почему не могли игнорировать менее значительную?

К сожалению, наше исследование однозначно не ответило на поставленные в начале статьи вопросы.

Возможно, мы найдем ответы на них несколько позднее, и помогут нам в этом новые данные, связанные с употреблением в пищу «некошерных» рыб — акул и сомов в эпоху Первого Храма.

Стоит заметить, что во времена Второго Храма иудеи полностью отказались от ритуально нечистых животных.

Источник: Facebook

Посмотреть также...

АОИ призывает с целью отправки в Газу две резервистские бригады

04/15/2024  16:51:12 Dov Kontorer После долгого перерыва АОИ призывает с целью отправки в Газу две …