02/11/2023 11:55:59
Жилой дом, согласно стандартам, должен стоять 50 лет. Десятки тысяч домов в Израиле — более старые
Хила Цион, Уди Худи, Ynet |Вчера | 16:49
Картины разрушений в Турции и Сирии совершенно невыносимы. Землетрясения не различают народы, и эпицентр в следующий раз может оказаться не в сотнях километров от Израиля, а намного ближе. В Израиле об угрозе землетрясения много говорят, но ничего, по существу, не делают. 5000 домов уже сейчас признаны аварийными. В них находится 610.000 квартир, не соответствующих сейсмическим стандартам. При сильном землетрясении их жильцы могут быть погребены под руинами, если не успеют покинуть дом при первых же толчках.
После разрушительного землетрясения в Турции в ночь на 6 февраля Служба тыла Израиля издала рекомендации для граждан: при подземных толчках заходить в защищенную комнату (МАМАД). Однако в каждой второй квартире в Израиле МАМАДа нет. Всего же в жилом фонде находится 1,6 миллиона неукрепленных квартир, в них живут 5,5 миллиона человек. По числу незащищенного жилья лидируют Иерусалим, Тель-Авив и Хайфа.
Из отчета госконтролера от июля 2022 года следует, что уже сейчас почти 5000 зданий в стране признаны аварийными и могут обрушиться на жильцов. В них находятся 610 тысяч единиц жилья, которые не соответствуют сейсмическим стандартам. Контролер также отметил, что правительственные учреждения не осведомлены о сложившейся ситуации, и не знают, где может обрушиться следующее здание. Местные власти при этом утверждают, что у них нет ресурсов, чтобы справиться с проблемой.
В 1975 году в Израиле вступил в силу стандарт №413 (текен 413) о сейсмоустойчивости построек. Он содержит конструктивные сведения о том, как следует строить дома в стране, чтобы они могли выдержать землетрясение. Стандарт уточнялся в 1995, 1998 и 2009 годах.
►Кто определяет, опасен ли дом
Жилой дом должен простоять 50 лет, но в Израиле есть десятки тысяч зданий, которые могут обрушиться, ибо их возраст намного больше. Сейсмостойкость этих зданий соответствует стандарту, по которому они строились. Все дома, разрешение на строительство которых было выдано до января 1980 года, с большой вероятностью не соответствует сейсмическим стандартам.
Статус опасного зданию присваивают инженеры отделов аварийных зданий (механдес ха-яхида ле-мивним месуканим) местного совета. Они проверяют здания, по поводу устойчивости которых есть сомнения, и определяют степень опасности для жильцов и прилегающих построек. Обычно по поводу аварийного здания инженер издает указ №3 (цав 3). Это делается, когда обнаружены существенные трещины (свыше 3 см глубиной) каркаса здания или фундамента, а также обнажение стальной арматуры опорных столбов.
Есть здания, по поводу которых издается указ №4. Это означает, что здание не подлежит сносу, но представляет опасность для жильцов и окружающих из-за того, что отпадают плитки облицовки, балконы неустойчивы, есть трещины и разломы стен и т. п. После издания указа №4 ответственность за безопасность возлагается на самих жильцов.
Обзор компании «Мадлан» выявил число аварийных зданий в 6 городах Израиля, где мэрия делает сведения об этом доступными для граждан. Так, в Тель-Авиве есть 920 таких домов, в Ришон ле-Ционе – 500, в Рамат-Гане – 161, в Ашдоде – 152, в Беэр-Шеве – 117, в Бат-Яме – 70 и в Кирьят-Гате – 34.
Но многие местные власти не предоставляют этих сведений общественности. По словам генерального директора компании Таля Копеля, «большинство мэрий не выкладывает в открытый доступ списки аварийных зданий, и поскольку большинство этих домов заселены, может случиться, что человек вначале купит квартиру, а потом узнает, что дом, в котором она находится – аварийный».
►Как предотвратить обрушение
Предотвращение обрушения, как следует из опыта иностранных государств, может обойтись в миллиарды шекелей. Но принятие мер после обрушения обойдется государству в десятки миллиардов, не говоря уже об ущербе, который нельзя оценить деньгами. Но уже сейчас сотни миллионов шекелей, которые можно было бы использовать для укрепления аварийных зданий, не доходят в нужные места из кассы минфина.
Как исправить положение? В минстрое составили в прошлом году программу решения проблемы в сейсмоопасных городах. Это – всеобъемлющий труд, на котором стоят подписи генерального директора министерства и главы государственного управления реновации городов (рашут мемшалтит ле-хитхадшут иронит). Но для проведения работ нужен бюджет, а его нет. Катастрофа в Турции и Сирии должна привести к изменению подхода. Нынешний министр строительства не должен устраивать совещания, чтобы рассмотреть экстренный план на случай землетрясения – он должен созвать срочное совещание по реализации уже существующей программы укрепления зданий и потребовать на это существенные же средства.
Подход государства, сохраняющийся в течение десятилетий, не оправдал себя: речь идет о передаче вопросов укрепления зданий в частные руки со снятием ответственности с властей. ТАМА-38 и программа сноса и переселения (пинуй бинуй) – это отличные проекты реновации городов, но не для интенсивного укрепления старых построек, тем более что на периферии участие в таких работах непривлекательно для застройщиков. Невозможно ждать, пока домкомы завершат свои споры с застройщиками по поводу мест для стоянки и дополнительных 2 кв. м для каждой квартиры, а также дожидаться долгие годы, пока будет выдано разрешение на строительство.
Одним из пунктов критики таких программ стало то, что они дают возможность хозяевам квартиры улучшить жилищные условия, а подрядчикам и застройщикам – заработать. Должна существовать всеобъемлющая программа, основанная на государственном финансировании с максимально быстрой реализацией, при необходимости – без выдачи права на постройку дополнительных квартир застройщику и без улучшения жилищных условий хозяев квартир, и без требования полного их консенсуса по данному поводу. Это – крайние меры, но если продолжить тянуть время, то и результат может оказаться экстремальным.
Перевод: Даниэль Штайсслингер