Кликните на рекламу Google на сайте «Ришоним» — поддержите сайт!
04/11/2022 14:14:35
Вся история концлагерей, от возникновения и условий жизни узников до подбора надзирателей-садистов, это история извращённого, патологического, уродливого человеческого сознания. История страшная, зловещая, душераздирающая. Читать о садистах надзирателях и, пожалуй, особенно надзирательницах невозможно. Не выдерживают нервы.
(К 11 апреля — Дню освобождения узников фашистских лагерей)
Лев Мадорский
100 лет — крошечный миг по космических масштабам, но в человеческом понимании — длинный путь. Очень длинный. Пройти который и, тем самым, как выражаются геронтологи, «обмануть природу», удаётся единицам. В 21 веке родилось целое поколение, для которого 20 век и события, происходившие в нём — далёкое прошлое, всё более исчезающее в тумане. Что-то про эти события, конечно, рассказывали в школе или родители, слышавшие от своих родителей. Но история и живое восприятие, как говорится, «две большие разницы». Изложенные на бумаге исторические события так не берут за сердце, не вызывают, даже если хорошо написаны, таких острых эмоциональных ощущений. Также, например, происходит и когда читаем замечательного историка Иосифа Флавия, рассказывающего о жестоком подавлении римлянами восстания и разрушении Второго Храма в 1-ом веке н.э.
Но многие из читающих заметку, прожили значительную часть жизни в ХХ веке и самые страшные преступления века, Гулаг, гитлеровские концлагеря, как и Холокост, в целом, обожгли и до сих пор обжигают их душу жутким, зловещим огнём. Огнём понимания до какого зверства, до каких злодеяний может опуститься человек.
Этот день, 11 апреля (день вхождения американских войск в 1945 году в Бухенвальд, был провозглашен ГА ООН Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.
Чудовищные нреступления нацистов после разгрома нацистской Германии скрыть не удалось. В живых остались некоторые узники Бухенвальда, Освенцима, Майданека и других подобных лагерей и мы точно знаем какие ужасы там происходили.
Страшным, нечеловеческим издевательствам подвергались не только евреи, но и все без исключения узники КЦ. Вот отрывок из воспоминаний Лилии Хоминец, которой было тогда 10 лет:
«Утром всех выводили во двор. Больных детей, которые были не в силах выйти, забирали и больше они не возвращались. Кормили нас один раз в день маленьким кусочком хлеба, в котором было процентов семьдесят древесных опилок, и баландой из картофельных очисток. Когда приносили железный бочонок с похлебкой, мы выстраивались в шеренгу, держа наготове миски. Смотрительница баракакапоследила за тем, как нам разливают баланду. Когда дошла моя очередь, я заметила, что в черпаке, которым мне только что налили похлебку, остался кусочек моркови. Я потянулась за ним, но в следующую секунду получила удар железным прутом по пальцам. Удар был такой силы, что мне почти отрубило безымянный палец. Однажды на наших глазах капо избила своим стеком мальчика постарше меня, и его, мертвого, вынесли из барака“.
Трудно поверить, что все эти зверства совершила женщина (!), а не мутант, чудовище, человекообразный монстр.
Вся история концлагерей, от возникновения и условий жизни узников до подбора надзирателей-садистов, это история извращённого, патологического, уродливого человеческого сознания. История страшная, зловещая, душераздирающая. Читать о садистах надзирателях и, пожалуй, особенно надзирательницах невозможно. Не выдерживают нервы. В возможность существования таких людей не верят даже близко их знаюшие. Видимо, истинно-зверское нутро некоторых людей раскрывается только в особенных условиях, когда садист попадает в условия полной безнаказанности и вседозволенности.
Это так страшно и так чудовищно, что, когда выступали свидетели на суде над одной из надзирательниц Майданека по прозвищу «кобыла», которая хватала детей за волосы и швыряла в грузовик, забивала плетью или била кованными сапогами женщин за малейшую оплошность, совершала другие зверства, некоторым в зале заседания становилось плохо с сердцем. Через много лет, когда эту «кобылу-чудовище» нашли и арестовали, её муж был поражён:
«Моя жена — самая добрая женщина в мире. Она комарика боится раздавить».
Один из самых жутких лагерей — Освенцим. Из воспоминаний одного из выживших узников, бывшего, как и Лилия в лагере в возрасте 10 лет:
«Раз в неделю заключённых, чаще всего евреев, строили и вели, как говорили надзиратели, в душ. На самом деле на смерть. Их заводили в «душевую», приказывали раздеться догола и мужчинам и женщинам, пускали газ и смотрели через стекло как заключённые в мучениях умирали. Потом тела сжигали в крематории».
По сравнению с этими страданиями, религиозные представления о пребывании в аду, со всеми его «геенами огненными», «вечным огнёмт», «наказаниями грешников», которых если и бьют бичом, то «бичом божьим» или, как говорят священники, таинственным «бичом божьей любви», по сравнению с адом Освенцима и других нацистских концлагерей, покажутся детской забавой.
Послесловие
Читаю-перечитываю почерневшие от ужаса страницы истории концлагерей и прихожу к необычному выводу. Самое страшное даже не в страданиях узников. Самое страшное, повторяю, в том, насколько глубоко может опуститься человек. До какого звероподобного состояния может дойти. И ещё. Для того, чтобы опуститься и дойти, нужны определённые условия, нужен определённый фон. И наилучший фон — война. В войну, когда целью каждого солдата становится убийство противника, все мерки, все моральные критерии отходят на задний план. Именно война рождает садистов типа упомянутой «кобылы», которым вполне подходит и даже нравится место надсмоторщика в концлагере. У таких людей во время войны просыпается их садистское нутро, которое долгое время было глубоко упрятано внутри. Настолько глубоко, что даже близкие им люди считали, что «…они комарика боятся раздавить». Другими словами, война — это самое страшное, что сотворил человек. Прав был Джон Кеннеди:
«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством».