09/25/2022 14:55:59
«Друзья, в канун праздника я бы хотел поговорить с вами о нас. О том, как выглядит наше общество и какие нас ждут перспективы.
Это длинный текст, но я думаю, что стоит потратить на него 5 минут своего времени.Наша молодая страна существует уже 74 года и дошла до критического возраста, когда нужно выбирать, какой она станет в будущем.В детстве она могла позволить себе приключения, которые к счастью, увенчались успехом. Даже само её рождение стало возможным благодаря безрассудным поступкам людей, мечтавших о её создании и самоотверженности тех, кто им поверил.В первые годы своей жизни она держалась на той самой абсолютно сумасшедшей идее о том, что евреи смогут создать свой дом среди пустыни, окруженные агрессивно настроенными соседями. Отсутствие опыта восполнялось сплоченностью общества и готовностью идти на жертвы ради будущего. Раненный и измученный Холокостом народ предпринял последний рывок для обеспечения собственного выживания. Это был единственный выход, и судя по всему — именно поэтому у нас получилось.В начале было трудно, не хватало ресурсов, были продукты по талонам, безработица, гиперинфляция, бесконечные войны (впрочем, они есть и сегодня), но были люди, которые верили, которые помнили, как создавалось это чудо и зачем, которые понимали, что само существование государства не является самим собой разумеющимся фактом. Эти люди строили, защищали, учились и обучали. Они создавали основу нашего государства, не обращая внимания на мелочи. Просто не было на это времени. Так было нужно тогда.А сегодня? Сегодня пришла пора понять, как жить дальше. По какому пути пойдет страна-подросток по имени Израиль. Какое будущее её ждет?Не думаю, что у кого-то есть ответ на этот вопрос. Не думаю, что кто-то всерьёз задумывается на этим. А ведь мы стоим, быть может, на одном из важнейших перекрестков в истории нашей страны. На этом перекрестке мы не стоим как одно цельное общество, а как группки озлобленных друг на друга людей, забывших зачем и как они вообще тут оказались. За последние годы мы, все без исключения, преуспели в стереотипном мышлении, конечно не без помощи сваливающегося на нас шквала пропаганды.Мы уверены, что мы хорошие, а они — плохие. Кто такие эти «они»? Да все! Все не такие как мы! Правые ненавидят левых, левые ненавидят правых. Причём вопросом, что такое правый или левый никто особо себя не утруждает. Зачем?Если сказано, что левый — значит предатель! Если правый — значит расист! А в чем выражается «правизна» и «левизна» значения не имеет. В вопросах безопасности, экономики, международной политики? Это абсолютно не имеет значения!Одни правы на 100%, другие просто идиоты.Все зависит от того, к какому лагерю относим самих себя. Религиозные считают, что все мы, светские, каждое утро встаём и думаем, как им насолить и притеснить. А светские уверены, что все религиозные тунеядцы и паразиты, которые пытаются навязать нам свой образ жизни.Вот мы и спорим с пеной у рта, стоя на перекрестке. Спорим друг с другом. Убеждаем самих себя в своей правоте, дискутируем с телевизором, отрываемся на кнопках телефона, выплескивая свой гнев на жизнь в соц. сетях. Мы и они. Они плохие, мы хорошие. Как удобно! Чёрное и белое. Наши и не наши.Но если на секунду стряхнуть с себя груз промывки мозгов и попытаться подумать самим, посмотреть вокруг себя? Попробуйте! Я уверен, что каждый из вас поймёт, что в мире есть гораздо больше цветов и оттенков. И что есть кто-то, кто специально провоцирует нас оставаться в плоскости бинарного мышления, понимая, что в таком разношерстном и расколотом обществе очень легко и просто оставаться на полюсах, там нет сомнений и разногласий.Там все просто, помните? «Мы и они, наши и не наши, чёрное и белое».Проблема только в том, что у этой полярности есть только один исход: нас разорвёт на мелкие части, при чем этот разрыв будет сопровождаться морем горя.Вам этот прогноз кажется апокалипсическим? Невероятным?А вы загляните в социальные сети, поплавайте в море ненависти и жёлчи, а после попробуйте убедить меня или себя, что это незаразно, что нет шансов, что какой-нибудь «полярник» не решит, что пришло время перенести это океан ненависти из виртуального пространства в реальное.Так что же делать, вы спрашиваете?В первую очередь, я предлагаю следить за тем, что мы говорим, и это касается всех, и меня тоже.Во-вторых, активно искать точки соприкосновения и пытаться находить компромиссные решения. Я точно знаю, что в каждом лагере есть люди, которые понимают, то что понимаю я.А я понимаю, что ни у кого не будет 100%-ной и безоговорочной победы. Ведь абсолютная победа одного, это абсолютное фиаско другого — а это верный путь обратно к полюсам.Каждый из нас каждый день сталкивается с подобными ситуациями дома и на работе, мы постоянно договариваемся, идём на компромиссы и продолжаем жить дальше, продолжаем жить вместе.Так почему же в масштабе семьи и работы это возможно, а в масштабе страны — нет? Мне кажется, что все дело в том, что дом и работа — это здесь и сейчас, а страна — это далеко и потом.Тут вы наверное скажете, что все это хорошо в теории, но как это сделать на практике?Как правые и левые, религиозные и светские, ашкеназы и сефарды, женщины и мужчины, профсоюзы и работодатели, как все могут договориться обо всём?Ответ прост! Никак.Поэтому первый принцип на пути к здоровому обществу — это принятие этого факта. Не нужно стараться договориться обо всём сразу.Второй принцип — это понимание того, что разногласия — это нормально. Как говорится, у каждого Абрама своя программа.Третий принцип — это осознание того, что нас две тысячи лет носило по всему миру и совсем не удивительно, что все мы разные. Но теперь все мы здесь. И, именно здесь нам нужно уживаться друг с другом.И ещё — я утверждаю, что 80% нашего общества согласны по 80% вопросов. Так вот, вместо того, чтобы сразу пытаться решить недостающие 20%, я предлагаю в начале озвучить эти самые 80%!Кажется, вроде логичный шаг. Но последний раз в Израиле он был совершен 14 мая 1948 года. День принятия Декларации о Независимости Израиля. 74 года мы не спрашивали себя самый банальный вопрос — в чем мы согласны?Легче всего акцентировать внимание на разногласиях, спорах и распрях. Ведь это очень выгодно и электорально.Многим привыкшим к жёсткой риторике последних лет это покажется утопией. Просто я понимаю, что другого выхода просто нет. В противном случае, каждый из нас выберет свою дорогу на перекрёстке. Мы пойдём в разные стороны, разрывая государство и общество на мелкие части.К сожалению, наши политические оппоненты не готовы признать и принять, что существует другое мнение, с которым нужно считаться.Ведь мы по-разному определяем значение слов еврей и еврейство, мы по-разному представляем себе определение понятия “еврейское и демократическое государство”.Тем не менее, так как я обещал говорить прежде о том, на что я согласен, то подчеркну, что наш народ смог сохранить свою самобытность во многом благодаря скрупулезному изучению Торы и хранению традиций, но значит ли это, что мы, как демократическое и современное государство, можем позволить себе, чтобы сотни тысяч мужчин занимались только изучением Торы, не участвуя в жизни страны? С этим я категорически не согласен.Я согласен с тем, что в свободном государстве, каждый гражданин имеет право на свободу религии, но я требую, чтобы наравне со свободой религии, у каждого также было право на свободу от религии.Я согласен с тем, что в еврейском государстве дети должны изучать в школах основные каноны истории и традиций нашего народа, я также согласен, что те, кто желающим должно предоставляться право на углубленное их изучение, но я категорически не согласен с тем, чтобы в нашей стране были дети, которые не изучают в школах базовые предметы.Я согласен с тем, что в нашем государстве есть районы, в которых транспорт по субботам не должен быть разрешен, но я настаиваю на том, что в остальных городах транспорт по субботам стал обыденным делом.Я согласен с тем, что у религиозных людей есть свои, очень важные для них ценности, которые я готов уважать, но я не могу согласиться с теми, кто утверждает, что ради этого светское население государства должно поступаться своими.Пытаясь понять в чём основные разногласия между нами и нашими оппонентами я прихожу к выводу, что в основе всех разногласий лежит нежелание наших оппонентов считаться с другим мировоззрением.К моему глубокому сожалению, многие из них, особенно политики, живут в бинарном мире мнений, в котором есть их, единственно верное мнение, и другое, абсолютно неправильное.Напомню, что мы — очень молодое государство, находящееся в процессе становления и определения пути, по которому мы и пойдем в будущем.Есть ли у нас шанс на то, что мы сможем создать по-настоящему демократическое, свободное, либеральное и еврейское государство? Думаю, что есть. Многое зависит от нас с вами. Мы вместе должны бороться с ненавистью и предрассудками, противостоять попыткам разделить людей согласно стереотипам и отстаивать своё мировоззрение. В какой-то момент и наши оппоненты поймут, что нет абсолютной правоты. Что секрет успеха кроется в готовности понимать и принимать друг друга, осознавая что нет у нас другого государства и нет другого шанса на выживание.Именно этого понимания и осознания я хочу пожелать нам всем в новом еврейском году.
Шана Това!»