В 2448 году по еврейскому летосчислению, в первый день третьего месяца после исхода из Египта, сыны Израилевы пришли в Синайскую пустыню и раскинули лагерь у невысокой горы.

Позади были недели странствий, сопровождавшиеся Б-жьими чудесами, и вера, укреплявшаяся с каждым днем, объединила еврейский народ. То были дни небывалого сплочения: все как один евреи ждали обещанную на пятидесятый день после ухода из Египта святую Тору. Вчерашние рабы, еще недавно униженные и оскорбляемые, искали праведности и справедливости!

Широко известен в высшей степени поучительный рассказ о том, как Всевышний, пожелавший дать Тору людям, обращался ко всем народам тогдашнего мира – но напрасно. И только сыны Израилевы приняли Тору, ибо столь велико было их доверие Богу, что знали они – не может Всевышний предложить им что-то плохое, недостойное или невыполнимое. Поэтому, вторя Моше (Моисею), народ единодушно ответил: «Исполним все, что скажет Б-г!». В память об этом мы празднуем светлый и прекрасный Шавуот!

Шавуот, отмечаемый всеми евреями мира в этом году 26 мая, имеет три первостепенных обычая. Первый – украшение дома и синагоги цветами, листьями и травами. Пошло это из того, что евреи, при получении Торы, жили в шалашах, установленных под горой Синай, и на радостях украсили свои жилища чем могли в таких условиях. Согласимся, цветы и зелень в доме – это не только красиво, но и во многом просто приятно.

Второй важной составляющей Шавуота является обычай есть молочные блюда. Праздничная трапеза обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром.

И третьим обычаем является чтение в этот день Мегилат Рут (Книги Руфь), в которой речь идет о женщине-моавитянке, которая после смерти своего мужа-еврея не оставила свекровь и вместе с ней вернулась в землю Израиля, где приняла иудаизм. Впоследствии Рут стала прабабушкой царя Давида, поэтому в Шавуот желательно посетить гробницу этого великого царя. Наши мудрецы видят аналогию между добровольным принятием Рут иудаизма и принятием Торы еврейским народом.

Как уже понятно, в Шавуот наш народ отмечает не только определенное историческое (в данном случае, высочайше-духовное) событие, но и завершение сельскохозяйственного цикла. Поэтому именно в сельскохозяйственных поселениях и в кибуцах Израиля Шавуот – поистине праздник урожая, когда на глазах созревают плоды труда, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.

Шавуот – день радости и веселья: накануне дети идут в школы или в детские сады с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают мокрыми, как после дождя, ветвями, и гирляндами из цветов, окна домов – бумажными аппликациями.

Кроме того, в синагогах вынимают из шкафов свитки Торы и читают о том, как она была дарована, читают текст Десяти Заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Евреи танцуют, поют, веселясь от души, а в крупных городах страны проходят парады, торжественные шествия, выступления самодеятельных ансамблей.

Шавуот – еще и праздник зрелости в человеческом смысле. Выпускники еврейских религиозных школ, а также светских ВУЗов заканчивают занятия и получают накануне аттестаты и дипломы. Таким образом, этот день символизирует приобщение к истинному Завету не только религиозных евреев, но и всех тех, кто посвятил себя мирской суете, светской науке или искусству.

Источник: Evrofilm — еврейский медиа портал (приведено в сокращении)

https://www.7kanal.co.il/news/251087