10/16/2022 15:37:21
Пройдя еще пару километров, Моисей снова останавливался и спрашивал: «Может, тут?» Но евреи опять принюхивались и вновь качали: «И тут как-то странно пахнет». Так они ходили и ходили, пока не дошли до Ханаана, где никакого запаха не было. Вот почему у арабов есть нефть, а у евреев ею и не пахнет.
Этот анекдот любили рассказывать в Израиле в 90-х, когда все, включая геологов и геофизиков, «точно знали», что главным полезным ископаемым в этой стране являются исключительно еврейские мозги, а никаких других ископаемых в ней нет. И только несколько последователей Любавичского Ребе вкладывали ежегодно огромные деньги в бурение скважин в надежде найти в Израиле нефть или газ. Когда их спрашивали, зачем так впустую тратить деньги, они отвечали:
«Ребе сказал, что газ и нефть есть. Значит, они должны быть!»
К началу 2000-х годов эти люди превратились во всеобщее посмешище. Когда они решили перенести поиски с суши на морской шельф и убедили израильского миллиардера Ицхака Тшуву вложить деньги в эту авантюру, все искренне сочувствовали «бедному олигарху».
Сегодня, когда я пишу эти строки, началась пробная прокачка газа с расположенного в Средиземном море израильского месторождения «Кариш» на плавучую буровую установку. А общие запасы газа на месторождении могут достигать 57 млрд кубометров. И это совсем немало. Просто для сопоставления: по итогам докризисного 2021 года Россия поставила в страны ЕС в общей сложности 150 млрд кубометров газа.
Так что Израиль стал обладателем одного из крупнейших морских месторождений в мире, и сегодня не только Турция, Иордания и Египет, но уже и европейские страны, находящиеся накануне энергокризиса, связывают своё энергетическое будущее в том числе и с израильским газом. Мы писали об этом подробно в статье «Газ, дружба, жвачка».
А тут ещё главной темой уходящей праздничной недели стал договор о демаркации морских границах между Израилем и Ливаном. Мы освещали все перипетии, связанные с его составлением и одобрением. Оценивать этот договор не входит в задачу этого текста, тем более что вопрос его подписания остро политизированный – в Израиле самая горячая стадия внеочередной предвыборной кампании. Однако факт, что в случае подписания он откроет простор для полного освоения месторождения.
И есть нечто символичное в том, что в завершающей Пятикнижие главе «Браха», которую изучают в эту праздничную неделю, прямо указывается: земля Израиля не только чрезвычайно плодородна, но и богата различными полезными ископаемыми.
«На гору созовут они народы, принесут там жертвы справедливые, ибо изобилие морей будут сосать и сокровища, скрытые в песке»,
– сказал Моисей, раздавая перед смертью благословения разным коленам еврейского народа и обращаясь к колену Звулуна. А о колене Ашера он сказал:
«Будут почитаемы братьями своими, поскольку в масло погружает свою ногу, ибо из железа и меди у них засовы».
Вывод из этого один: надо немедленно искать в Израиле железо и медь. А нашедший точно уж масло на хлеб намажет.
Перечитывая эти благословения и вспоминая те, которыми благословлял своих сыновей в аналогичной ситуации, накануне смерти, наш праотец Яаков, обращаешь внимание на их удивительную особенность: общий концептуальный вид и некую самодостаточность они обретают только все вместе. Эффективно работать они могут только в том случае, когда все евреи, независимо от того, к какому колену, группе или страте они относятся, ощущают себя единым народом. Или даже, если угодно, единым организмом. Повредите в этом организме хоть один орган – и всем остальным тоже не жить.
Поэтому так точно и на месте находятся строки из этой главы, которые на протяжении тысячелетий каждый еврейский мальчик затверживал наизусть ещё в первом классе хедера:
«Тору заповедовал нам Моисей, она – наследие общины Яакова».
Нравится это кому-то или нет, но именно Пятикнижие Моисеево на протяжении всех этих тысячелетий объединяло нас в единый народ, где бы ни жили его сыновья и дочери. Именно в таком порядке это происходило веками в нашем народе: сначала Тора, а уже затем кровные узы; сначала духовная связь, а уже затем родовая. Отсюда этот странный и неразрывный сплав религии и генетики в определении евреев как «национально-религиозной общности».
Не секрет, что за эти столетия мы разделились на субэтнические диаспоры и общины, и у каждой своя культура и даже свой язык. Мы разделились на светских и религиозных, на очень светских и очень религиозных, на реформистов и ортодоксов, на хасидов и «литваков». Но Тора и язык, на котором она написана, по-прежнему объединяют нас в единое целое – куда крепче самого лучшего клея. Тора – наше наследие, и пока мы передаем её от поколения к поколению, еврейский народ продолжит своё существование в истории.
А для того чтобы убедиться в справедливости этих слов, просто загляните в любую синагогу в Симхат Тора – праздник в честь окончания годового цикла чтения Пятикнижия и начала нового. Вы увидите толпы танцующих и ликующих евреев и ощутите то самое чувство единения и вкус настоящего еврейского веселья.
Считается, что в праздник Симхат Тора каждый еврей должен станцевать со свитком Торы. Он и вправду иногда бывает очень тяжёл, этот свиток, в самом буквальном смысле слова. Но если уж ты за него взялся, то права уронить его у тебя нет.
Петр Люкимсон