Если друг оказался вдруг и не друг, а… враг, мерзкий шпион Сталина

Если друг оказался вдруг и не друг, а… враг, мерзкий шпион Сталина

08/24/2022  22:35:29

Арабская ночь. Волшебный восток.

Здесь чары и месть, Отвага и честь. Дворцы и песок.

Дорогие друзья! Мы оставили Кима Филби, главного героя серии рассказов о «Кембриджской пятерке»- высокопоставленных англичан на службе советской разведки в Бейруте, столице шпионского Ближнего Востока.

Кембриджская пятерка: аристократы или дегенераты?
Шкатулка с историями14 April

И именно здесь мы станем свидетелями самой драматичной части нашей истории.

А пока — раз уж мы практически в декорациях 1001 ночи, расскажу вам сказку. Страшную английскую сказку о бедном богатом мальчике.

Ник Эллиотт, бедный богатый мальчик

Жил был мальчик. Богатым он был потому что…ну потому, что был богатым. Папа его был богатым. И дедушка. В общем, вся семья. У мальчика не было другого выбора. А бедным мальчик чувствовал себя потому, что был одинок.

Его папа, тот самый богач, как настоящий Карабас Барабас, управлял театром маленьких марионеток. Не кукольным, нет. Папа нашего мальчика служил директором Итона. Мальчик боялся своего папу Карабаса. Боялся, любил и очень уважалМальчик мечтал стать рыцарем, когда вырастет. Совершать подвиги, спасать принцесс и сражаться с драконом (красным). Собственно, мечта мальчика сбылась — когда он вырос, то записался в элитный отряд рыцарей. Папа замолвил словечко. И вот, сражаясь под знаменами короля, мальчик в том же отряде впервые в жизни встретил настоящего друга. Брата. Товарища. Такого же мальчика, как он сам. С таким же отцом — тираном и Карабасом. Такого же одинокого. Только более умного, более смелого, более удачливого. Мальчик больше не чувствовал себя несчастным, теперь ему было с кем и посмеяться, и погрустить.

Но он не знал, что друг его был воображаемым. Нет, он, конечно, был существом из плоти и крови, и виски, выпитый мальчиками, был настоящим, и шутки, сказанные в прокуренных пабах, были смешными. Только вот мальчик не знал, что под сверкающими рыцарскими доспехами его друга скрывался тот самый дракон (красный).

Однажды король дал нашему мальчику-рыцарю меч и сказал — иди в страну с волшебными, зыбучими песками, дракон скрывается там. Отруби чудовищу голову.

Он пришел. И увидел, как в драконьем логове, на драконьем троне, в драконьей шкуре сидит его единственный друг. Его товарищ. Его брат.

Если друг оказался вдруг и не друг, а... враг, мерзкий шпион Сталина

Думаю, сказка не показалась вам слишком сложной, и все сразу узнали в крошке -дракошке нашего дорогого Кима, товарища Филби.

А друга звали Николас Эллиотт, это был коллега Кима по МИ-6. Именно ему выпала честь (или несчастье) разоблачить Филби.

Но пока до этого было далеко.

Если друг оказался вдруг и не друг, а... враг, мерзкий шпион Сталина

Ким прекрасно себя чувствовал в Бейруте. Их отношения с Элеонор, его третьей женой, были безоблачными, дети учились в английских школах, а на каникулы приезжали в Ливан, работа в газетах кипела, работа в МИ-6 и КГБ…

А что кстати со шпионажем? Какие секреты могли доверить человеку, который уже подозревался в государственной измене, который только чудом ускользнул из рук Фемиды?

Ну конечно, никто не доверял Киму подержать документы с грифом «секретно». Но будучи журналистом, тот, просто общаясь с людьми, мог успешно делать «обоснованные догадки» (любимый термин Аллена Даллеса). Весь вопрос в том, с какими людьми общаться.

Если друг оказался вдруг и не друг, а... враг, мерзкий шпион Сталина

Любимыми собеседниками Кима в Бейруте были американцы. Наглые, хищные, беспардонные, жизнерадостные, с чемоданами, полными долларов — Ким по-своему любил их. А уж как их любили арабы! Политические интриги мутились, большие деньги крутились. Восток в те времена и впрямь был волшебным.

«Филби был дружен со всеми янки в Бейруте. Многие из них болтали лишку. Он умел разговорить человека»

Майлз Коупленд- человек многих талантов: в юности подрабатывал, играя в плавучих казино, потом закончил университет Алабамы (изучал высшую математику), играл на трубе в джазовом оркестре Гленна Миллера, во время войны оказался в УСС, которое потом реорганизовалось в ЦРУ

Близким приятелем Кима в те времена считался американец Майлз Коупленд, владелец пиар-агентства. Официально. Не официально Майлз занимался (жадно и со вкусом) такими сомнительными делишками, которые сейчас принято называть «цветными революциями». Свержение премьер -министра Ирана в 1953, обихаживание полковника Нассера в Египте..наш пострел везде поспел. Жена Коупленда была шотландкой, жена Филби -американкой, их дети были одного возраста…много поводов, чтобы дружить семьями. Филби не любил ничего пресного, а Коупленд определенно был человеком с перчинкой, а может, даже и с изюминкой.

«Мы были, как дети, которым дали много новых игрушек и законное право на грабеж»- вспоминал Коупленд свои ЦРУшные деньки.

Так что, думаю, Филби мог сообщить работодателям много интересного.

Тем временем Кима ждал первый удар — внезапно от сердечного приступа умер его отец Сент Джон.

«В ночном клубе Бейрута он пофлиртовал с женой одного сотрудника посольства, пошел домой и умер.»

«Господи, как скучно»‘ — даже последние слова этого человека были эпическими.

на том свете с чертями будет весело!

Ким был раздавлен этим событием. Его отношения с отцом всегда были сложными (хотя не факт, что сам Сент Джон об этом догадывался), но жизненная сила отца, его упрямство — всегда были для Кима поддержкой.

«Если ты в чем-то по-настоящему уверен, имей мужество идти до конца, что бы другие ни думали по этому поводу»

— эти слова Сент Джон сказал сыну, когда тот только закончил Кембридж, и этому принципу Ким следовал всю жизнь.

Вторым весьма тревожным звоночком для Кима стал арест Джорджа Блейка. Блейк сознался в шпионаже на Советский Союз… но это ему не помогло. 42 года тюрьмы — приговор вызвал шок и страх в английском обществе.

«Я зашел к нему поздним утром и застал там полный хаос после вчерашней вечеринки: перевернутые предметы мебели, пустые бутылки и стаканы. Ким выглядел ужасно и невнятно бормотал себе под нос. «Не знаком с Блейком, первый раз о нем услышал, когда его арестовали»…Ким сильно сдал с тех пор, как я его видел в последний раз»

в Москве они с Блейком познакомились

Но это было еще не все. Честно говоря, уже надоело писать эти слова… но на запад перебежал еще один сотрудник КГБ, Анатолий Голицын.

Голицын -то и сообщил о существовании некой «Пятерки» советских шпионов в британских дипломатических и разведовательных кругах.

Дело Филби вновь достали из архива.

Голицын не знал имен членов «Пятерки». Однако в Лондоне вдруг нашелся человек, готовый дать показания против «третьего»- Филби.

Это была Флора Соломон, его ну очень старая знакомая и свидетельница на их свадьбе с Айлин. Их с Флорой отношения окончательно испортились еще в годы, когда Ким бросил Айлин одну, умирать в холодном пустом доме. «В рожу бы ему вцепиться»- якобы сказала Флора на похоронах. Но не вцепилась.

Однако несколько лет спустя, в разговорах с друзьями из Моссад Флора вдруг начала публично возмущаться, как такой негодяй (к тому же противник государства Израиль — если верить его статьям в Экономисте) спокойно разгуливает на свободе и клепает свои антисемитские статьи. Да он же всегда был комми и советским шпионом!- стукнула как-то Флора по столу.

-Вам таки есть что сказать?- встрепенулись друзья из Моссада.

Ну это, как бы… Флора не горела желанием выступать в суде. Но таки сообщила, что Филби в 30х пытался завербовать ее для работы на «Коминтерн».

Если друг оказался вдруг и не друг, а... враг, мерзкий шпион Сталина

Лед тронулся, господа, лед тронулся — потирали руки господа в МИ-5.

Показания Соломон (если бы даже их удалось официально получить) все так же были лишь косвенными уликами. Но, учитывая плачевное моральное состояние подозреваемого, с помощью показаний Соломон, шансы расколоть Кима становились весьма хорошими.

В лучших традициях английской драматургии «колоть» Филби отправили Ника Эллиота, его большого друга и человека, который всегда его поддерживал в деле Берджесса-Маклина. Который вернул Кима на работу в МИ-6. Они хотели сломать упрямца. Кто как ни бывший лучший друг больше годился на это?

Ким чувствовал. Как опытный человек, он всегда чувствовал.

«-Так и знал, что это будешь ты»-

сказал он, увидев Эллиотта на пороге.

Дракон многое мог бы рассказать мальчику. О том, что он, может быть, и дракон, но честный дракон, прогрессивный дракон… А король, которому служит мальчик, и вовсе рептилоид. Нежить, пьющая кровь младенцев из бедных стран, чтобы прожить 1000 лет. Даже у них в драконьем логове вздрагивали от правды о проделках Белого короля и его Заокеанского сюзерена, Большого Упыря.

Но это было бесполезно. Мальчик все равно не стал бы слушать. Он вырос на сказках о драконах, и другой правды знать не желал.

король-рептилоид

Запись разговора, хоть и в плохом качестве, сохранилась. (Вроде как)

-Только не говори, что ты проделал такой путь, чтобы со мной повидаться..

-Извини, что я сразу к делу, Ким. Мы знакомы сто лет, так что я сразу приступлю. Я приехал тебе сказать, что твое прошлое о себе напомнило.

-Вы что там с ума посходили!

-Мы не посходили. Наоборот, нашли о тебе новую информацию.

Она все расставляет по своим местам.

-Что там можно расставлять по местам?!

-Послушай Ким…я был на твоей стороне с самого начала. Но сейчас появилась новая информация. Мне ее показали. Я уверен теперь, абсолютно уверен, что ты работал на советскую разведку. Вплоть до 49го.

-Сам же знаешь, что это абсурд…хочешь опять меня втянуть в это? Годами меня позревали, опозорили перед всем миром. Пришлось извиниться. И вот 10 лет спустя какого-то босса посещает залежалая мысль…

-Ким, если бы ты был на моем месте, если бы ты знал, что знаю я…

-Я бы с тобой так не разговаривал.

—А как бы ты со мной разговаривал?

-Я бы предложил тебе вместо дурацкого чая что-нибудь покрепче…

-Изложить тебе мою версию того, что ты сделал для русских?

-Николас, ты это серьезно?

-Я могу тебя понять. Я сам любил двух женщин одновременно. Ты любил одновременно и Англию, и Советский Союз. Ты достаточно долго работал на Советский Союз, помогал ему. Ты должен теперь помочь нам. Ты перестал на них работать в 1949,я уверен. Четырнадцать лет прошло. За это время твои идеи и взгляды изменились. А как иначе. Я могу понять тех,кто работал на Советский Союз до или во время войны. Но человек твоего интеллекта и духовного склада не мог не понять, что слухи о чудовищных сталинских преступлениях -не просто слухи. И ты решил порвать с ними.

-Ты приехал меня допросить. А я все еще думаю, что разговариваю с другом.

-Ты столько лет меня дурачил! Но сейчас я вытащу из тебя правду, хоть клещами. А ведь я когда-то смотрел на тебя снизу вверх, Ким. Господи,как же я тебя теперь презираю…

но я уверен, мы сможем найти выход.

Выход Эллиотт видел в полном признании (до 49года).Все имена, пароли, явки. В ответ полное прощение и иммунитет. В противном случае… тут даже тюрьмой можно не угрожать. До сих пор истеблишмент показывал Киму только свою любовь. Но он мог показать и ненависть. Закрыть все двери. Не будет ни работы, ничего. Хочешь клеймо прокаженного для себя и своих детей? Это можно устроить.

Если друг оказался вдруг и не друг, а... враг, мерзкий шпион Сталина

Мальчик занес было меч… и опустил его. Дракон выглядел точь в точь как его любимый друг. Улыбался как он. Только драконий хвост торчал. Но мальчик не смог бы отрубить ему голову.

Тем более, что у него имелся план Б на такой случай. Как сказал королевский Маг, голова дракона и не очень-то нужна была королю. Зачем пугать народ? Крестьяне и горожане думают, что драконы — сказочные существа, пусть и продолжают так думать. Маг сказал, что нужно сжечь драконью шкуру и напоить его друга волшебным зельем — тогда он будет расколдован, и снова станет человеком (на самом деле это было «рептилоидное зелье», но мальчику об этом знать было не обязательно).

Друг выслушал мальчика. Взял зелье и сказал, что ему нужна ночь, чтобы подумать и попрощаться с драконьей шкурой. Все-таки столько лет они вместе, сжечь ее — не такое уж простое решение, мальчик должен понять.

Мальчик согласился и сказал, что вернется утром

. А ночью дракон улетел.

В Восточной стране, куда улетел дракон, его встретили радушно. Обняли, расцеловали, измерили рост, вес и размах крыльев.

-Вам полагается комфортабельная пещера и 100 кг говядины в неделю. — сказали дракону.

-Погодите-ка… Какая говядина? Я что, не буду добывать себе пищу самостоятельно? А как насчет сжигания крестьянских посевов и пожирания юных дев? Мне же можно будет?

-Окститесь, дорогой товарищ дракон. Вы — вымирающий вид. Занесены в Красную книгу. Вам нельзя нервничать и предаваться излишествам. А девы… Девы-это сплошной холестерин!

С этими словами дракона окольцевали и посадили на цепь.

zen.yandex.ru/media/shkatulka55/esli-drug-okazalsia-vdrug-i-ne-drug-a-vrag-merzkii-shpion-stalina-62cc820215d5ab22fddef246?&

Посмотреть также...

Саар всё ближе к правительству, а Галант уходит

Саар всё ближе к правительству, а Галант уходит

09/16/2024  15:12:22 Контакты между представителями Гидеона Саара и Биньямина Нетаньяху значительно расширились и усилились. Один …