04/08/2021 11:33:08
Может ли повториться Холокост? Может, безусловно. Есть ли в мире силы, считающие, что еврейскому народу нет места среди человечества? Есть. Может ли произойти геноцид подобного масштаба по отношению к любой нации или социальной группе? Может. Может ли еврейский народ относиться к другому народу так, как относились к евреям в нацистской Германии? К моему огромному сожалению, тоже может.
В канун Дня памяти Катастрофы и героизма я хочу заступиться за цену памяти. Все чаще политика нацисткой Германии по уничтожению евреев, цыган, гомосексуалов и прочих упоминается в выступлениях политиков и других общественных деятелей для того, чтобы усилить посыл. Одним из подобных случаев, вызвавших широкий общественный резонанс, стало выступление заместителя главы Генштаба (сегодня, депутат Кнессета) Яира Голана в преддверии Дня Катастрофы в 2016 году, в котором он сказал, что процессы, происходящие в Израиле сегодня напоминают ему процессы в Германии перед приходом нацистов к власти.
Мне (и многим другим) было очень неуютно с этим высказыванием. И не столько из-за его соответствия или несоответствия объективным фактам, сколько из-за того, что Катастрофа превратилась из события — грандиозного, ужасающего, определяющего будущие исторические события — в аллегорию, в риторический инструмент.
Существует множество важных вопросов. Может ли повториться Холокост? Может, безусловно. Есть ли в мире силы, считающие, что еврейскому народу нет места среди человечества? Есть. Может ли произойти геноцид подобного масштаба по отношению к любой нации или социальной группе? Может. Может ли еврейский народ относиться к другому народу так, как относились к евреям в нацистской Германии? К моему огромному сожалению, тоже может.
Все эти положительные ответы — условны. И условие для них одно — если мы и весь мир забудем уроки Катастрофы, события повторятся. Но забыть урок можно множеством путей. Можно забыть содержание — перестать говорить об этом, перестать преподавать в школах, закрыть Яд Ва-Шем, отменить памятные даты, не издавать тексты. Но можно забыть смысл, скрывающийся за цепочкой событий. Как нацистская партия пришла к власти, как были приняты Нюрнбергские законы, как евреи вначале были «просто» объявлены вне закона, как четыре года безнаказанно работала отлаженная машина смерти. Как это происходит? Когда память о событиях обесценивается. Упоминания и сравнения по поводу и без повода обесценивают память о Катастрофе, и память рассыпается в прах.
Нельзя этого допускать. История Холокоста не может недооцениваться. И для этого нам стоит сдерживаться и не бросаться «напоминающими процессами» направо и налево.
———
Автор — раввин общины «Даниэль» в Яффо, исследователь политической философии