12/06/2022 11:05:26
Ни поесть, ни выпить, ни помолиться. И лучше никак не выдать себя – для тысяч евреев ЧМ по футболу в Катаре стал минным полем. Им там откровенно не рады.
Не секрет, что право проведения чемпионата власти Катара просто купили. Было это в 2010 году. За несколько дней до решающей жеребьевки эмир Катара поговорил с президентом Франции Николя Саркози. Потом тот поговорил с главой европейской футбольной федерации (УЕФА) Мишелем Платини. Платини поговорил с главой Международной федерации футбола (ФИФА) Зеппом Блаттером. По словам Блаттера, была сказана такая фраза: «Зепп, что ты сделаешь, если президент тебя кое о чем попросит?»
Через полгода после голосования в ФИФА – просто совпало – Катар закупил у Франции самолеты-истребители на 14,6 миллиарда долларов. Следом Катар купил французский футбольный клуб «Пари Сен-Жермен» – и потратил больше миллиарда долларов, укомплектовывая его лучшими игроками. Но если с Францией катарцы работали тонко, то футбольным функционерам других стран они просто вручали чемоданчики с деньгами.
Дело в том, что в ФИФА входят 211 стран. У каждой страны – один голос, независимо от футбольных заслуг. Так, 37 стран Карибского бассейна – это 37 голосов. Их все за Катар отдал на тот момент вице-президент ФИФА Джек Уорнер. Вскоре его из Тринидада и Тобаго экстрадируют в США, чтобы судить по обвинению в получении взяток на пять миллионов долларов – в том числе за поддержку заявки Катара. И карибский футбольный начальник – далеко не единственный. Более половины функционеров ФИФА, голосовавших за то, чтобы чемпионат мира 2022 года прошел в Катаре, обвинили в коррупционных и прочих прегрешениях.
Ну, а после того как Катар заплатил за праздник футбола, власти этой страны повели себя с ФИФА, как богатый клиент с проститукой. Стали диктовать свои правила. Они заставили ФИФА пойти на невиданные уступки: сдвинуть сроки мундиаля с летних месяцев на ноябрь и декабрь, чтобы обойти безумную жару, и отказаться от традиционного напитка чемпионата – пива. То есть поначалу предполагалось, что пиво все-таки можно будет купить в специальных местах в строго определенное время. Но буквально за несколько дней до начала чемпионата кто-то из правящей семьи Катара решил, что пиву на стадионах вообще не место. Уже установленные палатки, украшенные словом «Будвайзер», сначала перенесли подальше от спортивных арен, а потом и вовсе демонтировали. Коран есть Коран. За пределами стадиона, что с этих неверных взять, пусть пьют в своих отелях и специально отведенных местах. Платят скромные 14 долларов за кружку – и пьют сколько влезет.
Кроме пива под запрет попала эмблематика ЛГБТ. Также в связи с местными традициями и убеждениями. И только в одном случае Катар поступился своими принципами и уступил ФИФА. На время чемпионата в страну были допущены болельщики и журналисты из недружественной страны – Израиля, с которым у Катара нет никаких дипотношений. Нет, сборная Израиля в финальной части чемпионата мира по футболу традиционно не участвует – последний раз у нее это получилось в 1970 году. Но болельщиков в Израиле много. Так, за специальной футбольной визой в Катар обратились, по разным подсчетам, от семи до десяти тысяч израильтян. Для них даже организовали прямые авиаперелеты из аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Доху, столицу Катара.
Но им, а также другим евреям, приехавшим на мундиаль, приходится несладко. Во-первых, питаются они всухомятку – горячее кошерное катарские власти, вопреки первоначальным обещаниям, готовить так никому и не дали. Соблюдающие евреи распространяют между собой списки продающихся в Катаре продуктов, которые признаны кошерными в других странах мира. Ну, и спасаются бейглами, которые готовит на первой и единственной кошерной кухне в Дохе нью-йоркский раввин Марк Шнайер.
Во-вторых, евреям нужно вести себя тише воды и ниже травы: никак не афишировать свои взгляды и не упоминать, что они из Израиля. И стоит сказать, израильские болельщики послушно следуют рекомендациям своего МИДа: спокойно взирают на сотни палестинских флагов – во время матча Франция – Тунис один болельщик даже выбежал с таким флагом на футбольное поле.
Тяжелее израильским журналистам – их работа обязывает представляться. Так, как только журналист Аш Обель сообщал, что представляет издание The Times of Israel, разговор с большинством болельщиков обрывался. Один местный пояснил за всех: «Вам здесь не рады. Это Катар. Это наша страна. Существует только Палестина, нет никакого Израиля». Другого журналиста – Дора Хофмана с телеканала «Кан-11» – высадили из такси, как только он обмолвился, что из Израиля. А в какой-то момент толпа приняла за израильтянина египетского репортера – и набросилась на него.
«Вначале мы еще были настроены миролюбиво, протягивали всем руку дружбы, представлялись израильтянами, – описал ситуацию корреспондента газеты “Едиот Ахронот” Раз Шехник. – Но увидев, что это каждый раз влечет за собой жесткие конфликты с арабами, ругань и проклятия на языке, который мы неплохо понимаем, мы стали представляться журналистами из Эквадора». Он также добавил свои личные эмоции по этому поводу: «Я всегда был центристом, либералом – готов был принять мысль, что мир превышего всего. Я всегда думал, что проблема в правителях, в том числе наших. Но в Катаре я осознал, какая сильная ненависть живет в простых людях на улицах. Как сильно они хотят стереть нас с лица земли. До какой степени все, что связано с Израилем, вызывает у них сильнейшую ненависть. Мне не хочется писать эти слова, мы здесь не главная тема, но после десяти дней в Дохе невозможно скрыть то, с чем мы сталкиваемся. Мы ощущаем ненависть, мы сталкиваемся с враждебностью, а не с гостеприимством».
Израильскому комику Гаю Хохману вообще пришлось бежать из Катара: в местных соцсетях появились видеоролики, утверждающие, что он шпион. В качестве доказательств, что «Хохман убивал палестинцев во время первой и второй интифад», были фотографии комика в военной форме со времен его службы в армии.
Но стоит отметить, что большая часть жалоб – на местных. При этом есть примеры дружелюбия, проявленного к израильтянам болельщиками из Саудовской Аравии – и даже из Ирана. Ну, и вообще, следующий чемпионат мира хоть и через четыре года, но в США. Уж там-то можно будет и горячее кошерное поесть, и пива попить, и флагами Израиля поразмахивать.
Алексей Алексеев