04/19/2023 12:18:59
Глава государства решил не форсировать события, наблюдая за тенденциями. Его тактика оправдалась, желанный компромисс из невозможного становится реальным. Как это произошло
Барух Лешем|
11:39
Несколько дней назад Биньямин Нетаниягу обратился к президенту Ицхаку Герцогу с просьбой убедить международное рейтинговое агентство Moody’s не снижать кредитный прогноз Израиля из-за правовой реформы. Герцог сообщил об обещании премьера приостановить законотворчество, а также начале переговоров между коалицией и оппозицией. Вероятно, именно благодаря этому руководство агентства решило не снижать кредитный рейтинг, ограничившись лишь жестким предупреждением на будущее.
Это обстоятельство лишь подтвердило, насколько важную миссию выполняет Герцог. От его действий теперь напрямую зависит, как международное сообщество и ключевые мировые лидеры будут относиться к Израилю и его руководству (напомним, что в данный момент президент США отказывается принимать Нетаниягу в Белом доме). Разумеется, решение президента скажется и на позиции лидеров движения протеста.
Не исключено, что повышение статуса Герцога так или иначе связано с резким ростом популярности Бени Ганца (Государственный лагерь). На фоне масштабного национального раскола, когда стороны не в состоянии договориться друг с другом, настало время для сдержанных лидеров, искренне стремящихся к компромиссу.
Ранее Герцога, напомним, подвергали жесткой критике как справа, так и слева. В левом лагере его называли пособником Биби, а правые напоминали, что Герцог вышел из партии Авода, то есть левак. Дело дошло до того, что Эхуд Барак обнародовал картинку, на которой Герцог был изображен в образе бывшего британского премьера Чемберлена, который, как известно, вел переговоры с Гитлером перед началом Второй мировой войны.
При этом обе стороны надеялись, что президент назовет виновного в кризисе. Но опытный юрист Герцог предпочел сосредоточиться на поисках компромисса, а не обмене обвинениями. И если в начале процесса он больше походил на астронавта, свалившегося на землю после неудачного запуска космического корабля, то в дальнейшем сумел взять инициативу в свои руки.
Сегодня уже понятно, что Герцог хорошо изучил ситуацию, возникшую в стране в результате массовых демонстраций. Кроме того, со временем стали все более очевидными основные провалы плана юридического переворота Левина — Ротмана. А жесткая реакция международного сообщества лишь усилила давление на правительство Нетаниягу, сделав реформу более проблематичной для реализации.
Герцог, оценив тенденции, решил не форсировать события даже ценой жесткой критики в свой адрес. Он ждал, пока мячики, которыми жонглировал Нетаниягу, начнут падать на землю одни за другим, — и тогда вступил в игру в полную силу.
Основной пункт реформы — контроль правительства над работой комиссии по назначению судей — был уничтожен в прямом эфире лично Яривом Левином. Министр юстиции сказал в интервью 14-му телеканалу: «Было одно верное утверждение. Если коалиционное большинство сможет назначать неограниченное число судей и учитывая факт, что коалиция и без того контролирует работу кнессета и правительства, получается, что она получит власть над всеми тремя ветвями власти. Таким образом, три ветви превратятся в одну… Этого не может быть в демократической стране».
Еще один центральный пункт реформы касался закона о преодолении решений БАГАЦа (пискат ха-хитгабрут), позволяющего большинству из 61 депутата оградить принимаемые законы от критики со стороны судей.
Нетаниягу недавно прокомментировал этот момент: «Не будет ничем не ограниченного закона о преодолении, этого просто не случится. Я намерен прописать в законе права каждого гражданина Израиля». Заявление, как обычно у Нетаниягу, туманное, но направление вполне понятно.
Похоже, у Нетаниягу не осталось выбора. Он знает, что проиграл этот раунд борьбы за юридическую реформу. Программа, которую с гордостью представил Левин в начале января, фактически скончалась после непродолжительной агонии. Нетаниягу осталось сделать лишь то, на чем израильские сборные специализируются уже десятки лет: проиграть с достоинством. А для этого Нетаниягу нуждается в алиби, которое может обеспечить ему Ицхак Герцог, заявив, что глава правительства не собирается вести Израиль к диктатуре.
Таким образом, Герцогу нужно на данный момент отстраниться от агитации справа («реформа пройдет несмотря ни на что») и слева (реформа пройдет с помощью «тактики салями»). Речь идет, по всей видимости, о сознательных вбросах в попытке повлиять на конечный результат. Но шум с обеих сторон не поможет. Сегодня у Герцога есть сила и власть добиться компромисса, основанного на принципах Декларации независимости.
Автор — преподаватель на кафедре политики и СМИ в колледже «Хадасса»
Полный текст на иврите — здесь