Горячие новости

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

08/18/2022  11:17:33

Записки солдафона

Всем привет!

Несколько лет я пытался написать о Якове Борисовиче, или, как звали его друзья и коллеги, ЯБе. И несколько лет останавливался. Много раз прочитаны письма и воспоминания о нем соратников по работе, 450 страниц всевозможных мемуаров, куча других источников. И, кажется, вот-вот родится публикация, но как только я берусь за перо (мышь, клавиатуру), в голове начинают дробно и в такт стучать молоточки: «Это не для Дзена! Это не для Дзена!!!!», и перо отлетает в сторону. Я много раз спрашивал себя: почему так? Потом отвечал себе: этого гиганта не уместить в границах одной публикации; это не поймут, не воспримут, — не та аудитория; это не бульварное чтиво в поездках в метро или трамвае (что там у кого есть); это слишком серьезно и без красивых картинок; и многое, многое другое.

Ситуацию осложняет еще и то, что я лично и уже много лет знаком с его родственником, и мне искренне не хочется упасть в грязь лицом и чем-то его обидеть: «то ли взглядом косым, то ли словом бранным».

И все-таки я рискну. Рискну для старых, средних и молодых, для моей маленькой, достойной аудитории, которая сейчас читает этот текст. Я решил, что этот паблик будет без официальных биографий и сухой статистики; просто, как подскажет сердце, так и поведу.

Итак, Яков Борисович Зельдович.

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Как его охарактеризовать в двух словах? Гений и бабник! Один в один с Эйнштейном! Судите сами: как можно, не закончив институт и не имея никакого образования, кроме школы, стать в 25 лет Доктором наук, да не просто наук, а сложнейших физико-математических!? Как можно одновременно «шарить» в физике, химии, математике и одновременно с разработкой реактивных снарядов «Катюш» и ядерных бомб писать книги по астрофизике и теории черных дыр? Как можно (и это самое смешное), фактически работая одним мозгом с Курчатовым, получить медаль имени Курчатова, и одновременно украсить собой аверс медали имени Зельдовича, учрежденной Международным Комитетом по космическим исследованиям?

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Как можно собрать на парадном пиджаке три Героя социалистического труда, 1 Ленинскую и аж 4 Сталинских Премии? Как можно, живя в ГУЛАГский век, не попасть в лагеря и при этом остаться Человеком?

Разве возможно все это уместить в одном человеке? Многие в такое не верили. Не верил и знаменитый английский физик Стивен Хокинг, который полагал, что Зельдович – это не человек, а некий псевдоним большой группы засекреченных ученых, настолько велико было количество открытий и разработок. И как он был удивлен, когда познакомился с ЯБом лично!

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Яков Борисович – Ядерная Бомба. Только что пришло озарение! Может потому и прижилась так в ученом коллективе эта аббревиатура – ЯБ. Все-таки, как не крути, а «курицей», снесшей первую ядерную бомбу страны, а точнее, главным теоретиком советской атомной бомбы, был академик Зельдович. И я сейчас объясню, почему.

Не секрет, что главный и последний рывок в разработке атомного оружия американцам дали немцы. Да и не только американцам, но и СССР тоже.

У меня была об этом подробная статья, поэтому лишь кратко упомяну здесь о том, что СССР вывез из Германии 300 немецких ученых, из которых 50 были докторами наук и лауреатами Нобелевской Премии, эшелон с готовыми центрифугами для обогащения урана и более 100 тон стратегического металла. На базе всего этого хозяйства были сформированы 2 НИИ и 2 Лаборатории, которые возглавили известные люди: бывший штандартенфюрер СС барон фон Арденн,

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

профессор Риль (его лампами фирмы OSRAM мы пользуемся до сих пор), профессор Позе и всемирно известный нобелевский лауреат профессор Герц.

Американцам досталась вторая половина пирога. Они первыми достигли результатов в изготовлении атомной бомбы; мы хорошо это помним по учебникам истории разных эпох и в разной политической окраске.

Именно поэтому, в целях ликвидации стратегического отставания, первая советская бомба была, скорее, не открытием наших ученых и инженеров, а точной копией американской бомбы, изготовленной по выкранным нашей разведкой в ходе уникальной операции чертежам.

Равновесие было достигнуто, можно было спокойно продолжать заниматься своими разработками. И тут на сцену выходит мой герой – Яков Борисович Зельдович.

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Он предлагает новую оригинальную схему обжатия плутониевого заряда, которая позволяет сделать бомбу в два раза меньшего размера, но при этом, в два раза большей мощности!

Блестящее открытие Зельдовича, отточенное авторским коллективом в составе Альтшулера, Забабахина и Крупникова, было реализовано в натуре уже в 1951 году!

Дальнейшие открытия мэтра науки позволили нашей стране разработать и создать термоядерную и нейтронную разновидности атомных бомб.

Я не буду перечислять здесь по-научному его разработки, мы все равно в этом ничего не поймем. Скажу лишь словами академика Мержанова: «В теории горения невозможно выполнить исследование, которое так или иначе не было бы связано с именем Зельдовича».

Ну, и как я уже писал выше, отдельным параграфом в «книге Доблести» ученого идет работа с порохом, благодаря которой появились на свет реактивные снаряды «Катюш», а позднее – твердотопливные ракеты.

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

В жизни Зельдович был весел, часто «юморил», заигрывал с лаборантками, но как только речь заходила о чести и достоинстве, позиция ученого резко менялась. Даже несмотря на то, что по многим вопросам он не был согласен с Сахаровым, он категорически отказался подписывать иудины письма об опале ученого, он защищал опального Лейпунского, он поддерживал Гамова, имя которого было вообще запрещено произносить.

Ну, о семейной жизни Мастера я уже намекал. Бабник он был еще тот, но почему-то, это только пробуждает к нему дополнительную симпатию.

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Конечно, попробуй быть верным одной, когда вся жизнь проходит в лаборатории. Домой придешь, и сил уже никаких нет, сразу есть и спать. Поэтому все мужские поступки нужно было совершать быстро и эффективно. Именно поэтому у Якова Борисовича было в жизни 3 законных жены и 3 гражданских жены, от которых у него родилось «минимум 5 детей» (точное число до сих пор неизвестно). И да простят меня родственники, но именно в изложенном выше я вижу причины сложившейся семейной жизни ученого. Да кто знает, может быть и вдохновение к открытиям явилось следствием таких любовных интрижек.

Кем на мой взгляд был академик Зельдович? Разве я с моим интеллектом и посредственными жизненными достижениями имею право его оценивать? Наверное, оценивать не имею, а вот мнение высказать могу, и выражу его тоже двумя словами: «идеальный баланс». Мэтр науки был сбалансирован идеально как в профессиональной деятельности, так и в жизни, и в отношении к политике, что и позволило ему достичь тех вершин, на которые взобраться и не слететь вниз было делом крайне трудным и почти невозможным в те страшные времена.

ЯБ ушел из жизни не так давно – в 1987 году, оставив в наследие миру почти 500 научных работ и более 30 книг и учебников, которые переведены на большинство языков мира.

«Секретнее Курчатова и Сахарова». Слово об академике Зельдовиче.

Ну а памятников одному из самых «секретных» ученых мира, традиционно не ставили. О нем нам напоминают лишь бюст на малой родине в Минске, да знаковое трио Зельдович, Курчатов и Харитон на территории Ядерного университета на Каширке в Москве, куда и зайти-то практически невозможно из-за секретности (на территории университета до сих пор существует действующий ядерный реактор).

На этом прощаюсь.

Надеюсь, родственников не обидел.

Всем хорошего дня

Фото из книги «Яков Борисович Зельдович. Воспоминания. Письма. Документы.»

Посмотреть также...

‎‏Премьер-министр в очередной раз поддался международному давлению и продолжает унижать наше национальное достоинство.

04/27/2024  12:33:40 Юлия Малиновская  «Безумное решение правительства позволить визиты к террористам Нухба -это предательство по …