Главная / В Украине / Кременчуг в судьбах еврейского театра

Кременчуг в судьбах еврейского театра

04/13/2018    12:46:59

Борис Бабилуа

В начале марта 1899 года, после гастролей в Екатеринославе, в город Кременчуг приехала еврейская театральная труппа А.Фишзона. Артисты сняли номера в гостинице «Пальмира», на улице Херсонской.

Еврейские театры, самодеятельные труппы из местечек, в условиях политики государственного антисемитизма, вынуждены были выступать даже в черте оседлости под видом странствующих «немецких» групп.

С лета 1910 года, в Кременчуге появляется свой театральный коллектив.

«Театр миниатюр», или «русско-еврейский», как называли его тогда, начал работать с 1912 года. Это было массово-развлекательное заведение, где ставились, большей частью, произведения легкого жанра, рассчитанные на широкую аудиторию. Проблема была в том, что постоянной труппы театр не имел. Ее каждый сезон подбирал антрепренер Шпинглер, режиссером был Николай Васильевич Троицкий (по некоторым сведениям — псевдоним), а суфлером театра был некий Пушок (имел такое прозвище за коротко подстриженные усы).

Здесь ставили драмы, оперетты, водевили, отдельные эстрадные номера.

В летний сезон 1912 г. в труппе театра появился начинающий актер из Одессы – Лейзер Вайсбейн. Он работал только один сезон, но имел большой успех. Здесь Лейзер (Лазарь), взяв псевдоним, стал Лёней Утёсовым. По свидетельству самого Леонида Осиповича, именно Кременчугский «русско-еврейский» Театр миниатюр определил его дальнейшую актерскую судьбу.

Утёсов вспоминал, что в Кременчуге он исполнял на идиш песни Абрама Фишзона, которые были чрезвычайно популярны: «Дер найер зингер», «Дер мешугенер», одесские куплеты.

Леонид Осипович, в своих мемуарах, писал: «В Кременчуге ни оперой, ни драмой, ни балетом, ни опереттой в те времена не увлекались. Музыкой — и того меньше. Но театр миниатюр нравился людям своей доступностью во всем. Спектакли в форме миниатюр тогда только рождались».

В те времена в небольших городах труппы менялись ежегодно, порой два раза в год — в каждом сезоне.

Представьте себе маленький провинциальный городок. Узкие повседневные интересы, сосредоточенные главным образом на соседях, на всевозможных склоках и пересудах. И когда в новый театральный сезон выступала новая труппа – это моментально переключало внимание. Город несколько дней находился в возбужденном состоянии.

Актеры тоже были неравнодушны к этому событию. Нравиться — это их профессиональное свойство. Они надевали все лучшее, и величаво прогуливались по главной улице.

В 1914 г. Театр Миниатюр изменил название и был переоборудован под «Иллюзион — Биоскоп «Звезда»». А потом в помещении «Биоскопа «Звезда»» расположился театр «Фарс».

Находился Театр Миниатюр на углу ул. Биржевой и ул. Херсонской, возле Биржевого Сквера.

Кстати, о кинематографе.

В Кременчуге, до революции, демонстрировалась любовная мелодрама «Лехаим», снятая в конце 1910 года французскими режиссерами А. Метром и К. Ганзеном, с 1912 по 1914 год регулярно крутят немые фильмы: «День венчания» («Йом га-хупе»), «За океаном», «Хася-сиротка», «Любовь и смерть», «Борьба двух поколений», «Сатана», «Убой» («Ди шхите»), «Мачеха» («Ди штифмутер»), «Двумужница» («Зайн вайбс ман»), «Дочь кантора» (Дем хазнс тохтер»), «Клятва роковая» («Герцеле меюхес»), «Отвергнутая дочь» («Ди ферштойсене тохтер») по драме А. Гольдфадена и др.

Интересна и драматична судьба героев киноленты «За океаном». Большая еврейская семья оказывается в Америке. Все они по-разному и трудно приживаются в новой стране. Одни быстро схватывают: «В Америке надо иметь мозги…», другие тоскуют по Родине, особенно старик Рафаил Фридлендер, который вспоминает снежные зимы в Кременчуге, его добродушных и трудолюбивых жителей. Артисты В. Заславская, М. Фишзон, И. Арко, сыгравшие в картине главные роли, не смогли избежать театральности, но внесли в ленту тонкие психологические краски. Картина вызвала настоящий фурор в Кременчуге, её крутили десятки раз.

Большим успехом пользовались немые фильмы на библейские темы, такие как «Иосиф, сын Иакова», «Авессалом», «Есфирь», «Царица Савская», «Давид и Голиаф». Прокат располагал также рядом документальных и этнографо-географических лент с игровыми сценами. Но это были лишь «живые картинки», не претендовавшие на высокое искусство.

Вскоре синод православной церкви запретил прокат фильмов из священной истории, якобы оскорбляющих чувства верующих.

Большой интерес вызвал во всей России и США документальный фильм о торжественных похоронах 22-х свитков Торы, сгоревших в Кременчугской синагоге. К сожалению, фильм не сохранился. Газеты «Приднепровский Голос», от 14 января 1914 г., «Наша Неделя» № 43 (Москва), «Кине-журнал» № 3,5 (Москва) писали: «Состоялись съемки похорон 22 свитков Священной Торы, сгоревших в Кременчугской синагоге». «Торжественные похороны свитков Священной Торы, сгоревших в Главной Хоральной синагоге и виды Кременчуга». Производство Т/Д «Д.И.Харитонов». Продюсер Дмитрий Харитонов. Выпуск кинотеатра «Биоскоп Звезда». 16.01.1914 (Кременчуг). И еще: «Съемки 13.01.1914 обряда похорон, демонстрировавшиеся под хор и орган К.Оксигендлером».

Тогда, в 1899 году, для кременчугского зрителя труппа Фишзона играла пьесы веселые, комические: музыкальную комедию А.Гольдфадена «Оба Кунелемеля», «Шмендрик», пьесу А.Каминского «Капризная дочь» и другие.

Всё обходилось спокойно, сборы от выступлений были вполне удовлетворительными, несмотря на то, что против гастролей «отъявленных безбожников, лицедеев и апикойресов» злобно выступали раввины общин многих губернских городов и местечек.

До сентября артисты гастролировали по Полтавской губернии, а после вновь отбыли в Екатеринослав.

В 1907 году труппа Фишзона посетит Полтавскую губернию снова.

Отметим тот факт, что многие артисты еврейских трупп являлись уроженцами Кременчуга, жизнь многих из них, так или иначе, связана с этим городом.

О биографиях этих людей вкратце хочется поведать.

ВЕРА ЗАСЛАВСКАЯ

Родилась в маленьком местечке Кременчугского уезда. Вскоре ее семья переехала в Елисаветград, где девочка училась в гимназии. Еще учась в гимназии стала выступать в малороссийской труппе К.Крапивницкого. Играла в основном в музыкальных комедиях, как солистка исполняла вокальные партии, играла в спектакле «Наталка Полтавка».

Против воли родителей, она уехала, и гастролировала вместе с труппой по всей России, пока они не приехали в Киев, где из-за проблем с паспортом она покинула труппу и вернулась домой.

Когда в 1893 году судьба свела девушку с труппой Я.Спиваковского и А.Фишзона, она перешла на еврейскую сцену и с тех пор не покидала ее.

Когда Фишзон приехал в Елисаветград, вопреки запретам близких, Вера уезжает в Бердичев с еврейской труппой.

Поскольку она не владела литературным идишем, Вера пела только в эпизодах. Серьезно изучала идиш, и уже выступала в спектаклях «Миреле» и «Кишуфмахерин» Голдфадена, а вскоре и в других главных ролях.

Заславская гастролировал с труппой, вместе с Фокусниками и иллюзионистами, выступая в разных местах, например, на станциях и фабриках. Исполняла драматические роли в пьесах Я.Гордина, Я.Ваксмана, Ш.Аша, И.Золотаревского и других, и удостоилась даже сравнения с трагической актрисой Эстер Каминской.

В 1903 году Вера вышла замуж за актера Мишу Фишзона и начала выступать c репертуаром Гордина, как драматическая актриса.

В 1905 году Заславская играла в Лемберге (Львов), а затем в Варшаве, до 1908 года, когда она вместе с Мишей Фишзоном уехала в Америку, где недолго выступала в театре Кесслера, а затем, вернувшись в Россию, выступала в Москве, Киеве, Баку, Харькове, с драматическим репертуаром.

В 1917 году Заславская выступала в Петербурге, в 1918 году — в Одессе, где она стала артисткой Одесского Еврейского Государственного театра.

На 1910-е годы приходится пик славы актрисы в России. После гастролей во многих городах и штэтлах, труппа Фишзона отправилась в Сибирь, где к тому времени было много евреев-беженцев из западных районов России, захваченных немцами; а потом оказались в Харбине.

В 1921 году Заславская выступала вместе со своим мужем в Румынии, в «Yiddish muster un kunst-teater»; c 1923 года гастролировала по всей Польше, Франции и Англии, а в конце того же года Вера Заславская приехала в Америку.

В 1924 году стала играть в идишском театре в Детройте, а в 1928 гастролировала по Европе, где играла, вместе с Мишей Фишзоном, главные роли в Вене, Бухаресте и Будапеште, с драматическим и опереточным репертуаром.

1929-30 годах Заславская выступала в «Лирическом театре» Бруклина. В Россию актриса не вернулась.

МИРА АШКЕНАЗИ

Мира Ашкенази родилась 16 ноября 1898 года в Кременчуге, в семье торговца-коммивояжёра.

По окончании школы девушка поступает на медицинские курсы, при Харьковском университете.

Она посещает частную балетную студию, в Харькове, а затем поступает в Государственную театральную балетную школу, в Москве.

В 1920-21 гг. принимает участие в постановках  драматической студии.

С 1921 года Ашкенази выступала в Московском Музыкальном Театре, а также снялась в фильме «Идише гликн» («Еврейское счастье») режиссера А. Грановского, вместе с легендарным Соломоном Михоэлсом. Все натурные съемки проходили в Украине – в Кременчуге, Екатеринославе, Харькове, Бердичеве, Одессе и Виннице. Кроме артистов ГОСЕТа, в съемках принимало участие несколько тысяч местных жителей этих городов. В конце картины, в кадрах, можно узнать старый Крюковский мост через Днепр. В Кременчуге была снята значительная часть сцен.

ИЦХАК БРЕСТОВИЦКИЙ

Родился 19 января 1886 года в Кременчуге, в семье торговца. Учился в  хедере, а затем в государственной школе. Когда мальчику исполнилось десять лет, умер отец, и он стал петь в синагогальном хоре, в Главной Хоральной синагоге.

В двенадцать лет он уехал в Одессу, где также пел  в синагоге с кантором Шейнбергом.

В возрасте шестнадцати лет Ицхак Брестовицкий переезжает в Смоленск, где присоединяется к русской труппе, в качестве режиссера.

Через два года, ввиду призывного возраста (войн-рехт), Ицхак вынужден был отбыть обратно, в город своего рождения, и здесь он присоединился к еврейской театральной труппе Давида Сабсая, куда был взят, как бутафор.

В 1904 году он получил свои первые роли в пьесах «Катеринштик» и «Бобе Яхне» Гольдфадена.

После волны погромов, прокатившихся по России в 1905 г. труппа отправилась Австрию. Актеры очень нуждались, бедствовали и, буквально, сводили концы с концами.  Брестовицкий вернулся в Россию.

Вплоть  до 1907 года, он играл в различных труппах, а затем прибыл в Варшаву, где поступил  в труппу Компанейца-Раппеля, в качестве ассистента режиссера и актера. Вслед за этим  Брестовицкий присоединяется к труппе Зандберга, в Лодзи, а в 1910 году он был вовлечен в труппу Раппеля и Эпельберга, в Варшаве. Позже Ицхак Брестовицкий выступал в различных идишских труппах, в 1920-1921 гг. он гастролировал по всей России с народными еврейскими концертами. В 1922 году Брестовицкий становится руководителем труппы Заславского.

В конце 1925 г. он приехал в Аргентину, где выступал в идишском  театре, был членом аргентинского издательского комитета «Лексикон идиш театр». Из  Буэнос-Айреса,  в середине 1926 года, Брестовицкий уезжает в Америку.

ХАНА ДАЯН-ДОБРОВИНСКАЯ

Хана Даян-Добровинская родилась в Кременчуге. Ее отец занимался торговлей в Нововоронцовке, Херсонской губернии, куда впоследствии переехала семья, и где Хана жила до 1909 года. Там она окончила частную еврейскую школу для девочек.

Хана была музыкальной, обладала прекрасным голосом, и начала играть в украинском любительском театре.

Девушка, оставив родителей, уехала в Херсон, где поступила в музыкальную школу, а затем поехала в Екатеринослав, и вошла в труппу Хиршбейна.

В военное время Даян-Добровинская играла в эпизодических ролях у Фишзона и Компанейца, а также пела в хоре. Вскоре стала играть драматические роли с Соколовым, в Вильно, затем, под руководством Липовского, гастролирует по Украине, где в то время происходят кровавые погромы.

Добровинская вошла в харьковский «Унзер винкл». Затем она поступила к Заславскому, пока не поехала в Америку, где выступала, в сезонах, в Буффало и Миннеаполисе, а также принимала участие в постановках на русском языке, в Нью-Йорке. В 1928 году Хана Даян-Добровинская играла, в течение короткого времени, в Нью-Йорке, с Илвингом.

СОЛОМОН ГЕНФЕР

Родился в Кременчуге, в 1874 году.

Успешно занимался торговлей мануфактурой.

Еще до знакомства с русско-идишской певицей Стрельской (на которой Генфер позже женился), он, что называется, «преуспел в идишском театре», и стал, как принято говорить теперь — «одним из популярных театральных продюсеров».

Его труппа отличалась хорошим репертуаром, своими неповторимыми особенностями.

Он баловал зрителя самыми лучшими идишскими постановками.

5 августа 1913 г. Соломон Генфер умер в Вильно. После его смерти, вплоть до начала войны, труппой руководили два его брата.

 

ЯКОВ ГОРДИН

Родился 1 мая 1853 года в Миргороде, Полтавской губернии, в видной и обеспеченной семье. Его отец — Ехиэль Михл Халеви, был торговцем. Хасид-хабадник, увлеченный идеями хаскалы, он воспитывал сына в духе Просвещения и старой, традиционной еврейской жизни.

 

 

 

 

 

 

ДИНА ГАЛЬПЕРИНА (ХЭЛПЕРН)

Родилась 15 июля 1909 года в Варшаве. В самые ранние годы Дину привезли в Кременчуг, где ее отец устроился инженером-механиком на фабрику Адамского.

Вновь переехав в Варшаву, девушка воспитывалась там в духе еврейских традиций, училась в еврейской народной школе, изучала иврит в частном порядке с раввинами, затем в еврейской начальной школе Давидовича, и окончила образование в светской польской школе, которая находилась под руководством Филипены Буки. В 1925 году она училась полгода в польском народном университете, а также на вечерних курсах польской журналистики. Также, некоторое время, она читала лекции на польском языке ученикам Талмуд-Торы.

Родственницей Гальпериных была актриса Эстер Рухл Каминская (младшая сестра ее деда), и Дина часто посещала спектакли с ее участием. Тогда-то девушка со всей страстью влюбилась в еврейский театр.

19 марта 1926 года она впервые выступила в балете, в театре «Каминска», в оперетте «Кавказская любовь» под руководством хореографа Сэма Бронецкого, ставшего ее учителем танцев, а вскоре после этого она была принята в хор под руководством Ицхака Шлоссберга. Позже она сыграла небольшую роль у Шломо Кутнера. В 1927 году, участвовала, как дублер, в «La skhmud» Гольфадена, под руководством Зигмунда Туркоу, который начал задействовать ее в небольших драматических ролях (затем актриса получит большую роль в «Золотой Земле» Якоба Пэта).

В сезоне 1928 года она выступала в роли Цейтл, в «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, с участием Рудольфа Заславского; в том же году Дина сдала экзамен, чтобы стать членом «Союза идиш артистов Польши», под руководством Гордина. В 1929 году она играла в ревю-театре «Самбатион», под руководством Ицхака Нозика. В 1930 году, впервые, под руководством Ицхака Нозика, актриса выступает в «Народном театре». Она сыграла драматические роли из репертуара Каминской, и была приглашена с труппой в другие города Польши.

В 1931 году она вышла замуж за своего учителя балета и актера оперетты Сэма Бронецкого, и вместе с ним отправилась в тур по польской провинции со своей труппой (менеджер — ее дядя Авраам Гальперин) с опереточным репертуаром. Тур длился год и пролегал по крупным и маленьким городам Польши, Восточной и Западной Галиции, Волыни. В репертуаре были музыкальные пьесы Бронецкого — «Мадемуазель Фифи», «Большое наследство»  и др.

В 1932 году Гальперина сыграла в Вильно, вместе с местной труппой «Unzer Theatre», в «Di modelke», Бронецкого, и в музыкальной интерпретации «Shaw’s Pygmalion».

В конце 1932 года актриса выступает с Зигмунтом Туркоу в «Докторе Леви» Голда, в пьесе Бронецкого «Аль Капоне» и в других пьесах.

Летом 1933 года она выступала вместе с Бронецким в Ковно (Литва), под руководством Лан.

Зимой 1933 года, вместе с Зигмунтом Туркоу — с драматическим репертуаром.

В конце 1934 года они вернулись в Варшаву и присоединились к «Yiddish Meutim Theatre in Riga» (Латвия), где Гальперина выступала со своим репертуаром, а также играет в спектаклях «Ди умгезецлехе фрой» и «Мата Хари» (пьеса, адаптированная Д.Глобусом и С.Бронецким).

Зимой 1936 года они гастролировали со своей труппой в польской провинции. В 1937 году актриса занята в Варшавском «Novoshtshi Theatre» (под руководством Меира Виндера), где она выступала с Зигмунтом Туркоу в «Shop» Лейвика, «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема» и «Noach Pandre» Шнеура.

В том же году (1937) Гальперина снялась в двух идишских фильмах: «Обет» (роль Рейзл, реж. Henryk Szaro и «Диббук» Анского (роль Фрады), реж. Michal Waszynski.

На польском языке (в «Shviat Films» ) была опубликована статья «Di kunst iz geven mayn vegveyzer».

В 1938 году Гальперина покинула Польшу и уехала в США. Много играла, организовала в Чикаго еврейский (идиш) театр, в репертуаре которого были еврейские и современные американские пьесы (играли они и «Лисички» Л.Хеллман). Театр много гастролировал, а Дина сама еще снималась в кино. В 1987 г. она удостоилась звания «Идеал еврейской женщины». Дину Гальперн и сейчас помнят и почитают в Америке и далеко за ее пределами. Отец актрисы, обе сестры и два брата погибли в концлагере «Треблинка». Дина Гальперн умерла 17 февраля 1989 года в Чикаго, на 79 году жизни.

 

 

 

ФЕЙГА ЛЕВАНДО (ЛЕВИН)

Родилась 22 марта 1893 года в Одессе. Ее отец работал в пекарне Спивака. До двенадцати лет девочка училась в частном порядке, затем продолжила учебу в гимназии Рашковского.

Вместе со своей старшей сестрой она участвовала в любительских театральных кружках, а потом играла в профессиональных труппах Житомирского, Мейерсона.

В 1909 году она оставила учебу, и вопреки воле ее родителей, поступила в провинциальную труппу Корика, где дебютировала в оперетте Шорра «Дина» в «A mentsh zol men zeyn», а затем вернулась в Одессу, где присоединилась к труппе Сабсая.

В 1914 году Левандо отправилась в тур по России и Украине с труппой Авраама Фишзона. В 1915 году она выступала с Кларой Юнг. В конце 1915 года актриса путешествовала вместе с коллективом под руководством Zhelazo, Myodovik и Shtokfeder по Сибири.

В 1917 году она выступала с Якобом Либертом в Поволжье. В конце 1917 года Левандо выступала в Николаеве в труппе Заславского.

Затем работала в Гомеле (с режиссером Моше Липманом), откуда переехала в Киев, где выступала до конца 1918 года.

В начале 1919 года она путешествовала вместе с группой актеров, посетив Черкассы, Кременчуг и Полтаву, где она ненадолго выступила в опереточной труппе под руководством Миши Эпельбаума и Калмановича.

В 1920 году Левандо поступила в театр «Kunst-vinkl», который находился под покровительством «Культур-Лиги», затем она гастролировала вместе с Мишей Эпельбаумом в концертном туре по всей Украине.

В конце 1920 года она присоединилась к недавно организованному еврейскому театру в Одессе под руководством Бертанова. После ликвидации театра актриса гастролировала с разными коллективами по всему Советскому Союзу.

В середине 1927 года у Фейги Левандо развилась болезнь горла, и она потеряла голос. В связи с этим она ушла со сцены и поселилась в Харькове.

МАРК ЛЕЙПСИКЕР

Родился 27 сентября 1897 года в Варшаве, в семье хасидов. Учился в хедерах и иешивах.

Благодаря своему двоюродному брату, актеру Хаиму Гриншпану, юноша знакомится с идишским театром, а через время он уже гастролирует с варшавским «Hazamir», а затем переходит к Натану Голдбергу.

Во время Первой мировой войны не разрешалось выступать в Польше на идиш, и поэтому актеры вынуждены были играть спектакли под видом танцевальных вечеров и свадеб.

В конце 1914 года Марк уезжает в Минск, где с профессиональными актерами и «любителями» он собрал коллектив. После нескольких выступлений постановка стала запрещенной.

В 1915 году вернулся в Варшаву. Затем он отправился в тур с Эстер Рухл Каминской, через Польшу и Украину.

После Октябрьской революции актер вошел в труппу Рудольфа Заславского.

В 1920 году играл в Полтавском «Kunst vinkl», который переехал в 1921 году в Кременчуг, а затем в Харьков.

С 1922 года он поселился в Киеве, где в 1929 стал работать в Театре Малых форм ГЕЗКУЛЬТа.

Впоследствии артист устроился на работу в кинолабораторию.

Был корреспондентом «Lexicon of the Yiddish Theatre» в Советском Союзе.

Марк Лейпсикер, его жена и их единственный сын были уничтожены нацистами в Бабьем Яру.

ЗАХАРИЯ МАРГОЛИН

Родился 31 декабря 1893 года в местечке Пятихатки, Екатеринославской губернии. Его отец работал экспедитором на железной дороге.

Захария окончил в Кременчуге коммерческую школу, затем, в 1921 году поступил в Харьковский коммерческий институт.

Девичья фамилия его жены – Рубинштейн.

В 1932 году он и его семья поселились в Ковно, где в 1934 году Марголин, как успешный коммерсант, получил предложение от советской организации «Международная книга» стать ее представителем в странах Балтии, во Франции, Чехословакии, Финляндии и Соединенных Штатах Америки.

В 1940 году, когда Советы захватили Литву, Марголин был назначен заведующим отделом иностранной книги.

В 1941 году, когда нацисты обосновались в Литве, он попал в Ковненское гетто. В 1942 году он вместе со своей женой был отправлен в Ригу.

Еще задолго до войны он организовывал молодежные кружки театрального искусства, и под его руководством были поставлены различные пьесы и миниатюры, на языке идиш. В Ковно он активно участвовал в поддержке еврейской гимназии. Он также организовал выставки художников Мане Каца и Зильберберга из Франции, а также различные графические выставки других художников. В 1939 участвовал в организации большой выставки, посвященной творчеству Шолом-Алейхема.

Захария Марголин также был постоянным участником «Folksblat» и поставил «Golddiggers» Шолом-Алейхема.

В рижском гетто он с детьми ставил сценки на идиш, фрагменты из произведений Ицхака-Лейбуша Переца и Шолом-Алейхема.

По словам писателя Израиля Каплана, Марголин был пойман в Ковненском гетто 6 февраля 1942 года, а оттуда его отвезли в рижское гетто. Он всегда был с еврейскими детьми, проявлял заботу и тревожился о них. В августе 1944 года его отправили в концлагерь Бухенвальд, где он был убит в начале 1945 года.

Жене Захарии Марголина (сестре писателя Рубена Рубинштейна), удалось спастись, ее нашли в Вильно. После она репатриировалась в Израиль.

ДАВИД МЕДОВ (ДЭВИД МЕДОФФ)

Родился 22 января 1888 года в Елисаветграде. Когда мальчику было двенадцать лет, его семья переехала в Кременчуг, где Давид начал петь в синагогальном хоре, под руководством кантора Аврамеле Аренштейна.

А сценическая карьера Давида началась в 1907 году в Бобруйске, куда перебралась семья. Он выступал в различных русско-украинских труппах, а чуть позднее, вместе с женой Раисой Соловьёвой, гастролировал по Российской империи, добравшись до Харбина. В 1915 году, после гастролей в Японии, семья эмигрировала в США.

Там Медов дебютировал в Чикаго, где выступил в опереттах драматурга Аврома Гольдфадена «Суламифь» и «Бар Кохба». А следом – на сцене еврейского театра, где блистала бывшая одесситка и актриса российской еврейской труппы Сара Адлер (Sara Adler). В 1916 году он получил место в Нью-Йоркском национальном театре Бориса Томашевского и солировал в оперетте Иосифа Румшинского «Сломанная скрипка». С тех пор его «визитной карточкой» стала исполненная там ария «Их бренг айх а грус фын дер хейм».

Несмотря на антисемитизм своих украинских коллег, в 1930 г. Медов, в составе труппы Кунст-театра в Бронксе, сыграл вместе с женой в переведённой на идиш пьесе Ивана Котляревского «Наталка-Полтавка».

В репертуаре певца, работавшего с фирмами грамзаписи Columbia, Victor, Brunswick, органично сочетались «Варяг» и In Shtedtele Nikolayev, «Варшавянка» и «Яблочко», Fin Wiegel Biss in Keiwer и «Вот мчится тройка удалая», «Гей, нумо, хлопці, до зброї» и «Вы жертвою пали», «Коробейники» и «Крутится, вертится шар голубой», «Zog Mir Nor Yuddel» и «Маруся отравилась».

Давид Медов прожил долгую и насыщенную творческую жизнь, стал одним из руководителей союза еврейских актёров США. Он скончался 28 августа 1978 года в Квинсе, Нью-Йорк, и похоронен на еврейском кладбище «Гора Хеврон».

Сын Давида и Ольги – Сэм Медов (Sam Medoff, сменил имя на Дик Мэннинг, Dick Manning, 1912?-1991) пошёл по стопам родителей: стал артистом, пианистом и аранжировщиком. Он руководил популярным в начале 1940-х оркестром «Sam Medoff and His Yiddish Swing Orchestra», участвовавшем в программе «Еврейские мелодии в ритме свинга» (Yiddish Melodies in Swing) нью-йоркской радиостанции WEVD (WHN), и немало поспособствовал славе сестёр Клэр и Мерны Бейгельман, взявших потом звёздный псевдоним Бэрри (The Barry Sisters).

БЕРЛ ПАДОВИЦ

Родился в 1899 году в Литве.

Позже он переехал в Кременчуг, где учился в местной гимназии и затем учился в университете в Киеве и одновременно посещал Киевскую драматическую студию.

В 1916 году он дебютировал со своим собственным сочинением «Der groyl fun der melakhma» и основал драматический кружок в Кременчуге, в котором начинали и будущие актеры знаменитой «Габимы» Ицхак Голанд и Иегудит Наровланская.

В 1918 году он написал пьесы «Кантонист» и «Der ytum», которую он также поставил в Кременчуге. Позже он покажет пьесы в других городах, со знаменитым Иосефом Брандеско.

С 1919 года Падовиц — активный участник художественного комитета в отделе «Народного образования».

В 1920-1 гг. он был членом театрального комитета в Кременчуге и губернии.

Также основал и руководил двумя театральными студиями для детей и для взрослых при профсоюзах и клубах и руководил экспериментальными постановками.

В начале 1922 года переезжает в Литву и организовывает театральную студию, где ставит «Dos groyse gevin» Шолом-Алейхема и «Yoshke muzikant» Осипа Дымова.

Позже Падовиц отправился в Эрец-Исраэль, где создал драматический кружок, а из Палестины, в 1927 году, иммигрировал в Южную Африку.

ДАВИД РЕЙЦЕН (ДЭВИД РЕЙЦ)

Рейцен родился 31 октября 1885 года в Кременчуге, в богатой и обеспеченной семье.

Он учился в хедере, Талмуд-Торе, а затем и в городской школе. Он пел в Главной Хоральной синагоге, как «альт», с кантором Аврамеле Аренштейном.

В 1898 году Авраам Фишзон, услышав, как поет мальчик, забрал его из синагоги, и тот стал исполнять сольные вокальные партии в труппе.

Так как, временами, труппа находилась в тяжелом материальном положении, отец отправил Давиду деньги, а потом, наконец, забрал его домой, но парень уже не мог оставить идишский театр, а когда Фишзон и Компанеец приехали в Кременчуг со своей труппой, Рейтцен присоединился к ней.

Он оставил дом и поехал вместе с труппой в Екатеринослав, где вскоре был задействован в спектаклях. Оттуда он отправился в труппу Бернштейна, в Кременчуге.

Затем Рейцтцен играл в труппах Мишурата, Сабсая, Генфера, Каминского, Адлера и Спиваковского.

В конце 1905 года он отправился в Лондон, где десять месяцев работал в труппе М. Д. Ваксмана и путешествовал с Моррисом Аксельродом.

Из Аргентины  Давид Рейцен вернулся в Париж к Ваксманам.

В 1909 году артист приехал в Америку и в том же году вошел в Союз идишских актёров и гастролировал с различными труппами по всей территории Соединенных Штатов и Канады. Затем он уехал с Реувеном Финкельштейном в Австралию, где несколько лет выступал в идишском театре.

Позже он вернулся в Америку и выступал с 1926 года в Детройте с Литтманом.

Рейцен заболел гриппом и 25 декабря 1928 года скончался. Похоронен в Нью-Йорке на кладбище Еврейского Театрального Альянса.

Жена Рейцтцена — Берта Финкельштейн долгое время выступала на идишской и английской сцене.

 

ЯКОВ СЕРБСКИЙ (БЛЮМ, ЯКОВЛИЕВ)

Сербский родился в 1892 году в Кременчуге. По словам Йоны Радинова, его отец был габаем в синагоге. Мальчик получил образование в средней школе. В 1912 году, согласно автобиографии Сербского, он начал играть в «российской драме в Полтаве, где взял псевдоним Яковлиева». Проработав год в нескольких малороссийских городах, в 1917 году он переезжает в Херсон, где работает в русской оперетте. В Херсоне он также участвует в идиш-труппе братьев Курик, играет в «S’fidlt nit» Шолом-Алейхема.

Сербский также был секретарем Союза артистов. В 1919 году он играет на русском языке в городах Новочеркасске, Таганроге, Новороссийске, а оттуда отправляется в Югославию, где в течение восьми лет руководит своей собственной труппой, играющей на сербском языке, которая носила одноименное название «Сербский».

В 1928 году артист приехал в Ригу и вошел в «Новый идиш театр» под руководством Юлиуса Адлера. В 1929-30 он выступал в идишском театре в Ковно. В 1931 году он гастролирует в Польше и Литве, а затем возвращается в Рижский театр. В 1939 году переезжает в Бельгию, где погибает от рук нацистов.

Жена Сербского — Мария Ларская, была примадонной российской сцены. Его брат, куплетист Чигоров, был женат на идишской актрисе Саре Брез. Чигоров был убит немцами в Рижском гетто.

ЯКОВ ТОРОВСКИЙ

Родился в 1888 году в маленьком местечке, недалеко от Кременчуга. Его отец был торговцем и коммивояжёром.

В возрасте семи лет Яков отправился в Кременчуг, где учился в хедере, затем в иешиве, а в возрасте пятнадцати лет начал работать в типографии. Он участвовал в идишских и украинских любительских постановках, а в возрасте восемнадцати лет начал петь в хоре, в украинской труппе Суходольского, а позже стал выступать с еврейскими странствующими труппами.

В 1918 году Яков Торовский выступал в Полтаве в идишской труппе под руководством Заславского. В 1919 году он был соучредителем «Kunst-vinkl», где выступал до 1925 года, а в 1925 году выступал в «Музикалише сатирэ» Сегаля. В 1928 году Торовский ушел из театра и переехал в Ленинград.

ЛЁША ЯКУБОВИЧ

Родилась недалеко от Лодзи, Польша. Рано потеряла отца, и девочку воспитывал дядя. Лёша с ранних лет она имела возможность видеть идишские спектакли.

Когда актер Герман Берман услышал, как она случайно поет «Heyse babkelekh», он пригласил Якубович в свою труппу. Она дебютировала 12 сентября 1894 года в Липно в пьесе Шлиферштейна «Дора».

Через время актриса переезжает в Киев. На Украине она присоединяется к труппе Каминского и Фишзона, а в Кременчуге работает с Бернштейном, за которого выходит замуж. Гастролирует с Бернштейном и Сэмом Адлером в других городах России, и в Польше.

Разведясь с Бернштейном, в 1910 году Якубович выступает с Ицковичем, за которого, впоследствии, выходит замуж. Актриса гастролирует по Бессарабии, Румынии, Польше, а в 1923 году переезжает с мужем в Америку, где вместе с ним выступает в маленьких труппах.

МИРИАМ АБРАМОВА (МЭРИ ЭЙНХОРН)

Родилась в г. Радомышль, Киевская губерния, Украина. Отец торговал древесиной и зерном и был владельцем пивоварни. Еще в школе девочка проявляла большое желание петь и танцевать.

В начале 1916 года погромщики напали на их дом, убили родителей и четырнадцать детей — двух сестер и брата. Старшая сестра отвезла Мириам в Киев, где она продолжила учебу в школе.

В молодости девушка заинтересовалась идишским театром, актер Борис Абрамов влюбился в нее, и они поженились. Она вошла в труппу под руководством Исаака Самберга в Кременчуге. Оттуда она перешла в труппу Харлампа-Каневского в Полтаве. В 1918 году актриса переезжает в Минск, оттуда в Вильно, а затем в Одессу —  и поступает в труппу Раппеля, где играет с Кларой Юнг.

Абрамова затем станет играть в Художественном театре на идиш, с Бартановым во главе, но из-за тяжелых времен театр закрылся. Абрамова поехала с труппой в Крым. Оказавшись в Константинополе, актриса начала тяжело зарабатывать на хлеб в эмигрантских кварталах. Спустя время она отправилась в Болгарию, где играла в водевилях и пела на нескольких языках, затем попала в Румынию, где выступала в труппе Ицика Голденбурга и имела большой успех в «Мэнш зол мужчин зейн». Затем актриса переезжает во Франкфурт-на-Майне (Германия). Гастролирует по Швейцарии, Франции, Бельгии. В Брюсселе, где ее муж заключил соглашения с Джозефом Кесслером и Натаном Блюменталем, Абрамова нанята Генри Берманом и театральным обществом Шлеззингера для Южной Африки, где она выступала в течение двух сезонов в главных женских ролях в «Бар-мицве» (девяносто раз), «Палестина либе» и «Ди-руманише хасене». Она выступала с концертами, путешествовала по Африке и готовилась к гастролям по Австралии в 1931 году, но по семейным обстоятельствам этого не произошло, и она осталась в Йоханнесбурге, где принимала участие в концертах и помогала организовать праздничный вечер в честь семидесятилетия Сары Сильвии.

В последние годы, в Южной Африке, Абрамова участвовала в постановках Макса Перлмана, Джозефа Марковица, и хотя она официально покинула сцену, она продолжала поддерживать связь с идишскими актерами и еврейской общиной. Вместе с супругом актриса посетила Америку в 1965 и 1967 годах и восстановила свои контакты с артистами идишского театра.

Ее дочь — Джойс в 1952 году была принята в англо-идишскую труппу Мориса Шварца.

ХАИМ ДАВИД АРИЭЛЬ

Родился 15 ноября 1881 года в Лодзи, Польша. Учился в хедере.

Из-за того, что его отец держал ресторан, где еврейские актеры ели, у парня была возможность познакомиться со многими из них.

Адлер взял Хаима и еще трех ребят, танцорами в труппу Вайсфельда. Когда Адлер услышал, как он парень поет, он пригласил его в хор.

В 1899 году Ариэль стал петь в хоре Зандберга.

В 1904 году актер Шломо Цукер привез его в Вильно, в труппу Сабсая, где он начал играть небольшие роли.

В 1910 году Ариэль выступал с труппой Харламп-Каневского в Кременчуге, с Фишзоном в Екатеринославе, затем в Одессе, до 1916 года, когда он выступал у Раппеля. Потом артист перешел к С. Краузе, выступал в Константинополе, Румынии, снова вернулся в Одессу, где он познакомился с Боазом Юнгвицем и Изером Безманом. Затем выступал с Безманом в Киеве, Бердичеве, Виннице и Умани, пока они не прибыл в Лодзь.

Его жена Рухл и сын Гарри также выступали на идишской сцене.

Ариэль был убит нацистами.

До Великой Отечественной войны, и после, в Кременчуге выступали выдающиеся Анна Гузик, Михаил Эпельбаум, Эмиль Горовец.

На фото:  А. Гузик с  С. Михоэлсом и В. Зускиным. Ташкент, 1942 г. (из архива Тель-Авивского университета).

Старожил Г.Гуревич вспоминал: «городской Дом Офицеров, где выступали артисты, не мог вместить всех желающих. Здание было битком набито. Евреи и не евреи. Я работал там баянистом-аккомпаниатором. Руководство Дома Офицеров повелело всем сотрудникам принести дополнительно стулья и лавки. Помню, мы таскали, а мест все равно не хватало. Аплодисменты были оглушительные, артистов не хотели отпускать, а Гузик всё пела и пела. Это незабываемо».

На фото: Эмиль Горовец.

На фото: Михаил Эпельбаум.

В начале 1990-х, в Кременчуге образовался еврейский театр «А идишэ нэшумэ» (реж. А.Петровецкий).

реж. А.Петровецкий

актер, солист и музыкальный руководитель театра Борис Бабилуа

Вдохновенная игра актеров находила благодарного зрителя. Стало понятно, что коллектив вырос до уровня хорошего народного театра. Это признали и в отделе культуры горисполкома. Коллективу выделили помещение для репетиций в Доме Офицеров (скажете — ирония судьбы, или стечение обстоятельств?).

Впрочем, это уже другая история.

Борис Бабилуа

В статье приведены сведения из «Википедии», различных интернет-ресурсов.

Автор благодарит «Museum of the Yiddish Theatre» (New-York, USA) и лично Steven Lasky за предоставленные материалы.

Посмотреть также...

Шведские евреи — между джихадистами и неонацистами

07/15/2018.   08:48:59 Кнаан Липшиц Когда Каринна Сьоберг распустила еврейскую общину города Умео на севере …

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: