06/11/2022 11:42:11
07:00
12 июня «Институт свободы и ответственности» университета Райхмана проведет конференцию на тему «Политическая поляризация». Из множества тем для обсуждения привлекает внимание лекция «Еще не все потеряно: меры по снижению эмоциональной поляризации».
Институт делает правильное дело, проведя конференцию по теме, стоящей в первом ряду текущей общественной повестки дня. Почти каждый человек и группа в Израиле вовлечены в проблему поляризации, во всех кругах есть чувство беды, все чувствуют себя угнетенными.
Но акцент на «все пропало», разумеется, в том виде, в каком он выражается в «ХаАрец» и в других родственных СМИ, в основном является уделом лагеря, чья власть ослабевает от выборов к выборам.
Этот лагерь, конечно, на словах возлагает вину на противоположный лагерь, но внутри себя он наверняка знает, что неуклонное сокращение его рядов является результатом его отказа от сионистского «царского пути». Отказа от того пути, по которому он когда-то вел страну, руководил ею, добился многих достижений. Отказа от сионизма, в котором он черпал свою силу.
Тем, кто вернулся в состав правительства после многих лет пребывания в политической пустыне, провалы правительства в последние дни предвещают, что они снова вот-вот потеряют власть.
И они опасаются, что после возвращения к политическому небытию угроза их образу жизни возрастет. В этом причина истерического языка, которым они выражают свои страхи. Поскольку они обладают мощными медийными возможностями для представления своих разочарований общественности, пессимизм также просачивается в круг людей с другим менталитетом, которые обычно оптимистичны и уверены в будущем страны.
Добавьте к этому страхи большинства населения перед пятой избирательной кампанией, и зараза пессимизма станет (почти) всеобщим достоянием. Все, что нужно, это чтобы кто-нибудь придумал современную версию шутки середины 1960-х годов: «Последний – выключите свет в аэропорту Лода».
Поэтому столь важно дать успокаивающий сигнал: уже были ужасные, острые, обескураживающие пророчества, похуже тех, что звучат сейчас. Мы впечатляющим образом преодолели все кризисы, разных сортов и опасности, в которых лжепророки видели конец современного возвращения в Сион.
В период британского мандата, когда мы были «ишувом» – маленькой, уязвимой общиной, существование которой было на грани пропасти, произошло убийство Арлозорова. Это сопровождалось актами насилия против ревизионистов, их отстранением от работы, образования и медицинского обслуживания. Бездна зияла. Ишув преодолел кризис.
То же самое можно сказать и об ужасном периоде «Сезона», когда евреи похищали евреев и выдавали их со всеми вытекающими отсюда последствиями британской полиции.
В разгар Войны за независимость была обстреляна и затонула «Альталена». Может ли быть больший национальный раскол, чем такой, посреди войны не на жизнь, а на смерть? Но благодаря сдержанности Бегина гражданскую войну удалось предотвратить.
Был также серьезный раскол после соглашения о немецких репарациях, когда десятки тысяч, справа и слева (невероятное сотрудничество между «Херутом» и МАПАМ), собирались ворваться в кнессет, их остановили на самом пороге.
В последние десятилетия тоже можно найти примеры ситуаций, когда многие точили перья и оплакивали разрушение Третьего Храма. Вершины, которые мы по сей день не превзошли, были во времена Норвежских соглашений, и после них, с убийством Ицхака Рабина.
Хотя от костров ненависти остается немало разъедающих искр, и кое-кто (особенно среди тех, кто и сегодня продуцирует апокалиптический дискурс) сожалеет о мирном исходе, но и от этих травм страна вполне оправилась. Оправится и в этот раз.
Исраэль Харэль, «ХаАрец», И.Н. На снимке: выступает Менахем Бегин. Фото: Ганс Пинн, GPO⊥