Сегодня, в четверг, 3 августа, в Верховном суде проходит заседание с участием трёх судей по ходатайству о признании незаконным закона о недееспособности, принятым Кнессетом в марте этого года.

Этот закон, являющийся поправкой к Основному закону, предусматривает, что признать премьер-министра физически или психически недееспособным можно при трёх условиях: либо об этом объявляет сам премьер-министр; либо такое решение принимает правительство при позитивном голосовании не менее 75% министров; либо к выводу о недееспособности премьер-министра приходит Кнессет. В таком случае решение должны поддержать не менее 90 депутатов.

Против такого закона о недееспособности “Движение за качество правительства” и партия “Исраэль Бейтену” подали иски в Верховный суд.

В результате создан прецедент — БАГАЦ впервые в истории Израиля рассматривает отмену поправки к Основному закону. Причём не в своём полном составе из 15-ти судей, а только в присутствии трех судей: председателя Верховного суда Эстер Хают, заместителя председателя Узи Фогельмана и судьи Ицхака Амита.

Фогельман заявил о возможности БАГАЦа обсуждать Основные законы и даже отменять их. Он сказал: “Верховный суд уполномочен проводить судебный пересмотр Основных законов в расширенном составе».

Председатель «Движения за качество правительства» Элиад Шрага в своем выступлении заявил: «Подсудимый номер 2 (премьер-министр Биньямин Нетаньяху) решил совершить государственный переворот в Израиле. Он решил сокрушить судебную власть, он решил демонтировать власть правоохранительной системы, он решил демонтировать институт юридического советника правительства, он решил демонтировать прокуратуру, полицию — всех от управляющего Банком Израиля до премьер-министра. и превратить нас в пограничное диктаторское государство».

Шрага продолжил: «Это совершенно личный закон. Всего через несколько часов после его принятия Нетаньяху уже выступил с речью и заявил, что отныне договоренность о конфликте интересов не применяется и начал вмешиваться в дела Верховного суда».

Председатель Верховного суда Эстер Хают задалась вопросом, почему Шрага сосредоточился в основном на описании ситуации, а не на юридических аргументах. «Сэр, вы привести юридические аргументы, а не продолжать рассказывать о нашем плачевном положении?» — поинтересовалась Хают.

Адвокат Хаберман, представляющий еще одного истца — партию “Исраэль Бейтену”, отметил: “В последнее время мы стали свидетелями частых поправок к Основным законам. Причём такие поправки стали персональными. Это даже не похоже на то, что мы стоим перед скользким склоном. Мы идем по склону”.

Эстер Хают заявила следующее: “Если есть вещи, которые необходимо улучшить, это не повод для отмены Основного закона. Это должно быть связано с доктриной чрезвычайной помощи для совершенствования Основного закона”.

Юрисконсульт правительства Гали Бехарав-Миара выступает за отмену закона о недееспособности на том основании что он, по ее мнению, носит персональный характер и направлен на улучшение правового статуса премьер-министра Биньямина Нетаньяху и на то, чтобы позволить ему избежать соблюдения конфликта интересов.

www.7kanal.co.il/news/253259