10/05/2019 14:43:02
Барух Бавли
РабиНахман из Бреслева уже было собрался начать урок, как вдруг, взявшись за подлокотники кресла, в котором сидел, тихо произнес на идише: «Когда человек сидит в кресле, он — менч (достойный уважения, честный человек).
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_IMG_20190930_142316.jpg)
Тем, кто знает идиш, это слово скажет о многом. А те, кто знаком с учением раби Нахмана, подтвердят, что в этом слове заключен глубочайший скрытый смысл.
В современном языке словом менч называют цельного человека. Такой человек, соединив в себе различные силы и элементы, качества физические и духовные, преодолевает внутреннюю пустоту, которую все мы иногда ощущаем. Когда такой человек сидит в кресле, оно не пустое. Он сидит в кресле, и он — менч.
Может ли быть, что кресло, в котором ты сидишь, пусто?
— Это просто смешно! — возразите вы. — Как оно может быть пустым?
Правы, это невозможно… Ведь ты же сидишь в нем!
Но, возможно, что человек, сидящий в кресле, ощущает себя совершенно пустым, опустошенным. И тогда кресло действительно пусто — несмотря на то, что кто-то сидит в нем!
Кресло. Кресло цадика. Кресло еврейского лидера, руководителя, способного тонко чувствовать и переживать проблемы и чаяния своих хасидов. Цадик — несомненно — Менч, во всех отношениях. И кресло
цадика — не пусто, даже, когда праведника, в физическом облике, в нем нет.
Любая вещь, оставшаяся от цадика, наставника и главы поколения — бесценна. И чем дальше мы отдаляемся от исторической эпохи, в которую жил и учил цадик, тем более ценнее для нас его вещи. Кипа, молитвенник, бокал для кидуша, трость, курительная трубка…
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_02-1024x680.jpg)
Они пропитаны духом, наполнены мощнейшей духовной энергетикой, несут печать того времени. Сказано, что на истинном цадике почивает Шехина.
С этими предметами, зачастую, происходили удивительные курьёзы.
Незадолго до Рош а-Шана 1808 года, один из последователей раби Нахмана, шойхет из Теплика, принес Ребе изящно изготовленное вручную шикарное кресло. Ребе спросил шойхета, сколько времени ему понадобилось, чтобы сделать такую вещь , и тот ответил, что последние шесть месяцев он работал по часу в день. Ребе воскликнул: «Тогда в течение полугода вы каждый день проводили по одному часу, думая обо мне!».
Во время казачьих набегов на евреев в Украине, в начале 1920-х годов, кресло было разобрано и распилено на мелкие куски реб Цви Арье Липпелем. Он доставил его из Чигирина в Кременчуг, на расстоянии около двадцати миль (тридцать два километра), и работал почти все время, чтобы сберечь и сохранить его. Кресло было передано на хранение семье Розенфельд из Кременчуга.
В 1936 году реб Моше Бер Розенфельд привез кресло Рабейну в Иерусалим. В 1959 году оно было восстановлено израильскими мастерами.
В 1984 году кресло было вновь отреставрировано в Иерусалиме, и выставлено на обозрение в синагоге Бреслев в Меа Шеарим, где его можно увидеть и сегодня.
«Времени не существует», — утверждает Раби Нахман, подразумевая и свои удивительные истории, и весь мир. Более того, он исключает время из исходных элементов мироздания. Согласно цадику Нахману, Б-г дал человеку все, кроме Времени. Таким образом, понятие времени никогда не встречается в трудах рабби Нахмана, как, впрочем, и понятие места.
А потому рассказы, вещи и предметы, связанные с цадиком — вневременные.
Колоритный свидетель эпохи — любимая трубка раби Нахмана, которую, как и его прославленный дед — Баал Шем Тов, он иногда расскуривал во время прогулок. На идише она именовалась «люльке».
Могла ли сила амулета справиться с вредом курения?
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_1-PR1225234116282010.jpg)
Один из самых интересных документов – это письмо рабби Нахмана его старшей дочери — Адели, написанное всего за сто дней до его смерти, обнаруженное доктором Либес. Рабби Нахман просил дочь взыскать долг, причитающийся с некоего должника Ламперского, и заодно рассказать последние новости. Особенно примечательно то, что письмо, затрагивающее житейские темы, написано на высоком иврите. Стилистика рабби Нахмана весьма любопытна (из уважения он обращается к дочери в третьем лице, а начинает письмо так: «Моей любимой, моей скромной, милосердной и мудрой дочери, достойнейшей женщине, госпоже Адели».
Часы Раби Натана Штернгарца, ближайшего ученика, сподвижника и последователя раби Нахмана, благодаря которому, сохранилось учение цадика, его богатое наследие, недавно обнаружились в США, в частной коллекции Аарона Бергера.
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_IMG_20190930_142234.jpg)
Личные часы раби Натана — это, несомненно, редчайший предмет, существующий в единственном экземпляре в мире, который может быть определен, как один из ценных и уникальных объектов в истории Браслава (не считая кресла цадика Нахмана).
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_fa3b1ff07802776726234dc91c87344f_medium.jpg)
Предметам и личным вещам Цадика, нередко придают силу амулета, или оберега. Так, например, портрет цадика р. Шаи Штейнера, использовался как амулет, защищавший от мышей и крыс, а его кидушный бокал, выплавленный из серебряных монет, принадлежавших праведнику, якобы, способен обладать мистической силой.
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_04-pic272.jpg)
Интерес к этим вещам — неподделен, они привлекают, интригуют и завораживают. Может быть, в некотором смысле, и благодаря этим предметам, человек, впоследствии, начинает искать подлинные корни, связи с Творцом, прилепляться к цадику и осуществляет тшуву.
Как знать. Как знать.
![](http://rishonim.info/wp-content/uploads/2019/10/thumbnail_IMG_20190930_142108.jpg)
Барух Бавли