10/09/2022 11:52:48
Ко Дню рождения Альфреда Дрейфуса 9.10.1859 года!
В литературе существуют понятия героев и антигероев. Зачастую они даже не сталкиваются между собой, однако в процессе развития событий судьбы одних напрямую зависят от действий других. К сожалению, очень часто на стороне антигероев выступают довольно влиятельные персонажи, активно защищающие их, а вот сторону героев представляют люди слабохарактерные или не имеющие реальной власти. В итоге, герою приходится проходить через череду испытаний, чтобы доказать правду. К прискорбию, в жизни такое также происходит. Подобный случай произошел во Франции на рубеже XIX-XX столетий. В истории он запечатлен как «дело Дрейфуса».
События развивались, как в классическом шпионском романе. Во французской армии служили два офицера: аристократ венгерских кровей майор Мари Шарль Фердинанд Вальсен Эстерхази и эльзасский еврей капитан Альфред Дрейфус. На пике своей службы оба входили в структуру Генерального штаба, хотя по роду деятельности друг с другом не сталкивались. Примечательно, что оба военнослужащих были на хорошем счету у начальства. Эстерхази, пройдя по ступенькам пехотного офицера, дорос до должности командира полка, в продолжение трех лет работал в службе разведки. Капитан Дрейфус, получив высшее образование, стал артиллеристом. В 1894 году, точке отсчета данной истории, был откомандирован в Генеральный штаб. Пользовался уважением старших командиров.
Разница между офицерами была во взглядах на жизнь. Циничный, но общительный аристократ Эстерхази ценил «красивую» жизнь, женщин и богемные развлечения в светском обществе. Для этого он обзаводился полезными связями и знакомствами, что давало ему возможность слыть привлекательным в высших кругах. Всего этого лоска был совершенно лишен простой капитан артиллерии Дрейфус. Он стал обычным служакой, которого терпели лишь за то, что он хорошо нес службу. Кроме того, он был еврей, да еще и из Эльзаса, который в тот период контролировался Германией. Это также не добавляло привлекательности его особе.
К слову, патриотом Франции Эстерхази не был. Однажды этот «блестящий аристократ» выдал перл в одном из своих посланий, в котором было написано, что он сохранил бы жизнь щенку, но с легкостью уничтожил бы сотню тысяч французов. Впрочем, для светской публики, которая от рядовых французов находилась на столь же большом удалении, как и сам Эстерхази, подобные заявления ровным счетом ничего не значили.
И все бы ничего, если бы не вездесущий финансовый вопрос. Для поддержания имиджа светского человека требовались деньги, причем, довольно много. И Эстерхази решил приобрести их у разведки Германии. В июле 1894 он появился перед глазами германского военного атташе во Франции подполковника Максимилиана фон Шварцкоппена, воспользовавшись формальным поводом получения визы. Общение между военными было циничным, но откровенным. Эстерхази за деньги предложил продавать военные тайны. Предлагаемая им информация была вполне современная, поэтому Максимилиан фон Шварцкоппен, несмотря на опасения в провокации, пошел на сделку.
Правда, тайна этого сотрудничества сохранялась недолго. Спустя всего два месяца, в сентябре 1894 года, агент французской контрразведки нашел свидетельство того, что с германскими разведчиками работает кто-то из высокопоставленных армейских чинов. Доказательством этого стал рукописный текст, вошедший в историю под названием «бордеро». Контрразведчикам оставалось только сверить почерки подозреваемых лиц, чтобы вычислить «крота». И работа закипела.
А что же Альфред Дрейфус? Случилось так, что его почерк показался специалистам похожим на тот, которым было написано злополучное бордеро. Информация о предполагаемом предателе ушла на самый верх, к военному министру генералу Огюсту Мерсье. Следует отметить, что этот человек был довольно посредственным чиновником, который неоднократно подвергался критике. Однако это компенсировалось тем, что Огюст Мерсье он был выразителем правых взглядов, да к тому же еще и антисемитом. Узнав, что некий еврей из Эльзаса может быть тайным германским агентом, он приказал немедленно арестовать Дрейфуса.
Можно понять и генерала. Буквально недавно он в парламенте представил доклад о состоянии дел в армии и на флоте. В нем Мерсье под аплодисменты депутатов заявил, что военная составляющая Франции сильна, как никогда ранее, и тут такой конфуз. Понятно, что судьба Дрейфуса была решена. Уже 15 октября 1894 года его арестовали, обвинив в сговоре с врагом. Понимая, что дело базируется на весьма шатком основании, его поручили вести майору дю Пати де Кляму – человеку с крайне сомнительными моральными убеждениями. Майор полностью оправдал свое назначение. Он буквально изводил капитана, заставляя его писать тексты в самых разных позах, лишь бы получить максимально похожий на образец почерк.
Однако Дрейфус отказался признавать себя виновным. Не принял он и предложения «почетного» самоубийства. Но тут нашла коса на камень. В Генштабе полностью поддержали требование военного министра. Закрыв глаза на то, что в конторе продолжали пропадать и вновь появляться секретные документы, решили сделать Дрейфуса «козлом отпущения». А его еврейское происхождение и отсутствие знатных родственников в аристократической среде только добавляли неприязни к капитану. Справедливости ради, следует отметить, что не все высшие чиновники Франции верили в виновность Альфреда Дрейфуса. Таким человеком был министр иностранных дел страны Габриэль Аното. Однако он абсолютно ничего не сделал, чтобы помочь оболганному капитану.
Враги же Дрейфуса не дремали. Для усиления накала страстей они «слили» информацию о деле в прессу, где немедленно поднялся невообразимый вой о еврейском негодяе и шпионе, продавшем Германии буквально все секреты страны. Особенно старались правые и антисемитские издания, открыто именовавшие Дрейфуса изменником. Суд был скорым и предсказуемым. И хотя один из военных заседателей счел сведения об измене капитана недостоверными, большинством его признали виновным, тем более, что на этом решительно настаивали следователь, высшие чина Генштаба и французской разведки. Последнюю структуру, кстати, представлял на суде майор Анри, являвшийся близким другом Эстерхази.
Смертной казни Дрейфусу удалось избежать, но его приговорили к разжалованию и ссылке на Чертов остров – в место с губительным климатом. Казалось, что зло торжествует, но судьба распорядилась иначе. Начали проявляться доказательства невиновности Дрейфуса, напрямую показывавшие, что на Германию работал именно Эстерхази. Германские разведчики, усомнившись в его истинности как агента, для проверки подозрения «случайно» слили информацию об нем французам.
Далее последовало новое назначение во французской контрразведке. С июля 1895 на смену полковнику Сандеру пришел подполковник Мари-Жорж Пикар, по иронии судьбы, как и Дрейфус, уроженец Эльзаса. Он возобновил расследование по печально известному делу и практически сразу обнаружил там массу нестыковок. Окончательной точкой стала открытка из немецкого посольства, где прямо указывалось имя Эстерхази. Она полностью изобличила продажного майора. Со своими выкладками Мари-Жорж Пикар познакомил генерала Гонза, на которого они не подействовали. Мало того, за Пикаром установили слежку, поручив это дело небезызвестному другу Эстерхази майору Анри.
Видя нежелание начальства разобраться в данном деле, подполковник отправил заявление в гражданский суд, но поплатился за это санкциями, обрушившимися на него. Мари-Жорж Пикара уволили из армии, а позже, обвинив в нелегальной передаче секретных документов, упекли в тюрьму. Однако знамя борьбы за справедливость подхватил Матье Дрейфус – брат оболганного Альфреда. Он подал в военный суд обвинение против Эстерхази. И вновь машина военного правосудия отказалась рассматривать данное дело. Эстерхази оправдали, сделав это на основании абсолютно фальшивых документов, которые, как позже выяснилось, написал все тот же Анри. Впоследствии это было доказано, продажного майора заключили в тюрьму, где он покончил с собой.
Во Франции же разгорелся мощнейший скандал. Страна разделилась на два лагеря: людей, веривших в невиновность Дрейфуса, и тех, кто был уверен в его враждебной деятельности. Для вторых важнее была национальная принадлежность Дрейфуса. Скандальная ситуация с разделом страны на два лагеря длилась несколько лет. Подливал масло антисемитизм, которые был довольно отрытым в то время во Франции. За это время не единожды менялись военные министры, и только специальный указ о помиловании Дрейфуса разрядил обстановку. Чтобы успокоить тех, кто годами лил грязь на оболганного капитана Генштаба, специально был принят закон, снимающий с них всяческие обвинения в злом умысле.
Окончательно Альфред Дрейфус был оправдан судом лишь в 1906 году. Ему вернули все награды и звание, но 12 лет жизни человека и весьма перспективного офицера возвратить было невозможно. Дрейфус прожил еще почти три десятка лет, покинув земной мир в 1935 году.