03/29/2023 11:42:03
С политической точки зрения преимущество осталось за Нетаниягу
Боаз Гаон
|11:12
В определенных кругах лагеря протеста против юридической реформы царят странные оптимистические настроения. Если судить, конечно, по победоносным реляциям в твиттере. Но у меня для них плохие новости: с политической точки зрения Нетаниягу победил. Несмотря на тайм-аут в продвижении реформы, он сумел завершить этот этап по крайней мере ничьей. Что касается оппозиционных партий — Еш атид, Авода и НДИ, — все они проиграли по-крупному. Лишь Бени Ганц выиграл. И продолжает выигрывать.
Промежуточный итог таков: ситуация сложная, окутанная туманом, которую можно трактовать по-разному, но самое главное — все еще возможно. Коалиция, совершив тактическое отступление — к арсеналам с тяжелым оружием, — начала его подготовку к следующему этапу (закон против отказа от резервистских сборов с соответствующим наказанием, личная гвардия для Итамара Бен-Гвира, ограничение свободы прессы — кроме, разумеется, 14-го телеканала, поиск впечатляющих кандидатов от правого лагеря на смену главы БАГАЦа Эстер Хают и т. д.).
Вот четыре причины, согласно которым противники реформы завершили этот этап игры не победой, а в лучшем случае — ничьей. И ничьей весьма проблематичной.
Первое.
Блок Биньямина Нетаниягу сохраняет единство, несмотря ни на что. С этой точки зрения речь может идти о наиболее крупном политическом провале лагеря протеста, в котором, похоже, трезво ситуацию оценивает лишь Бени Ганц при поддержке опытных и более жестких соратников Гидеона Саара и Зеэва Элькина. Все остальные ведут себя так, словно на дворе 1992 год, правительство возглавляет Ицхак Рабин, у Аводы целых 44 мандата, а у МЕРЕЦа — 12.
Нетаниягу, напомним, развалил предыдущее правительство, использовав для этого спор почти анекдотического характера вокруг квасного в больницах на Песах. Но нынешняя коалиция прочна, несмотря на почти удавшуюся попытку превратить Верховный суд в торговый центр. Напишу здесь еще раз то, на что многие предпочитают закрывать глаза: демократический лагерь никогда не вернется к власти без того или иного присутствия в их коалиции религиозных и ортодоксальных партий. Учитывая наш демографический фактор, шансы на создание исключительно левого правительства равны нулю. Может быть, это и к лучшему, потому что в таком случае мы бы увидели на улицах не менее массовые протесты, чем сейчас, но только с правой стороны.
Единственная утечка мандатов из правого блока наблюдается только от Ликуда к Ганцу. Потому что из всех других оппозиционных лидеров только Ганц не приправляет свои выступления ненавистью к религиозным и к религии. Но даже несмотря на это, ни один кирпичик правого блока не сдвинулся пока со своего места.
«Лагерь Галанта» умер, не приходя в сознание. «Лагеря Эдельштейна» не существует. Нетаниягу может спокойно паковать чемоданы для поездки в Мадрид.
Второе.
По большинству базисных вопросов народ все еще находится в правом лагере. В вопросе ослабления ашкеназских элит у рычагов власти — там же. В вопросе — должен ли быть Израиль еврейским и демократическим государством или же — наоборот, народ с правыми. Не говоря уже о вопросе присутствия арабских партий в правительстве.
Да, вопрос о сохранении независимости Верховного суда находится в большем консенсусе в последние месяцы, но «компромисс» вскоре угробит и это согласие. К смене тенденции и правительства он точно не приведет.
Третье.
Приверженцы идеи «Эрец-Исраэль от моря до Иордана» полностью победили в нынешнем Ликуде. В тот момент, когда вся страна готовилась к потасовкам в Иерусалиме (правых и левых демонстрантов) и всего через несколько часов после того, как закон об изменении состава комиссии по назначению судей был утвержден в комиссии, родилось лобби во имя Эрец-Исраэль.
Нужно понимать, что главой законодательной комиссии Симхой Ротманом движет не столько страшная злость по причине недостатка в Верховном суде сефардов или правых. Прежде всего он хочет отомстить БАГАЦу за план размежевания (точнее — депортацию из Гуш-Катифа), вернув ЦАХАЛ в Газу, Иудею и Самарию. Вот что сказал он сам, раскрывая собственные карты: «В течение слишком многих лет политика правительства в отношении поселенческого движения формировалась не в кнессете и правительстве, а в здании Верховного суда и офисе юридического советника. Хочу, чтобы это лобби сделало много полезных и важных вещей во имя Эрец-Исраэль в здании кнессета».
И четвертое.
Итамар Бен-Гвир, который все еще является самым популярным лидером среди израильских правых. Именно благодаря протестам он умудрился раскрутить Биби на создание личной армии (или Национальной гвардии, как вам больше нравится).
У меня все.
Автор — писатель, драматург и хайтекист
Полный текст на иврите — здесь