10/19/2023 12:14:44
20-летняя Адар Бен Симон вступила в бой с террористами на военной базе Зиким. Она была среди офицеров, которые руководили курсом для новобранцев – и одной из немногих, кто не уехал на шаббат домой. «В субботу, 7 октября, я проснулась от сигнала тревоги и сразу написала: “Эй, Адар, ты на базе? У вас тоже гремит?” Она ответила, что да, повсюду взрываются ракеты», – вспоминает тот день ее старшая сестра. Следующее сообщение от Адар пришло спустя несколько минут: «К нам бегут девять террористов. Мы на позициях. Шма Исраэль! Поговорим позже». Последний раз Адар вышла на связь в 7 часов 38 минут утра. «Мои солдаты ранены. Мы ведем перестрелку», – написала она, после чего ее телефон перестал отвечать.
«Я умоляла ее спрятаться, умоляла защитить себя, но она всегда предпочитала действовать вопреки обстоятельствам. Она была бойцом. И погибла за то, во что верила больше всего. За страну и людей, которых любила», – говорит её старшая сестра. Тело Адар Бен Симон обнаружили после того, как Зиким отбили у террористов. Реконструируя события первых часов хаоса войны, эксперты ЦАХАЛа пришли к выводу, что 20-летняя девушка смогла организовать оборону базы и вывести из-под огня часть оставшихся там новобранцев. На похоронах Адар Бен Симон зачитали строки из ее дневника, который она вела во время армейской службы: «Мы столкнемся со многим – радостным и забавным, трудным и, возможно, даже болезненным. Но вместе мы сможем преодолеть все».
Примерно то же самое повторял в своих выступлениях и бригадный генерал Роман Гофман. «Я обязуюсь победить! Обязуюсь сделать все, чтобы защитить мирных жителей!» – сказал он еще в 2019 году, когда принимал командование дивизией «а-Башан» на Голанских высотах. 8 октября 2023 года Гофман лично руководил одним из подразделений, которые освобождали от террористов город Сдерот. Во время уличных боев он убил несколько боевиков, но был сам тяжело ранен. Гофман стал первым военным в звании генерала, пострадавшим на новой войне.
«Сначала я не очень хорошо понимал, что это такое – быть евреем. Но армия завершила процесс моей репатриации», – когда-то признавался он в интервью. Роман Гофман родился в Белорусии и переехал в Израиль в подростковом возрасте вместе с родителями. Он получил известность в ЦАХАЛе как первый представитель «большой алии» 90-х, который дослужился до звания генерала. «В ЦАХАЛе всех учат брать на себя ответственность, а не ждать, пока им выделят полномочия», – говорил он. Уходя в армию по призыву, Роман Гофман хотел попасть в спецподразделения, но его подвело зрение: «очкарика» Гофмана направили в бронетанковые войска. По окончании срочной службы он решил остаться в армии и пошел на офицерские курсы. Позже он закончил и Колледж национальной безопасности Израиля. Гофман участвовал в ряде антитеррористических операций, а с 2022 года командовал Национальным центром учений сухопутных войск.
После эвакуации с поля боя 8 октября генералу сделали несколько операций. Сегодня медики оценивают его состояние, как «тяжелое, но стабильное». «Нас учат быть готовыми к тому, что завтра – война. Это касается не только вооружения и структур. Готовность наша прежде всего в сознании: это особый боевой дух, который пронизывает все в ЦАХАЛе», – говорил он в интервью.
Наличие у израильских военных особого «боевого духа» подтверждает каждый новый день войны. 19-летний Матан Абарджиль, боец батальона «Голани», погиб в кибуце Нир-Ам. Террористы бросили гранату в БТР, где сидели он и его сослуживцы. Юноша бросился на гранату и закрыл ее собой. «Ты спас всех нас, Матан. Ты настоящий герой, настоящая душа. Я буду рассказывать твою историю везде, куда бы я ни пошел. Я буду рассказывать ее до конца жизни – чтобы как можно больше людей знали ее и помнили тебя», – сказал Имри Мирер, один из бойцов «Голани», спасенный Абарджилем.
42-летний полковник и командир бригады «Нахаль» Йонатан Штайнберг погиб в перестрелке на границе с сектором Газа 7 октября. Он столкнулся с засадой террористов, когда направлялся к своему подразделению в район Керем-Шалом. Полковник, которого сопровождали двое подчиненных, принял бой. В прошлом Штайнберг участвовал в зачистке террористов во время второй интифады. Он также был одним из разработчиков системы антитеррористических действий на границе с сектором Газа. «Мы не знаем, как будут разворачиваться боевые действия, если они начнутся. Но мы учимся реагировать быстро, мы адаптируемся. В решающий момент каждый будет знать, что ему делать», – говорил он.
«Мы видим мужество отдельных солдат и целых подразделений. Оно проявляется на каждом шагу, посреди хаоса и разрушений», – говорит лейтенант Йозеф Таль, один из бойцов 969-го батальона резервистов. В первый день войны это соединение вошло в Сдерот, хотя еще утром субботы резервисты были дома. Они стали собираться на базе, прочитав новости. «В Реиме, который мы проезжали по пути, продолжался кровопролитный бой. Лежали трупы, догорали автомобили с пулевыми отверстиями, – вспоминает Таль. – Но уже там появлялись первые истории героизма солдат и людей, готовых жертвовать собой во имя остальных. После всего, что я увидел, я еще больше поверил в нашу нацию! Поверил в то, что мы обязательно победим, вернемся к себе прежним и объединимся».
Не только люди проявляют геройство в противостоянии с террористами. Подразделение Oketz К-9 ЦАХАЛ, которое специализируется на дрессировке собак, сообщило о гибели как минимум одного питомца в ходе боев за кибуцы на юге Израиля. «Овчарка по кличке Наро была отправлена на поиск боевиков и оружия. Наро раскрыл местонахождение засады и напал на террористов. По его наводке ячейку ликвидировали, но, увы, те успели застрелить Наро», – сообщил командир Oketz. Бойцы забрали тело животного и позже с почестями похоронили на базе. Как сообщают в пресс-службе ЦАХАЛа, обученные собаки подразделения смогли спасти более 200 мирных жителей – в том числе в кибуце Беери, где шли наиболее ожесточенные бои.
Михаил Блоков