Minister of Economics Naftali Bennett attends an Economic Affair committee in the Israeli parliament during a discussion regarding strenghtening Israeli industry. February 11, 2014. Photo by Flash 90

Виртуальные мандаты Беннета — фарс с предсказуемым концом

Реклама

10/27/2020  12:18:39

Александр Гольденштейн

Тем, кто следит за израильской политикой, знаком такой сценарий: Нафтали Беннет растет в опросах, растет, колонка с названием его партии поднимается на экранах телевизора все выше, в хороший ясный день с ее высот можно даже увидеть кресло премьера. Ну а потом приходят выборы, Беннет с его партией падают вниз стремительным домкратом, и возвращаются к своим истинным размерам. Это повторяется раз за разом, выборы за выборами, и, скорее всего, повторится и на сей раз.

Почему же Беннет – довольно таки энергичный политик и хороший управленец – пролетает раз за разом? Куда улетучиваются его мандаты, которые так красиво смотрятся в опросах? Простыми словами – что с ним не так?

Я полагаю, что Беннет пролетит и на сей раз. Не потому что он ведет себя неправильно – пока что он действует максимально грамотно – а потому что в его партии есть центробежные силы, которые в конце концов, выборы за выборами, разрывают ее.

Начнем с того, что Беннет не знает точно до сих пор, кого он представляет. Он миллионер, живет в светской и престижной Раанане, в большом особняке. У него небольшая кипа, он человек религиозный, но не фанатик. Но вот его партия «Ямина» представляет, по идее, поселенцев и борется за поселенческую идею. Рядовой светский человек, которому надоела базарная кодла «Ликуда», но придерживается более или менее правых взглядов, хотел бы отдать свои голоса за Беннета, но видит в его списке Бецалеля Смотрича – молодого, отлично выступающего и тоже толкового фанатика. Настоящего фанатика с горящими глазами. И этот светский житель той же Раананы, а также Ашдода, Хайфы или Беэр-Шевы смотрит на Смотрича, и понимает, что за него голосовать нельзя.

Смотрич – настоящий идеолог и борец за поселенческую идею. Во всем, что касается религии, он куда ближе к «Еврейству Торы» и безумным раввинам Бней-Брака и Модиин-Илит, чем к умеренному Беннету. И он требует действовать в связке с ультраортодоксами, яростно борется против транспорта по субботам, требует закрыть «оскверняющие Шаббат» магазины, выделять все новые миллиарды на ешивы и т.д. Он напорист, упрям, и как с любым фанатиком, спорить с ним нет смысла. Но он приводит Беннету голоса поселенцев, а Беннету они очень нужны – иначе эти голоса получит «Ликуд», который щедро раздает средства своим союзникам – и Беннет идёт у Смотрича на поводу.

Кстати, если кто и забыл, то Смотрич из тех, кто хочет суд времен Царей. «Я убежден, что народ Израиля увидит, насколько суд Торы праведен, справедлив, морален и гуманен. Израиль — еврейское государство, с Божьей помощью оно вновь будет управляться как это было во время Царей Давида и Шломо, по закону Торы». Это цитата Смотрича, если что. Я понимаю романтику и все такое, но побивание камнями за прелюбодеяние это перебор, не находите? Ну и возвращение женщин в статус собственности мужчин тоже не вызывает особых симпатий.

А Смотрич, надо отдать ему должное, не юлит, не делает вид что его «неправильно поняли». Нет, он рубит-правду-матку, прямо говорит как надо жить и по каким законам. И говорит он это, опять же, складно, четко, не запинаясь, с энергией и силой, которые столь присущи фанатикам.

Поэтому, в ходе предвыборной кампании (а она у нас, увы, практически не прекращается, даже во время борьбы с пандемией), Беннет как может продвигает Аелет Шакед и пытается спрятать Смотрича. Вот только Шакед, которая была мини-сенсацией в израильской политике, уже поднадоела. Она много говорит, но как выясняется, вся ее «юридическая реформа» свелась к тому, что она смогла продавить назначение одного консервативного судьи в Верховный суд. Жидковато для четырех лет на посту министра юстиции. Год за годом Шакед не может нормально ответить ни на один вопрос журналистов, потому что ей нечего сказать. В последнее время, чтобы ее чаще приглашали в студии, она начала вести себя как Мири Регев «лайт», но и в этой роли смотрится жалковато в борьбе за место главной базарной бабы Кнессета.  Шакед — как девочка из нормальной семьи, с которой не хотят дружить, и она решает сменить имидж: зажать в зубах сигарету и сплевывать на два метра. Новые друзья у нее не появятся, а старые смотрят на это зрелище с жалостью или отвращением, постепенно растворяясь в темноте.

Раз за разом Беннет обещает светским –  в том числе русскоязычным – что будет представлять их интересы в Кнессете. Но при этом ни одного русскоязычного у него в списке нет, а если и будет на следующих выборах, то опять на каком-то непроходном месте. Этот феномен я объяснить не могу, почему он упорно отказывается взять «наших» в список, для меня остается загадкой. Скорее всего, потому что либо он возьмет русскоязычного поселенца, который светских не заманит, либо светского хайтекиста, которого возненавидят борцы за бюджеты для ультраортодоксов, которых в партии Беннета пруд-пруди.

Более того, Беннет знает, что без ШАС и «Еврейства Торы» ему не обойтись, религиозные силы в его партии не дадут ему создать более или менее светское правительство. И он понимает, что эти партии ему придется купить, и понятно за чей счет это будет сделано. Вот и получается, что чем ближе день выборов, тем становится ясней, что Беннет будет вести себя как второй «Ликуд» – раздаст множество обещаний и, в конце концов, пойдет с ультрарелигиозными. А зачем голосовать за второй «Ликуд», если и первый уже показал чего стоит?

Большая часть политических обозревателей, как и депутатов от партии власти, уверены, что Беннет давно закрыл с Нетаниягу, и в конце концов пойдет с ним. Проще говоря, будет что-то вроде того, что произошло с «Кахоль-Лаван». Беннет, правда, не наивный новичок вроде Ганца, и в отличие от Ганца ему по-настоящему хочется «порулить», но те самые силы, которые борются за бюджеты, будут со всей силой толкать его идти на мировую с Нетаниягу, который, как показывает опыт, «выпьет» мандаты Беннета.

Ближе к выборам становится ясно, что для светских Беннет – не решение. Гражданские браки, против которых он в очередной раз проголосовал на прошлой неделе, тому пример. Что делать молодым людям, которые хотят сочетаться браком, но не могут слетать в Прагу, Тбилиси или Лимасол? Аэропорты закрыты, а в Израиле расписаться они не могут. Класс, да? Открытие магазинов по субботам? Не смешите мои тапочки, «Ямина» голосовала против, причем сам Беннет на голосование не пришел, послал своих клевретов. Учится от Нетаниягу, если что – а я не голосовал против, с меня, дескать, взятки гладки.

Так или иначе, светским становится понятно: бороться с засильем фанатиков он не будет, смелости выступить против адморов и раввинов-мракобесов у нет и не будет. Он отлично понимает, что они ему нужны, и так он у них как кость в горле после того, как в связке с Лапидом в 2013-2015 гг. оставил их в оппозиции. Беннет будет ублажать ультрарелигиозных как может, будет обещать им все, что те захотят. Так как в наше время все тайное становится явным, то это станет достоянием общественности, можете не сомневаться, после чего светские в ужасе отвернутся от «Ямины».

Вот и наступает день выборов. Правый религиозный идет голосовать за «Ликуд», ему это привычней. Светский, понимает, что Беннет получит его голос и отдаст его Смотричу и поэтому в последний момент отдает его дугой партии. Голоса тех, кому все надоело, так называемые протестные голоса, находят себя новых любимцев-однодневок. И остается Беннет с каким-то количеством мандатов, но вдалеке от политического Олимпа. И начинает вести переговоры о входе в коалицию с невыгодной позиции, получая в конце либо министерство, в котором он не хочет быть, либо оставаясь в оппозиции и там вновь набирая виртуальные мандаты, которых в день выборов ему не видать.

Беннет и «Ямина» это сказка с предсказуемым концом, трагедия-фарс, которая повторяется раз за разом. И не будет ничего нового под солнцем.

Александр Гольденштейн

 

 

Посмотреть также...

Наши университеты

04/22/2024  15:09:27 АВТОР: БОРИС ГУЛЬКО 21 АПРЕЛЯ 2024 23:57 За долгую свою историю мы жили …