01/09/2023 21:14:38
Автор: Маша Лев
До некоторой степени, пока империя сохранялась как государство, евреи в ней представляли единую общность.
Однако момент ее краха стал для представителей этой нации новым испытанием. Ведь они в мгновение ока оказались разделены и стали проживать сразу в нескольких новых государствах. Разрушение Римской империи стало началом разделения прежде единого еврейского народа на два субэтноса: ашкеназов и сефардов. Разумеется, такое деление произошло не сразу. Данный процесс растянулся на несколько столетий, однако машина уже была запущена.
Случайно или нет, но евреи оказались в двух изолированных группах. Одна была локализована в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, а другая – на территориях нынешних Италии, Франции и Германии. Отсюда, кстати, проистекают и корни названий групп. Сефарды получили название по ивритскому наименованию Испании Сфарад, а ашкеназы – Германии, звучащей как Ашкенази. В дальнейшем группы довольно долго оставались обособленными, развиваясь по своим законам. С течением времени в них накопились достаточно большие изменения в традициях, проведении религиозных обрядов и даже языке общения, что фактически узаконило их отдельный статус.
Сефарды – это еврейская община, как уже было сказано, развивавшаяся на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Основным разговорным языком там долгое время оставалась латынь, поэтому евреи, приняв его за базовый, добавив в него часть ивритских слов, создали собственное наречие – язык ладино. На нем сефарды общались между собой на протяжении многих столетий, вплоть до последнего времени, пока его не начал вытеснять возрожденный иврит.
У ашкеназов ситуация была несколько иная. Там, где они жили, латынь быстро утратила свою актуальность. На смену ей пришли языки германских племен, и евреи к этому должны были как-то приспосабливаться. В итоге за базовый ашкеназами был принят немецкий язык. Он, перемешавшись с ивритом, превратился в идиш, который в дальнейшем стал пополняться славянизмами и уже в таком виде просуществовал до нынешних времен. Его, кстати, также стал вытеснять иврит. Особенно активно данный процесс стал наблюдаться после возрождения Израиля как государства.
Нельзя сказать, что две еврейские общины развивались равноправно. Какое-то время сефарды считали себя элитой. У большинства из них было хорошее светское образование. Именно из их числа в Западной Европе вышли первые очень богатые евреи. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца XVIII столетия, и лишь потом пальму первенства начали перехватывать ашкеназы.
Следует отметить, что площади расселения двух еврейских общин были различными. Если ашкеназы больше распространялись по северным регионам Европы, лишь частично захватывая Апеннинский и Балканский полуострова, то сефарды присутствовали на самом западе Европейского континента, но большая их часть начала расселяться через Северную Африку вглубь Азии. Там уже были евреи, являвшиеся наследниками давних переселений, просто они переняли часть сефардских традиций. Впоследствии их выделили в отдельную группу мизрахи. Многие до сих пор ведут спор о евреях мизрахи.
Такой ареал распространения с годами повлиял на развитие еврейских общин. Наиболее сильно это отразилось на ашкеназах. Находясь между европейцев, усиленно развивавших свою науку и культуру, они сумели занять среди них достойное место. Несмотря на всевозможные ограничения и многочисленные дискриминационные законы, ашкеназы дали миру целую плеяду ученых, поэтов и писателей, мастеров культуры, бизнесменов и финансистов. Да и численность их начала быстро возрастать, многократно превысив количество сефардов.
Ситуация для сефардов во многом складывалась не столь драматично, как для ашкеназов. И среди них выделялись видные представители, занимавшие знаковые посты при местных властителях. Однако сам путь развития науки и культуры на Востоке шел по другому сценарию. Восточные правители, прежде всего, заботились о себе и своем богатстве. В итоге получилось, что среди сефардов есть уважаемые толкователи библейских книг, множество бизнесменов и богатых семей, художников, композиторов, актеров.
Сейчас из всего количества евреев планеты 4/5 являются ашкеназами. Примечательно однако, что в Израиле статистика совершенно иная. Там ашкеназов только половина от всего населения. К счастью, сейчас обе ветви еврейского народа вполне доброжелательно сосуществуют. Между ними нет такого соперничества за главенство, как было несколько веков назад.
На удивление, у двух частей одного народа, живших изолированно многие столетия, не так уж много отличий. Причем, большинство из них носят не религиозный, а культурный характер.
Ашкеназы не назовут ребенка в честь того члена семьи, кто еще жив, в то время как у сефардов допустимо или даже принято называть ребенка в честь живущих бабушки и дедушки, родственников или друзей семьи.
Кроме того, у них более строгое соблюдение правил кашрута – они должны ждать дольше, прежде чем начать есть молочные продукты после употребления мяса.
В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефарадов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
Ашкеназы в синагогах хранят свои свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением недельной главы и необходимого отрывка в праздник. Большинство сефарадов хранит свитки в жестких металлических цилиндрах, которые можно просто открыть (а не снимать) для чтения.
Подводя итог, можно сказать, что ашкеназы, сефарды и мизрахи – это не три отдельных течения, а скорее три столпа, на которых прочно стоит еврейский народ.