12/09/2022 10:04:00
Офер Адерет
В 2009 году было подписано коалиционное соглашение между «Ликудом» во главе с Биньямином Нетаниягу и партией НДИ во главе с Авигдором Либерманом в рамках подготовки к формированию 32-го правительства Израиля.
«Стратегической целью Государства Израиль будет свержение режима ХАМАСа в Газе», — написано в нем черным по белому под заголовком «Раздел внешней политики». С тех пор прошло 13 лет, большую часть этого времени Израилем руководил Нетаниягу, но власть ХАМАСа так и не была свергнута. Несмотря на коалиционное соглашение и обозначенную «стратегическую цель», Нетаниягу фактически сохранил правление ХАМАСа и в этом контексте даже одобрил ввоз в Газу чемоданов с миллионами долларов наличными — деньгами помощи от Катара.
Это не единственный пункт, который был включен в коалиционные соглашения, подписанные премьер-министрами Израиля в последние десятилетия, и который вообще не выполнялся. Журналистское расследование показывает, что, подобно правительственным решениям, которые иногда годами остаются только на бумаге, зачастую коалиционные соглашения не стоят той бумаги, на которой они написаны.
Эта информация может немного обнадежить тех, кто обеспокоен изменением облика Израиля после коалиционных соглашений, которые Нетаниягу подписал в последние дни, в том числе с Итамаром Бен-Гвиром и Ави Маозом. В прошлом более опытные и сильные партии чем «Еврейская мощь» и «Ноам» получали много обещаний в соглашениях, но их реализация оставалась благим пожеланием.
Обещание: сокращение рабочей недели
Примеров хватает. Нынешние обсуждения пункта закона, позволяющего обойти вето БАГАЦа, который позволит кнессету отменять и основные законы, недавно вернули конституционную проблему в публичную дискуссию и служат напоминанием о другом пункте исторических коалиционных соглашений, который не был реализован.
В 2003 году «Ликуд», которым тогда руководил Ариэль Шарон, подписал коалиционное соглашение с партией «Шинуй» во главе с Йосефом (Томи) Лапидом. «Стороны будут работать над завершением, по соглашению, конституции Израиля», — говорилось в нем. Уже из формулировки, в которую входило слово «соглашение», можно было предположить, что этот раздел является не чем иным, как заявлением о намерениях. Для реализации намерений было решено создать комиссию — еще один инструмент, позволяющий размыть выполнение коалиционных соглашений — под председательством Яакова Неэмана, бывшего министра финансов и юстиции.
Фото: Лиор Мизрахи
Скоро исполнится 20 лет с момента подписания этого коалиционного соглашения. Всех, упомянутых в последнем абзаце, уже нет в живых: Лапида, Шарона и Неэмана уже нет с нами, как и партии «Шинуй», которая была в то время на пике своей силы — 15 мандатов.
Соглашение с «Шинуем» также включало приложение, которое фактически было еще одним коалиционным соглашением между «Ликудом», «Шинуем» и МАФДАЛом и в котором говорилось, среди прочего, что «экономика перейдет на пятидневную рабочую неделю», а воскресенье присоединится к субботе, как официальный день отдыха. Как известно всем, кто чувствует некоторое уныние на исходе субботы — этот раздел так и не был реализован.
Обещание: никакого религиозного и антирелигиозного принуждения
Вопросы отношений религии и государства являются важной частью любого коалиционного соглашения, особенно для религиозных партий и тех, кто провозгласил борьбу с религиозным принуждением. И в этой области трудно найти коалиционное соглашение, которое было вы выполнено.
В 1992 году в коалиционном соглашении между «Аводой» во главе с Ицхаком Рабиным и ШАСом во главе с Арье Дери говорилось, что «правительство будет воздерживаться от любого религиозного и антирелигиозного принуждения с любой стороны». Но реальность была другой. Шуламит Алони, председатель МЕРЕЦ, проводившая активную линию против членов своей коалиции из партии ШАС, заплатила высокую цену за борьбу с религиозным принуждением, несмотря на то, что было написано в коалиционном соглашении.
Как министр образования, она стремилась реализовать свое право влиять на учебную программу и преподавать теорию эволюции в школах. «У нас вбивают в голову, что мир был создан за шесть дней, — объяснила она. — Если им позволено постоянно кричать о необходимости учить молитвам, то нам позволено кричать о том, что мы хотим науку».
Как и ожидалось, ультраортодоксы встали на дыбы, и Алони пришлось отказаться от должности «ради целостности коалиции».
Обещание: решение для тех, кто не может вступить в брак по «закону Моисея»
В 2009 году в коалиционном соглашении между «Ликудом» и НДИ было определено, что «необходимо найти решение» проблемы. «Ликуд» пообещал, что сразу после создания правительство будет продвигать правительственный законопроект, согласно которому мужчина и женщина, не признанные евреями в соответствии с Галахой, будут признаны государством супругами.
Принятый в 2010 году закон — Закон о брачном союзе для пар, не имеющих религиозной принадлежности — проблему не решил. Хотя он предложил ограниченное и частичное решение для определенного сегмента тех, кто не мог вступить в брак, он разрешил парам, которые оба не религиозны, зарегистрировать брак в Израиле, но не помог парам, в которых только один не имеет религиозной принадлежности, и для пар, принадлежащих к разным религиям (например, иудейской и мусульманской), для тех, кто заинтересован в гражданском браке, и для ЛГБТ.
Этот вопрос снова и снова поднимался в дополнительных коалиционных соглашениях. В прошлом году он был включен в соглашение между «Еш атид» и «Аводой» как часть списка, который стороны обязуются реализовать «всеми имеющимися в их распоряжении средствами». Наряду с этим в список также включен общественный транспорт, работающий по субботам. Правительство не продержалось достаточно долго, чтобы реализовать подписанные коалиционные соглашения, и они были похоронены вместе с ним.
Обещание: обязательное обучение базовым дисциплинам
Еще одна тема, которая снова и снова появляется в коалиционных соглашениях, — это базовые предметы в школах. В коалиционном соглашении 2013 года между «Ликудом»-НДИ и «Еш атид» было предусмотрено продвижение «базовой учебной программы, обязательной для всех израильских детей».
На фото: рав Овадья Йосеф и Биньямин Нетаниягу. Фото: Моше Мильнер, GPO
Закон, принятый в том же году, не требовал обучения базовым предметам, а лишь уменьшал бюджет учебного заведения, которое не будет их преподавать. Его внедрение было перенесено на 2018 год, но уже в 2016 году была принята поправка к закону, отменяющая обязательность преподавания, которой и так не было даже в нереализованном законе.
Обещание: справиться с жилищным кризисом
Еще одна животрепещущая проблема, которая была отмечена в коалиционных соглашениях, – это жилищный кризис. В 1996 году, четверть века назад, в коалиционном соглашении между «Ликудом» и «Исраэль ба-алия» было оговорено «создать специальную комиссию с целью снижения стоимости жилья в стране».
В 2013 году вопрос снова вошел в коалиционное соглашение — на этот раз между «Ликудом»-НДИ и «Еш атид» — под более громким названием: «Национальный проект высшего приоритета», в рамках которого будет создан «кабинет по жилью».
В 2015 году, на этот раз в соглашении с «Кулану», «Ликуд» снова обязался продвигать «снижение цен на жилье и увеличение предложения квартир» как «национальную цель».
Правительства действительно пытались претворить в жизнь эти коалиционных соглашений, но пока безуспешно. В 2013 году была создана специальная министерская комиссия по продвижению реформ на рынке жилья («кабинет по жилью»), которую возглавил тогдашний министр финансов Яир Лапид. Деятельность ее расширилась в период с 2015 по 2020 год, когда Моше Кахлон был министром финансов.
Тот факт, что такой кабинет уже был создан в прошлом, не помешал председателю «Ликуда» Биньямину Нетаниягу в ходе своей последней избирательной кампании заявить: «Первое, что я собираюсь сделать, это создать «кабинет по жилью» в течение недели. Это немедленный важный шаг, который мы можем сделать». Он также пообещал: «вывести на рынок сотни тысяч единиц жилья».
Список пунктов, согласованных в коалиционных соглашениях за последние десятилетия, длинный. Он включает такие вопросы, как «всеобъемлющее региональное соглашение о мире на Ближнем Востоке», «борьба с насилием и преступностью как главная цель» и «развитие Негева и Галилеи на вершине порядка приоритетов» — ни один из них не был особенно успешным.
Наряду с ними были и более простые в реализации вопросы, которые также не были реализованы, такие как «полное освобождение от платы за обучение и выделение земли под строительство для демобилизованных солдат», «пособия по безработице для предпринимателей и самозанятых» или «право израильтянам голосовать за границей». Есть и вопросы, утратившие с годами свою актуальность. Один из них — «укрепление стратегических отношений с Россией».
Офер Адерет, «ХаАрец», И.Н. На снимке: Ицхак Рабин и Шуламит Алони. AP Photo/Nati Harnik. В тексте: Томи Лапид, Эхуд Ольмерт, Арик Шарон. Фото: Лиор Мизрахи. Раввин Овадья Йосеф и Биньямин Нетаниягу. Фото: Моше Мильнер, GPO
Источник: https://detaly.co.il/chego-stoyat-koalitsionnye-soglasheniya-primery-iz-istorii-izrailya